Скумина Юлия
Критерии и показатели эффективности инновационной деятельности в ДОО
▼ Скачать
Критерии и показатели эффективности инновационной деятельности в ДОО.
Изменения, которые происходят сегодня в обществе, неизменно влекут за собой преобразования в работе дошкольных образовательных учреждений (организаций).
В современных нормативных документах Федерального уровня (Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Приоритетном национальном проекте «Образование», Современной модели образования, ориентированной на развитие инновационной экономики) ставятся задачи достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума. В связи с этим предполагается новое содержание профессионально-педагогической деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений, их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией.
Публикация «Критерии и показатели эффективности инновационной деятельности в ДОО» размещена в разделах
Однако педагогическая практика свидетельствует о том, что педагоги дошкольных образовательных учреждений недостаточно готовы к отбору и оцениванию позитивных инноваций в дошкольном образовании, к разработке и (или) внедрению инновационных программ и техно- логий, к качественной реализации их в работе с детьми. Это обстоятельство вполне убедительно свидетельствует о том, что имеет место противоречие между социально-обусловленной потребностью в повышении профессиональной компетентности педагогов инновационных ДОО и реальным состоянием методической работы, призванной обеспечить готовность педагогов к инновациям. Несмотря на то, что проблемы инновационной педагогической деятельности широко и прочно вошли в жизнь дошкольных образовательных учреждений, нормативного и инструктивно-управленческого обеспечения процессов обновления методической работы в ДОО, повышения ее эффективности в условиях реализации инноваций явно недостаточно.
Существующие подходы к организации методической работы не сориентированы на процесс обновления дошкольного образования. То есть система методической работы на сегодняшний день является неадекватной тем инновационным процессам, в которые вовлечены педагоги дошкольных образовательных учреждений. Практика инноваций требует перевода методической работы в её новое состояние – в инновационную методическую работу. В этой связи возникает «профессионально-педагогическая деятельность». Поэтому можно утверждать, что данное понятие является родовым по отношению к определяемому понятию – «инновационная методическая работа». Наиболее значимыми в данном случае являются инновационные процессы, инновационные способы профессионально-педагогической деятельности, которые осуществляют педагоги инновационного ДОО и формы управления этими процессами. На основании этого анализа приводится определение понятия «инновационная методическая работа», под которой понимается «часть профессионально-педагогической деятельности, ориентированная на создание или освоение инновационных способов профессионально-педагогической деятельноcти.
Научно-педагогические теории, отражающие исследуемую проблему, констатируют тот факт, что повышение эффективности инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении обусловливается многими обстоятельствами, среди которых важное место занимают те, что непосредственно касаются содержания и развертывания системы методической работы. Подчеркивается необходимость создания педагогических условий, реализация которых будет максимально способствовать обновлению методической работы, направленной на повышение профессиональной компетентности педагогов, занимающихся инновационной педагогической деятельностью.
Повышение эффективности методической работы определяется множеством условий, частью которых можно пренебречь, т. к. их действие незначительно влияет на изменение уровня профессиональной компетентности педагогов и эффективности самой методической работы, их действие носит косвенный характер. К комплексу необходимых педагогических условий относятся:
1) отбор и экспертиза (оценивание) инновационного содержания дошкольного образования;
2) проектирование продуктивных форм методической работы, активизирующих педагогов ДОУ на повышение профессиональной компетентности;
3) нормирование форм методической работы, сориентированных на освоение и разработку педагогами инновационных программ и технологий, на освоение новых способов профессионально-педагогической деятельности.
Первое условие включает в себя обеспечение педагогов необходимой информацией о новинках психолого-педагогической литературы, информирование педагогов об основных направлениях развития сферы образования региона, области, района, о современных образовательных программах и педагогических технологиях; в области содержания образования – создание условий для реализации вариативных образовательных программ, методическое и научно-методическое обеспечение введения нового содержания дошкольного образования, реализующего условия для эффективного воздействия на личностное развитие ребенка дошкольного возраста. Для обеспечения активного участия педагогов ДОО в инновационной методической работе необходимо проектирование продуктивных ее форм. Это является вторым условием эффективности инновационной методической работы. В педагогических исследованиях предложены различные классификации форм методической работы.
Наиболее эффективными в условиях инновационной деятельности являются эвристико-продуктивные и продуктивные формы методической работы. Практикам может быть предложен алгоритм отбора форм методической работы, обеспечивающий устранение имеющихся в профессиональной деятельности проблем :
1) Профессиональная подготовленность: теоретические семинары, педагогические гостиные, педагогические чтения, научно – практические семинары, научные конференции.
2) Профессиональная деятельность :
а) организационная компетенция: организационно- деятельностные игры, педагогические мастерские, тренинги;
б) проектировочная компетенция: проблемные семинары, проектные семинары, семинары – практикумы, фестивали педагогических идей, конкурсы методических разработок;
в) гностическая компетенция: конкурсы профессионального мастерства, научно – практические конференции, педагогические чтения;
г) коммуникативная компетенция: научные конференции, педагогические гостиные, педагогические мастерские, теоретические семинары;
д) конструктивная компетенция: участие в работе временных творческих групп, конкурсы методических разработок, проблемно – проектные семинары.
Третьим условием повышения эффективности методической работы является нормирование форм методической работы, сориентированных на освоение и разработку педагогами инновационных программ и технологий, на освоение новых способов профессионально-педагогической деятельности.
Разработкой инноваций, их содержания в современном дошкольном образовательном учреждении занимаются специально созданные инновационные подразделения педагогов: творческие группы, методические объединения, школы профессионального мастерства. Деятельность таких инновационных структур основывается на нормативно-правовой базе. Нормативная основа включает в себя: приказ на создание того или иного структурного подразделения, положение об инновационном структурном подразделении, план работы на текущий период, экспертные заключения на созданную педагогами методическую продукцию (рецензии внешние и внутренние на методические пособия, авторские программы).
Ориентируясь на идею гуманно-ориентированного образования, на формирование личности ребенка дошкольного возраста, признание ее ценности и необходимости для современного общества, мы, прежде всего, должны помнить о том, что такая личность формируется личностью самого педагога. Поэтому необходимо создать все условия роста профессиональной компетентности педагогов. Таким образом, проблема организации эффективной структуры инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении является весьма актуальной.
Режим развития ДОО предполагает использование современных образовательных комплексных программ, технологий и методов, таких, например, как проектный метод, метод наглядного моделирования, развивающее обучение, метод поисковой деятельности, работу в рамках единого образовательного пространства на основе различных методов планирования, в том числе, блочно-тематического, календарного с развернутыми конспектами и др. ДОО функционирует в условиях трансформации образовательной и информационной среды, гибкого вариативного режима работы, новых педагогических приемов работы, например педагогического сотворчества (проведение занятий одновременно несколькими педагогами и воспитателями). Используемые в образовательном процессе инновации должны соответствовать насущным потребностям и возможностям ДОО, удовлетворять всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов, способствовать достижению качественных, устойчивых и высоких показателей развития детей по ведущим направлениям. Экспериментальная деятельность, как правило, направлена на освоение качественно нового в образовательной технологии либо нового вида учреждения.
Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без разработки инновационных технологий. Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного образования.