Надежда Шарова
Краткосрочный проект по гендерному воспитанию в старшей группе «Я — девочка, ты — мальчик»
▼ Скачать + Заказать документы
«У Т В Е Р Ж Д А Ю»
Заведующий МДОУ
«Детский сад №114»
___Н. В. Серебрякова
Приказ №141 от 01.09.2015 г.
Краткосрочный проект в старшей группе
«Я - девочка, ты – мальчик» (ноябрь)
Выполнил:
МДОУ «Детский сад «114»
Шарова Н. Н.
Саратов 2015
Публикация «Краткосрочный проект по гендерному воспитанию в старшей группе „Я — девочка, ты — мальчик“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Краткосрочный проект в старшей группе
«Я - девочка, ты – мальчик»
Введение в проект.
Актуальность проекта. Как известно в детстве происходит становление образа: Я мальчика (девочки) и приобретения им (ею) полоролевого опыта как пространства, где ребенок открывает для себя свой пол (физический, социальный, поведенческий, ролевой и т. д.) Самовыражение личности (мальчика, девочки, ее саморазвития начинается с самого близкого для него – с семьи: родителей, бабушек и дедушек, дома, в котором он живет.
Семья играет ведущую роль в становлении самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Именно в семье, на основе наблюдаемых ребенком форм поведения взрослых, он приобретает первый полоролевой опыт.
В семье дети знакомятся с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье, формирования навыков и умений поведения, а также отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений между девочками и мальчиками в группе. Поэтому семья была и есть основа гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Это мы усматриваем и в русских национальных семейных традициях, и в русском фольклоре.
Ведущей деятельностью дошкольного возраста является игровая деятельность. Благодаря игре формируется система потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения характерных для того или иного пола, который протекает под влиянием окружающих взрослых и сверстников.
Не удивительно, что одной из целей деятельности нашего учреждения является воспитание у мальчиков и девочек гендерной устойчивости, которая зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку в семейном воспитании, а также от воспитания его в дошкольном учреждении.
Вид проекта. Познавательно-творческий.
Участники проекта. Дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.
Цель: Способствовать осознанию ребенком своей половой принадлежности и освоения элементарных форм поведения соответственно пола.
Итоговое мероприятие:
Итоговое занятие: «Это я – девочка, это я мальчик»
В течение месяца планируется проводить:
Игровая деятельность:
Сюжетные игры: «Семья переезжает на новую квартиру», «Поездка на автобусе», «Детский сад», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин»
Дидактические игры: «Дети на прогулке», «Сложи узор» (для девочек – украшения, цветы и т. п., для мальчиков – элементы видов транспорта и т. п., «Одень Таню (Ваню)» (с плоскостными куклами, «Подбери подарок тане (Ване)», игры с одним, двумя обручами (подарки девочкам и мальчикам).
Коммуникативная деятельность:
Беседы «В группе дружно мы живем», «Мы любим играть, «Наши праздники» и другие.
Ситуативный разговор и речевая ситуация по теме.
Отгадывание загадок об игрушках.
Составление описательных рассказов об игрушках, об одежде (по моделям).
Познавательно – исследовательская деятельность:
Экскурсии по детскому саду, по участку (сезонные изменения в природе) и другие.
Наблюдения за деятельностью девочек и мальчиков (своей группы и старших групп).
Наблюдения за взаимоотношениями взрослых людей.
Циклические наблюдения за трудом дворника.
Решение проблемных ситуаций: «Ссора», «Мальчик обидел девочку», «Забрал игрушку» и другие.
Эксперименты с водой (вода льется из разных сосудов по – разному, вода принимает форму того сосуда, который она принимает, вода прозрачная – через нее все видно, в воде одни предметы плавают, другие тонут.
Коллекции: «Виды транспорта» (наземный, воздушный, водный, «Сезонная одежда для куклы», «Подарки осени» и другие.
Моделирование интерьера комнаты для кукол, костюма для плоскостной куклы (девочки, машины и другого транспорта (мальчики).
Трудовая деятельность:
Совместные действия мальчиков и девочек по наведению порядка в игровых центрах, по уходу за обитателями живого уголка и другое. Задания: «Подбери картинки на шкафчики для мальчиков»- девочки и наоборот, «Подбери украшение для девочки, с которой ты играешь» и другие.
Совместное с родителями пополнение центров развития атрибутами для игр (для мальчиков и для девочек).
Двигательная деятельность:
Игры: «Подарки», «Магазин игрушек», «Салочки - выручалочки», «Пальчик о пальчик» и другие.
Хороводные игры.
Игровые упражнения (по возрасту)
Спортивное развлечение.
Чтение художественной литературы:
Чтение рассказов, сказок, стихотворений об именах, о мальчиках и девочек (их взаимоотношениях, об осени, о природе и другое.
Разучивание стихотворений, потешек, пестушек о частях тела, именах («Расти коса», «Водичка - водичка», «Наша маша маленькая») и другие.
Обсуждение поступков литературных и мультипликационных героев.
Слушание музыкальных произведений и исполнение песен о дружбе, о природе, об осени и других.
Музыкально – художественная деятельность:
Музыкально – дидактические игры: «Полетаем как снежинки» и другие.
Продуктивная деятельность:
Лепка «Подарки другу (подружке)», «Угощение для зверюшек», «Поможем сделать запасы на зиму», «В детский сад привезли мячи» и другие.
Аппликация «Подбери и наклей картинку любимого животного» (ко дню животных, «В детский сад привезли игрушки, расставь их в шкафы» (коллективная, «Подарок другу (подружке)», «Красивые салфетки на стол», «Красивая скатерть» (коллективная).
Рисование «Дружные ладошки» (техника «ладонь», «Наши игрушки», «Помоги зверюшкам сделать заготовки на зиму», «Красивая салфетка», «Картинка про осень» и другие.
Предполагаемая самостоятельная деятельность детей:
Разыгрывание небольших сюжетов с атрибутами к играм «Семья», «Магазин», «Автомастерская», «Парикмахерская», «Больница», «Детский сад», «Шофер», «Пароход» и с другими.
Действия с игрушками.
Экспериментирование с водой: наливание в сосуды, переливание из сосуда в сосуд, опускание в воду разных предметов и другое
Рассматривание коллекций: «Виды транспорта», «Сезонная одежда для кукол».
Одевание и раздевание кукол (в том числе и плоскостных).
Моделирование интерьера комнаты для кукол.
Наблюдения за растениями и животными в уголке природы.
Рассматривание иллюстраций в книгах.
Лепка и рисование в изоцентре.
Складывание узоров из шишек, листьев и другого материала.
Подпевание песен.
Материал и оборудование необходимые для проекта :
Ролевые атрибуты к играм: «Семья», «Магазин», «Автомастерская», «Парикмахерская», «Больница», «Детский сад», «Шофер», «Пароход» и с другим;
Дидактические игры;
Игрушки, модели для описания игрушек.
Материалы для экспериментирования с водой (таз, прозрачные сосуды разной формы и величины, игрушки и предметы).
Коллекции «Виды транспорта», «Сезонная одежда для куклы»
Предметы мебели для моделирования комнаты для куклы.
Лейки, материалы для ухода за растениями и животными.
Видеотека, библиотека.
Изобразительные и природные материалы.
Занятие: Это я – девочка, это я мальчик
Цель:
- формирование представлений детей о внешних особенностях строения человека.
– формировать представление о себе как о человеке («у меня есть тело», «тело нужно, чтобы жить»; «я отличаюсь от животных», «из каких частей состоит моё тело?»);
– закреплять понятие «один – много»;
– расширять словарный запас: люди, человек, голова, туловище, ноги, руки;
– развивать умение соотносить свои движения со словами песенки;
– воспитывать навыки культурного поведения.
Задачи:
- формирование представлений о внешних особенностях строения тела девочки и мальчика;
- развитие способности рассматривать себя, друг друга; умения анализировать, сравнивать, делать выводы;
- воспитание проявления интереса к другим детям, доброжелательного отношения к сверстникам.
Оборудование:
- большой лист ватмана,
- фломастеры,
- фартук,
- косынка,
- бантик,
- трафареты.
Ход занятия.
1. Организационный момент
Собирайтесь, детвора,
Отправляться в путь пора.
Ждет нас дальняя дорога,
Интересные дела.
2. Сообщение темы и целей
Ребята сегодня мы поговорим о строении тела девочек и мальчиков, чем они похожи и чем отличаются.
Ты должен знать свое тело,
Знать и любить.
Самое первое дело-
В мире с ним жить.
Сделай его сильным,
Сделай его быстрым.
Сделай его, сделай его чистым.
Каждую клеточку тела
Нужно понять.
Пользоваться умело
И охранять.
3. Изучение нового материала.
Педагог обращает внимание детей на большой лист бумаги на стене и предлагает нарисовать на нем Дашу. (Обрисовали голову, туловище, руки, ноги Даши.)
- Посмотрите, какая получилась Даша на листе ватмана.
Обращается к ребятам с вопросом: «Что у Даши на голове?» (Дети рисуют на листе ватмана волосы; можно использовать трафарет.) Просит детей показать, где у Даши глаза.
- Посмотрите в глаза друг другу. У Даши голубые глаза, у Андрея - карие, у Максима – серые. Нарисуем глаза на рисунке (можно использовать трафарет).
Предлагает детям потрогать пальчиком свои носики и друг у друга, нарисовать нос на начатом рисунке.
- Покажите все свои ротики, как они умеют смеяться, говорить слово «мама».
Затем рисует рот (используется трафарет).
- Какое красивое платье у Даши – розовое, с цветочками. Такое же красивое платье нарисуем мы.
Далее педагог обращает внимание ребят на их руки и руки нарисованные у Даши. У нее, как и у ребят, - две руки.
- Посмотрите на свои руки. У руки есть ладошка, а на ней пять пальчиков. (Рисует руки.)
Раз-два-три-четыре-пять! На другой руке опять:
Будем пальчики считать – Раз-два-три-четыре-пять!
Крепкие, дружные, Пальчики быстрые,
Все такие нужные. Красивые и чистые.
- Еще у Даши есть две ноги. Посмотрите на свои ноги. Какие красивые туфли у вас на ногах, носочки разного цвета, красивые.
Покажите, какие у вас веселые ручки, как они, хлопают, а ножки умеют весело топать. Вот какую красивую Дашу мы нарисовали.
У Даши красивое платье, бантик красный на голове. Наденем Даше красивый ободок.
Кто Даша? Девочка. У нее платье бантик, косички, ободок на голове.
Физминутка:
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку. (Встают, руки на поясе.)
Руки в стороны согнули,
Вверх подняли и махнули. (Машут руками)
Спрятали за спину,
Оглянулись: (Прячут руки за спину и оглядываются попеременно.)
Через правое плечо,
Через левое еще.
Дружно присели пяточки задели. (Приседают и обхватывают пятки руками.)
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз.
Смотрите, у нас и Дима нарисован. А Дима кто? Мальчик. На нем – короткие штанишки, рубашка. У Димы волосы короткие. Косыночку Дима не носит.
4. Дидактическая игра «Скажи ласково».
Педагог приглашает детей в хоровод со словами:
Хоровод мы водим, весело играем,
Круг остановился – себя называем.
Да так ласково!
Начинает игру педагог. Она называет свое имя и одновременно хлопает в ладоши: Та–ня, Та–неч–ка.
Каждый ребенок выполняет задание. Например: Ле-на, Ле-ноч-ка. И т. д.
5. Закрепление изученного материала.
Беседа.
- Ребята, покажите мальчика.
- Покажите девочку.
- Кто носит бантик?
- У кого красивое платье?
- У кого короткие штанишки? Короткие волосы?
- Правильно, молодцы, девочки носят платья и бантики, а мальчики короткие волосы и штанишки.
6. Итог.
Человек бывает разный: средний, маленький, большой,
И не так- то просто сразу разобраться, кто - какой,
Есть и брови, есть и уши, есть и рот, и две руки…
Очень важно, что с наружи, но важнее, что внутри.
Так что дело не в обличье, суть совсем не так проста.
Наши главные отличья: сердце, разум, доброта.
Острый взгляд для сердца нужен, повнимательней смотри,
Очень важно, что с наружи, но важнее – что внутри!
Ожидаемые результаты проекта
У детей
• определение гендерной позиции по отношению к окружающему миру и людям через игровую деятельность;
• осознание собственного Я – мальчика (девочки, развитие ребенка как личности в социуме и семье, и пробуждение чувства мужественности (женственности);
• проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к родителям, повышение значимости семьи в своей жизни;
• желание отразить свои чувства в художественно-творческой деятельности, так как рисунок – своеобразная детская речь.