Лариса Сотова
Родительское собрание «Как родители могут помочь своим детям в подготовке к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: представить родителям методические приемы работы с дошкольниками по обучению их играм, развивающим у ребенка произвольные когнитивные процессы (память, внимание, мышление, психомоторные функции, а так же способности и навыки элементарной учебной деятельности.)
Публикация «Родительское собрание „Как родители могут помочь своим детям в подготовке к школе“» размещена в разделах
У многих в семейном воспитании сформировалась достаточно распространённая тенденция, при подготовки детей к школе прибегать к помощи репетитора, платных подготовительных кружков, курсов и тд. С одной стороны родители стараются обеспечить своему ребенку достойный стартовый уровень для дальнейшей учебы в школе, а с другой стороны не стараются лично участвовать в этом процессе и все из-за того, что в большинстве своем не знают, как организовать занятия дома или не имеют просто времени на занятия с ребенком.
По проведенным опросам одна часть родителей хотели бы заниматься с ребенком, но не знают, как организовать занятие. Другие выбирают репетиторов, потому что у них нет времени для занятий с ребенком, да и терпения тоже недостаточно у многих родителей для занятий с детьми.
Поэтому мы решили провести родительское собрание
на тему: «Как родители могут помочь своим детям в подготовке к школе»
Мы подготовили упражнения игрового характера, ведь именно в игре ребенок чувствует себя уверенно.
К сожалению, некоторые родители не считают игру полезным занятием.
Но, как известно игра является ведущим видом деятельности дошкольника.
Она формирует всё то, что необходимо ребенку для полного развития личности. В игре ребенок раскрепощен и действует как активный деятель, он вникает в замысел игрового сюжета и выполняет его в процессе игры.
Очень важно то, что ребенок практически в игре не устает, не утомляется, поскольку это вид деятельности для него наиболее интересный.
Игры на развитие функций внимания.
«Догонялки с кулачками»
В эту игру можно играть дома, и в дороге. Посадите ребенка к себе на колени или сядьте рядом с ним за стол. Положите кулачки на стол (на ноги, если Вы сидите на диване) и попросите ребенка положить его кулачки. А теперь поиграем! Спрашиваем малыша, где у него правая рука, а где левая? Если Ваш малыш часто ошибается, то можно положить картинки - подсказки: рядом с правой рукой картинку с ложкой (в правой руке мы держим ложку, а рядом с левой рукой - картинку с хлебом (а в левой руке мы держим в это время хлеб). Если Ваш малыш - левша, то всё будет с точностью до наоборот.
Говорим небольшой стишок и в ритм стихотворения стучим кулачками:
Кулачками мы играем,
Руки быстро поднимаем!
Раз, два, три! Левая, беги!
На слово «беги» малышу нужно быстро убрать левый кулачок со стола, а Вы его пытаетесь запятнать - коснуться левого кулачка на столе. Слова в стишке меняются и говорится то «левая, беги!», то «правая, беги!». Задача ребенка-убежать от Вас так, чтобы Вы ни разу не успели его задеть.
Если Вы используете картинки - подсказки, то постепенно можно их будет убрать.
Игра «Не пропусти животное»
Цель: совершенствовать процесс концентрации и переключения внимания, развивать слуховое восприятие, речевые навыки, активизировать мыслительную деятельность, моторные функции.
Описание игры: Взрослый читает слова.
Как только ребёнок услышит название животного, он должен сразу же присесть. Усложнить игру можно следующим образом: дикое животное - приседание, домашнее животное - прыжок на двух ногах.
Примерные варианты слов: дождь, стул, собака, облако, лев, лошадь, дом, тетрадь, солнце, слон, трава, платок, лиса, корова, мыло, снег, дерево, свинья, очки, крокодил, ложка, шкаф, коза, кенгуру, стул, енот.
Игры на операции аналитического мышления
Словесные игры.
Игра «Что я загадал?»
Цель: Формировать у ребёнка способность к аналитическим операциям мышления, обогащать словарный запас, связную речь.
Условие игры: на вопросы можно отвечать только «Да» или «Нет». Взрослый загадывает предмет. Ребёнок задаёт вопросы, например: «Он живой или нет?», далее, если неживой: «Он сделан человеком или нет?» и т. д. Затем взрослый и ребёнок меняются ролями.
Игра «Потерянные вещи»
Цель: Формировать у ребёнка способность к аналитическому мышлению, обогащать словарный запас, связную речь.
Взрослый говорит ребёнку, что рассеянные люди, случается, теряют вещи и забывают их названия. В каждом городе есть «Стол находок», где собирают потерянные вещи. Человек, потерявший вещь, может обратиться в «Стол находок», но ему нужно точно рассказать, какая она. Взрослый предлагает ребёнку поиграть в «Стол находок». Представить себя рассеянным человеком, позвонить, по телефону» и описать потерянную вещь. Взрослый должен отгадать, он в игре - оператор.
Пример. «У меня потерялся…
1. красный, в цветочек, сделан из шёлка и металла;
2. с длинной металлической ручкой;
3. он открывается и закрывается;
4. под ним я не промокаю».
Отгадывание поэтапное, чем меньше попыток, чем быстрее произойдёт отгадывание, тем успешнее процесс отгадывания. Взрослый и ребёнок затем меняются ролями.
Игра «Логические связи»
Цель: Формировать основы логического мышления, путём подбора к ключевому слову различных слов, связанных с ним логическими связями. Обогащать словарный запас.
Взрослый говорит ребёнку любое ключевое слово. Ребёнок подбирает к нему самые разнообразные слова, которые логически с ним могут быть связаны.
Например:
лиса - хитрая -рыжая -подкрадываться - хвост- заметать,
заяц - ушастый - беляк- прыгучий -трусливый;
мышь –нора – серая - осторожная - прятаться, и т. д.
дождь – тёплый - холодный - мелкий - зонт.
гроза - гром - прятаться -крыша -дом,
солнце -яркое -светит -греет -загорать и т. д.
Развитие психомоторных действий
«Постановка руки»[/b]
Цель: Сформировать навык - правильно держать карандаш, ручку, совершенствовать моторные функции.
Многие дети, имеющие трудности с письмом, неправильно держат карандаш или ручку. В этом случае, можно воспользоваться методом метки. Поставить кружки на точки соприкосновения руки ребёнка с ручкой. Должно получиться три метки. Одна - на ручке, вторая - на подушечке указательного пальца, третья - на боковой поверхности среднего пальца, куда ложится ручка.
«Буквы по воздуху».
Цель: Совершенствовать процесс запоминания букв, цифр.
Метод дермолексии.
Взрослый «пишет» буквы пальцем на спине ребёнка, а ребёнок должен отгадать какую букву или цифру, геометрическую фигуру изобразил взрослый.
Затем меняются ролями.
«Отстукивание простых ритмических рисунков».
Цель: Формировать чувство ритма, психомоторные функции.
Предложить ребёнку упражнение – отстукивать простые ритмические рисунки подушечками пальцев обеих рук по подражанию
Эти методические приёмы игровой деятельности, в том числе, по отзывам родителей, действительно способствуют подготовке детей к школе. Родители оценили значение и важность игры, как эффективного средства обучения и развития ребёнка, способа сближения взрослых и ребёнка в ситуации семейного воспитания, что так же немаловажно.