Виноградова Людмила
Краткосрочный экологический проект в старшей группе «Зимующие птицы»
Краткосрочный экологический проект в старшей группе
Воспитатель: Виноградова Л. Ю.
Краткосрочный экологический проект в старшей группе
Краткосрочный экологический проект в старшей группе
«Зимующие птицы»
Публикация «Краткосрочный экологический проект в старшей группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Автор проекта : воспитатель
Продолжительность проекта : краткосрочный. (18.01 – 30.01)
Тип проекта : познавательно-творческий
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Возраст детей: старшая группа (5-6лет)
Актуальность проекта : человек видит и слышит птиц каждый день. Сложно себе представить, что их не станет. Роль пернатых в экосистеме очень велика. Птицы являются верными защитниками растительности от вредителей.
Зима - трудное время для птиц. Большое количество пернатых гибнет зимой от нехватки корма (ягод, семян, насекомых).Поэтому мы, педагоги, совместно с родителями, решили углубить знания детей о зимующих птицах, об их повадках, образе жизни, дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой, создать условия для общения ребёнка с миром природы. Очень важно пробудить в детях интерес к живой природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Проблема: Можно ли каким-то образом помочь птицам выжить зимой, подружиться с ними?
Цель: Формировать у детей представление о многообразии зимующих птиц; умение устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в природе; роли человека в жизни птиц, воспитывать заботливое отношение к птицам.
Задачи проекта :
Для детей:
• Обогащать и углублять представления о зимующих птицах нашего края.
• Способствовать развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения.
• Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц.
• Развивать творческие и интеллектуальные способности детей.
• Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.
Для педагогов:
• Способствовать расширению представлений детей о зимующих птицах нашего края
• Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.
• Развивать познавательные способности детей в исследовательской и творческой деятельности; активизировать детей на совместное принятие решений в ходе работы над проектом, активизировать словарь детей.
• Создать условия для развития интеллектуальных, коммуникативных умений.
Для родителей
• Проводить совместные прогулки с детьми в лес (наблюдение за птицами, обсудить внешний вид, окраску, почему не улетели; рассказать, где живут и чем питаются; вместе покормить птиц)
• Способствовать развитию творческого потенциала родителей с детьми при создании продуктов проектной деятельности.
• Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
• Привлечь родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
• Совместно с ребенком сделать кормушку и повесить во дворе.
• Подкармливая птиц, развивать словарный запас ребенка (синичку угостим салом, воробья угостим крошками и т. п.)
• Партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Форма проведения итогового мероприятия проекта :
Досуг «Сказка о зиме и птицах».
Продукты проекта :
Рисунки детей «Снегири на ветках» «Птицы на кормушках»
Лепка «Птицы клюют зернышки»
Аппликация «Птицы на дереве»
Ручной труд «Снегирь»
Презентация «Зимующие птицы»
Газета «Берегите птиц»
Обеспечение:
Методическое:
– «Проектная деятельность старших дошкольников», Журавлёва В. Н. ;
– Программы по экологическому воспитанию дошкольников: Николаева С. Н. «Экологическое воспитание в детском саду», и другая методическая литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ.
Материально-техническое:
– презентация «Зимующие птицы»;
– картинки, иллюстрации с изображением птиц;
– художественные произведения – рассказы, сказки, стихи и загадки о птицах;
- аудиозапись с голосами птиц.
Основные этапы реализации проекта :
1. Работа с детьми:
1. Подготовительный:
а) Выявление первоначальных знаний детей о зимующих птицах
б) Информация родителей о предстоящей деятельности.
в) Планирование работы
г) Формирование тем для занятий
д) Подбор иллюстраций, постеров картин на тему «Зимующие птицы»
е) Подобрать сказки, стихи, загадки о зимующих птиц
ж) Подготовить раскраски в соответствии с возрастом.
з) Подбор материала для сюжетно-ролевых игр «Зоомагазин»
«Больница для птиц»
и) Настольный театр, плоскостной театр.
Основной этап:
Совместная деятельность детей и воспитателя:
Познавательное развитие
«Беседа о птицах»
Цель: рассказать детям о птицах как о живых существах, объяснить причину их перелетов (перелетные, кочующие, зимующие)
Проблемная ситуация:
«Что будет, если не станет птиц»,
«Чем мы можем помочь зимующим птицам»;
ООД. Тема: «Зимующие птицы»
Цель: Закрепить знания детей о зимующих птицах, повторить название и строение птиц, конкретизировать представления детей о месте обитании зимующих птиц,дать элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой, обогатить словарный запас слов по данной теме.
Опытно-экспериментальная деятельность
Экспериментирование «Исследование различного оперения птиц с помощью лупы».
Цель: Расширить знания детей о птицах, о том, зачем им нужны перья, на что они похожи, какую роль играет перо в жизни птиц.
Наблюдение за синичками.
Цель: Закреплять знание дней недели, зимних месяцев. Уточнить представление детей о зимующих птицах. Развивать речь детей. Воспитывать любовь к природе.
Наблюдение: «Жизнь птиц зимой»
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о жизни зимующих птиц. Учить детей делать самостоятельные выводы в ходе наблюдения, что птиц надо подкармливать. Развивать интерес к природе.
Целевая прогулка по участку д/с
Наблюдение за поведением птиц на кормушке. Цель: Выяснить, какой корм птицам нужен. Отметить особенности поведения воробьев: задорно чирикают – чувствуют прибавку света. Если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглажены – к теплу. В январе уже можно услышать песенку синицы. Сделать вывод о том, что птицы первыми реагируют на прибавление света
Речевое развитие:
ООД Тема: Составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц : «Сравнительное наблюдение снегиря и свиристели».
Цель: Учить составлять рассказ о зимующих птицах, использовать слова: зимующие, корм, кормушки.
Чтение художественной литературы:
Н. Сладков «Волшебная полочка», «Кусок хлеба» ,
В. Бианки «Сумасшедшая птица», «Чей нос лучше?»,«Синичкин календарь», «Холодно в лесу, голодно»,
Г. Скребицкий «Появились синички»,
Л. Воронкова «Птичьи кормушки».
Заучивание стихотворенияА. Яшин «Покормите птиц зимой!»;
Загадки про зимующих птиц
Чтение пословиц и поговорок
Художественно-эстетическое развитие
Рассматривание репродукций, иллюстраций о птицах.
Рассматривание картины О. Потаса «Снегири прилетели».
Рисование:
Снегири на ветке.
Птицы на кормушке.
Лепка:
«Птицы клюют зернышки»
Аппликация:
«Птицы на дереве»
Ручной труд:
Птица
Угощение для птиц
Социализация
Дидактические игры и упражнения:
«Закончи предложение»
Цель: закрепить знание пословиц и поговорок о птицах
«Зимующие –перелетные»
Цель: учить различать и назвать перелетных и зимующих птиц
«Кто что ест»
Цель: закреплять знания о том, чем питаются зимующие птицы
«Угадай по описанию»;
Цель: закрепить знания о зимующих птицах.
Сюжетно-ролевые игры :
«Зоомагазин» «Больница для птиц»
Цель: учить детей совместномусюжетосложению, подбирать атрибуты, строить диалоги.
Театрализованная деятельность.
Настольный театр «Гуси-лебеди»
Драматизация сказки «У кормушки»
Инсценировка стих-ия Б. Брехта «Зимний разговор через форточку»;
Цель: Развивать в детях творческие способности по составлению сказки, воспитывать любовь к природе через художественное слово.
Труд:
Чистка кормушек, подкормка птиц.
Цель: воспитывать заботливое отношение к птицам.
Физическое развитие
Подвижные игры:
«Гуси-лебеди»
Цель: учить правила игры, совершенствовать основное движение бег, не наталкиваясь друг на друга, развивать диалогическую речь.
«Птички в гнёздышках»
Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, развивать ориентировку в пространстве,воспитывать дружелюбие.
«Совушка»
Цель: закрепить умение действовать по сигналу, развивать выдержку.
«Перелет птиц»
Цель: упражнять детей в спрыгивании с возвышенности, действовать по сигналу, воспитывать дружелюбие.
Пальчиковая гимнастика:
Покормите птиц зимой.
Дятел.
Цель:развивать через художественное слово мелкую моторику рук.
2. Работа с родителями:
Информационная ширма для родителей «Покормите птиц зимой»
Списокхуд. литературы для детей о птицах.
Памятка «Из чего можно сделать кормушку».
Ожидаемые результаты по проекту :
Для детей:
У детей появилось желание помогать птицам в холодное время года.
Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
У детей сформированы определенные системы природоведческие знания, позволяющие осознать единство всей природы и место человека в ней.
Обогатилась предметно-развивающая среда в группе : была собрана картотека с иллюстрациями, стихотворениями, рассказами, загадками, презентациями о зимующих птицах;
Сформировалась система знаний о зимующих птицах, гуманное отношение к природе, интерес и любовь к родному краю;
дети научились самостоятельно решать экологические задачи и находить решения в сложных ситуациях;
Для педагогов:
1. Реализация основной цели проекта, ее полное отражение в проекте.
2. Систематизация знаний детей о зимующих птицах.
3. Развитие у детей коммуникативных навыков, умение работать в команде.
4. Подготовить презентацию по проекту «Зимующие птицы»
Для родителей:
Родители вместе со своими детьми приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях и стали принимать активное участие в жизни группы и детского сада.
Заинтересованность родителей в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
Активное участие родителей в реализации проекта.
Установление эмоционального контакта с детьми.
Итог проекта.
Проведение итогового мероприятия Досуг «Сказка о зиме и птицах».
Презентации на тему: «Зимующие птицы»
Заключение:
Проект по познавательно-творческому направлению с использованием ИКТ «Зимующие птицы» полностью реализован.
Проект осуществлялся в форме включения детей в разнообразные виды художественно-творческой, познавательной и речевой деятельности. В результате реализации проекта у детей совершенствовались изобразительные навыки, произошло накапливание впечатлений, личного опыта, обогатилась эмоциональная сфера. В ходе совместной и самостоятельной познавательной, художественно-творческой деятельности дети приобрели навыки диалогического общения, научились применять практические навыки и знания в процессе самостоятельного поиска новых способов решения. Дети продемонстрировали умение сообща планировать и осуществлять работу, терпимость, трудолюбие, инициативу, самостоятельность. Работа над проектом активизировала познавательно-речевые и художественно-творческие способности детей.
В процессе работы над проектом родители стали непосредственными участниками уникального творческого процесса, который перерос в тесное содружество детского сада и семьи.
Литература:
1. Т. А. Шорыгина «Птицы. Какие они?» М. ,2003 г.
2. Т. А. Шорыгина «Какие месяцы в году» М. ,1999 г.
3. Л. П. Молодова «Экологические праздники для детей» М. ,1999 г
4. «Проектная деятельность старших дошкольников», Журавлёва В. Н. ;
5. Программа по экологическому воспитанию дошкольников: Николаева С. Н. «Экологическое воспитание в детском саду»
6. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду.
7. Долгова Т., Кравченко И. «Прогулки в детском саду»
8. Интернет.