Бабушкина Анастасия
Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Критерии готовности к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание в подготовительной к школе группе
«Критерии готовности к обучению в школе»
Введение:
Ваши дети находятся на пороге школы. Еще чуть-чуть и они станут первоклашками. И конечно каждого родителя волнует поступление ребенка в школу: хочется, чтобы ребенок достаточно быстро адаптировался к школе; чтоб легко воспринимал и усваивал материал; чтоб с желанием ходил в школу и без сопротивлений выполнял домашние задания. Все это реально, если у выпускника детского сада достаточный уровень развития готовности к школе. А что такое «Готовность к школе»? – спросите Вы. Сегодня мы с вами и определим, а что предполагает под собой готовность к школьному обучению.
Публикация «Родительское собрание в подготовительной к школе группе „Критерии готовности к школе“» размещена в разделах
Опрос родителей
Для начала предлагаем вам подумать и составить список качеств, характеризующих готовность ребенка к школе (Каким должен быть ребенок, что он должен уметь, чтоб его можно было назвать готовым к школе)
Родители индивидуально составляют списки качеств.
Обсуждение
Совместное обсуждение полученных списков, запись на доске наиболее распространенных вариантов.
Мини-лекция
Готовность к школе:
- физическая
- психологическая: мотивационная + волевая + интеллектуальная
Физическая готовность к школе включает соматическое здоровье, достаточную выносливость, определенную ловкость, скорость, моторную координацию (мелкие движения рук).
Психологическая готовность к школе включает в себя 3 аспекта: мотивационную, волевую и интеллектуальную готовность.
Сейчас об этом мы поговорим поподробнее.
Мотивационная готовность предполагает:
- желание ребенка учиться,
- отношение к обучению как к важному делу;
- наличие представлений ребенка о школе;
- сформированность внутренней позиции школьника - это вся система представлений ребенка о школе и своего места в школе. Ребенок мыслит о себе: "Я будущий школьник. Я будущий первоклассник. Я иду в школу", и эти мысли носят позитивный характер. Ребенок относится к поступлению школу, к школьному обучению положительно, точнее даже как к естественному ходу развития событий. Он может немного переживать, но в целом чувствует необходимость учения, не мыслит себя без школьного обучения.
Неоднократные опросы детей подготовительных групп показывают, что учиться в школе хотят практически все дети, хотя обоснование этого желания не у всех одинаковое. Если часть детей в качестве привлекательных моментов школьной жизни указывает получение знаний, то другую часть привлекают внешние атрибуты школьной жизни: портфель, школьные принадлежности, звонки, перемены в школе, встреча с учителем. Однако это не означает, что дети из второй группы к школе мотивационно не готовы, и у первой, и у второй группы детей присутствует положительная стойкая мотивация к обучению в школе, которая будет являться фундаментом для формирования учебной деятельности. Однако, именно внутренняя мотивация (желание узнавать что-то новое, научиться чему-либо) обеспечит познавательную активность ребенка, успешность. Наличие или отсутствие ее зависит от взрослых, что именно они говорят ребенку перед школой, на что они его программируют.
Волевая готовность к школе предполагает:
- умение сознательно подчинять свои действия общим правилам, ориентироваться на заданную систему требований;
- умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, вникнуть в содержание того, о чем говорит взрослый);
- умение работать в соответствии с предлагаемой инструкцией;
- целеустремленность: умение поставить цель, принять решение, наметить план действий, выполнить его, оценить результат своих действий (довести начатое до конца);
- самостоятельность.
Интеллектуальная готовность предполагает:
- определенный объем знаний и умений,
- определенный уровень развития психических процессов, который необходим для успешного овладения школьной программой;
- любознательность;
- ориентировка в пространстве.
Сформированность интеллектуальной сферы подразумевает:
1) Развитое внимание:
• Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение 20-30 минут;
• Находить сходства и отличия между предметами, картинками;
• Выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
• Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции («Съедобное –не съедобное», «Летает-не летает и др.)
2) Развитую память:
• Запоминание 10-12 картинок.
• Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т. п.
• Пересказ текста из 4-5 предложений.
3) Развитое мышление:
• Умение подбирать противоположности;
• Находить лишнее слово из группы слов или лишнюю картинку из группы картинок;
• Определять последовательность событий (что сначала, а что – потом);
• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах;
• Складывать пазлы без помощи взрослого;
• Сложить из бумаги вместе со взрослым, простой предмет: лодочку, кораблик;
• Переносить усвоенное правило в аналогичные условия;
• Находить причины и следствия явлений;
4) Развитую речь:
• Составлять предложения из нескольких слов;
• Понимать и объяснять смысл пословиц;
• Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок;
• Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией;
• Различать в словах буквы и звуки.
5) Математические знания:
• Цифры от 0 до 10.
• Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.
• Арифметические знаки: «+», «-», «=»,«<»,«>».
• Деление круга, квадрата на части.
• Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: справа, слева, вверху, внизу, над, под, за, между и т. п.
6) Развитую мелкую моторику.
• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.
• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
• Выполнять аппликации.
7) Широкий запас знаний об окружающем мире.
• Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
• Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.
Работа в группах
Родителям предлагается разбиться на группы и сформулировать способы развития каждого компонента психологической готовности к школе: мотивационной, волевой, интеллектуальной готовности. После обсуждения каждая группа предлагает свои варианты подготовки детей к школе.
Психолог обобщает ответы родителей, добавляет свои рекомендации
Подведение итогов
Психолог формулирует вывод о важности и необходимости подготовки ребенка к школе. Делается акцент на важности понимания, что именно представляет собой готовность к школе и, следовательно, на что обращать внимание в процессе подготовки ребенка.