Ирина Медведева
Краткосрочный проект «Весна приходи, всю природу разбуди» (вторая группа раннего возраста)
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Участники проекта: дети второй группы раннего возраста, воспитатели, родители.
Сроки реализации проекта: с 15 по 30 марта (2 недели)
Актуальность:
В раннем возрасте особенно важно развивать у детей добрые чувства, так как повышенная эмоциональность и познавательная направленность малыша к живому миру природы зачастую приводят к негативному экспериментированию над живыми существами: дети отрывают крылья бабочкам, чтобы узнать «может ли она летать двумя крылышками», отрезают кошке усы («еще вырастут», разрывают на части червей и т. п. (Т. Виноградова, Т. Маркова).
Публикация «Краткосрочный проект „Весна приходи, всю природу разбуди“ (вторая группа раннего возраста)» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Проекты
- Младшая группа
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Причинами неправильного отношения детей к объектам живой природы могут быть недостаточный эмоционально-чувственный опыт общения с объектами живой природы, несформированность навыков ухода за ними, низкий уровень развития наблюдательности, недостаток или отсутствие у детей представлений о растениях и животных как живых существах, плохой пример взрослых.
Порою слово «экология» и словосочетание «экологическое воспитание» вызывают у родителей туманные ассоциации со строгими школьными кабинетами или глобальными природными процессами. На самом деле экологическое воспитание ребенка раннего возраста означает содействие взрослых развитию доброго и любознательного малыша, открытого миру природы. Эта трудная задача вовсе не означает, что мы должны обрушить на кроху ворох многообразных сведений.
«Большая экология» — та, от которой зависят судьбы обитателей планеты Земля, — начинается с первых шагов маленьких ножек. Каким придет во взрослую жизнь наш малыш? Братом всего сущего, остро ощущающим чужую боль (даже если это сломанный кустик, способным снова и снова пережить изумление и восторг перед чудесами природы, или черствым, отстраненным от равнозначного нам «прекрасного живого»?
Если мы научим малышей смотреть и видеть, знать и любить и, конечно, беречь природу, через полтора-два десятилетия подрастет поколение, достойное нового века и нового тысячелетия.
Приобретенные в детстве умения видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у дошкольников глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов.
Эти причины обусловили создание проекта по формированию гуманного отношения детей к природе в раннем возрасте, которое проявляется в достаточно осознанных эмоциональных реакциях и адекватных способах действий детей в мире природы.
Проблема:
В ходе беседы выявлены следующие проблемы:
Не все дети называют признаки весны;
Дети не умеют устанавливать простейшие связи между сменой времени года и поведением животных, птиц, состоянием растительности;
Бедный словарный запас.
Цель: формировать и расширять представления детей об изменениях, происходящих в природе с приходом весны.
Задачи:
Дать элементарные представления о весне, как времени года;
Развивать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы;
Формировать познавательную активность детей при проведении экспериментов, наблюдений.
Воспитывать бережное отношение к природе, трудолюбие, любознательность.
Развивать и обогащать словарный запас, монологическую и диалогическую речь.
Планируемые результаты:
Расширение представлений о характерных особенностях весны (узнавать время года, называть признаки весны, деревья, травы, цветы, знать о поведении птиц весной, называть диких животных по картинкам, отвечать на вопросы по теме, подбирать предметы по назначению;
Развитие познавательной активности, внимания, мышления, воображения, коммуникативных навыков;
Воспитание любви и бережного отношения к природе;
Формирование экологической культуры, трудолюбия и любознательности.
Взаимодействие с семьей:
Оформление стенда «Весна»
Консультация для родителей «Как одеть ребенка весной»
Совместное чтение рассказов и стихотворений о весне.
Наблюдение родителей с детьми «По пути в детский сад и домой»
Этапы реализации проекта:
1 этап: подготовительный.
Подбор иллюстраций с изображением весенних явлений.
Подбор методической, научно-популярной литературы.
Подбор материалов, игрушек, дидактических игр, атрибутов для игровой деятельности.
Оформление группы по теме проекта.
Подбор художественной литературы.
Пополнение предметно – развивающей среды для исследовательской деятельности.
2 этап: практический
Социально-коммуникативное развитие
Пальчиковые игры: «Капают капели», «Перелетные птицы», «Шаловливые сосульки», «Солнечные зайчики», «Весна», «Подснежник»
Дидактические игры: «Времена года»; «Чей малыш?»; «Когда это бывает; «Что сначала, что потом»; дидактическое упражнение: «Поможем кукле Кате застегнуть (расстегнуть) пуговицы».
Сюжетно – ролевые игры: «Оденем куклу Катю на прогулку», «Мамы гуляют с малышами»; «Что надеть на ножки»; «Зайка заболел».
ОБЖ: просмотр мультфильмов «Опасные сосульки»; «На тонком льду» из серии «Азбука безопасности»
Наблюдение за изменениями в природе.
Целевая прогулка вокруг детского сада.
Познавательное развитие
Рассматривание иллюстраций из серии картин «Весна»: «Весна»; «Животный мир весной»; «Дети заботятся о природе» и т. д. ; иллюстраций к сказкам.
Прослушивание аудиозаписи: Звуки природы «Журчание ручья», «Пение птиц», «Весна - легкий дождь».
Дидактические игры: «День – ночь»; «Что похоже на солнышко?»; «Кто, где живет?»
Исследовательская деятельность: «Как устроено дерево? Какие изменения происходят с ветками деревьев в тепле?»; «Земля – какая она?»; «Что такое семена?» (рассматривание, посадка); «Сажаем лук»; «Для чего нужно поливать растения?».
Наблюдение за солнышком; сосульками; капелью; любование весенним небом; послушать, как поют птицы весной.
Речевое развитие
Чтение художественной литературы: А. Плещеев «Травка зеленеет»; «Весна»; В. Берестов «Воробушки»; М. Клокова «Зима прошла»; рассказ «Пришла весна, потекла вода» Л. Н. Толстой, «Как зима кончилась» В. Сутеев, «Заюшкина избушка», «Лиса и заяц»
Драматизация сказки «Заюшкина избушка».
Потешки: «Солнышко - ведерышко»; «Весна,весна красная».
Просмотр видеофрагмента «Пробуждение медведя после зимней спячки»
Художественно-эстетическое развитие
Лепка: «Вот какие у нас сосульки»; «Солнышко-колоколнышко».
Рисование: «Солнышко и облака»; «Весенняя капель».
Коллективное работа с детьми «Солнышко»
Пение песенки «О чем поет синица…»
Слушание: Вивальди «Времена года», «Весна-красна», П. Чайковский «Времена года», М. Раухвергер «Птичка»
Физическое развитие
Подвижные игры: «Солнышко и дождик»; «По ровненькой дорожке»; «Солнечные зайчики»; «Кто скорее добежит»; «Солнышко-солнышко»; «Зайка серенький сидит» и т. д.
Музыкально-ритмичные движения под музыку
3 этап: Заключительный:
«Огород на окошке»
Выставка коллективного рисунка «Солнышко»
Итоговое занятие «Дикие животные весной»
Вывод:
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияет на различные виды их деятельности.
Надеюсь на эмоциональный отклик детей на знакомство с признаками природы. Дети проявляют интерес и желание участвовать в экспериментах, наблюдать. Возрастет речевая активность детей, что положительно повлияет на самостоятельную игровую деятельность детей. Дети пытаются осуществлять ролевой диалог. Буду надеяться, что удастся достичь хороших результатов взаимодействия с родителями, и они примут активное участие в реализации проекта.
Список литературы
Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада».- М. : Мозаика-Синтез,2008.- 128с.
Колдина Д. Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий. -М. : Мозаика-Синтез, 2009,-56 с. : цв. вкл.
Литвинова О. Э. «Художественно-эстетическое развитие ребенка раннего дошкольного возраста (изобразительная деятельность).» Планирование образовательной деятельности. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2016. – 128 с.
Коробова М. В. «Малыш в мире природы: метод, пособие для воспитателей и родителей / М. В. Коробова, Р. Ю. Белоусова; [науч. ред. Г. Г. Григорьева]. —2-е изд. — М: Просвещение, 2006. - 94 с. - ISBN 5-09-015540-2.
Соломенникова О. А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М. :МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2009.- 48с.
Янушко Е. А. «Лепка с детьми раннего возраста(1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М. : Мозаика-Синтез, 2009. – 80с.
Литвинова О. Э. «Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста». Планирование образовательной деятельности. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 256 с.
Лайзане С. Я. «Физическая культура для малышей»: Кн. для воспитателей дет. сада. – 2-е изд., испр. – М. : Просвещение, 1987. – 160 с. : ил.
Сборник методических материалов позитивного педагогического опята по реализации социального экологического проекта «Чистый мир» / управление детских дошкольных учреждений Администрации города Дзержинска:, 2013. – 32 с.
Хрестоматия для младшей группы.