Светлана Бочко
Краткосрочный проект в средней группе «Мой родной край Донской»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : познавательно – творческий.
Вид проекта : краткосрочный
Участники проекта :
- дети средней группы (4 – 5 лет);
Актуальность:
Ростовская область – красивый край Донских казаков, которые живут в гармонии с природой. Творческое самовыражение народа, это его национальная культура. Каждый народ вносит в культуру свое, и очень важно не упустить крупицы народной мудрости, сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям. Поэтому приобщение детей к истокам народных традиций посредством проектной деятельности является эффективным средством патриотического воспитания, любви к своей Родине, своему народу, развития познавательной активности, творческого мышления, становления духовно-нравственной, гармоничной личности.
Публикация «Краткосрочный проект в средней группе „Мой родной край Донской“» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Цель:приобщить детей к уникальной национальной культуре казачества, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям.
Задачи:Воспитывать интерес к познанию особенностей жизни Донских казаков. Ознакомление детей с культурными традициями и бытом казачества (жилище, костюм, предметы быта); Развивать творческие способности детей, через знакомство с казачьим народным творчеством. Развитие познавательной активности детей;Укрепление здоровья детей средствами физкультуры и спорта;Воспитание положительных качеств личности, сохраняя индивидуальность каждого ребенка.
Предполагаемый результат:Сформировать представления о родной стране, истории донского края, донских казаков, о народных казачьих играх, обычаях, традициях. Воспитывать желания быть патриотом своей Родины. Развитие интереса к своей стране, своему городу и родному краю. Проявление устойчивого интереса к истории Донского казачества
Этапы:
1. Подготовительный этап: Изучение методической литературы. Устный опрос родителей с целью выявления семей причастных к казакам, осведомленностиоб истории и культуре донских казаков.
2. Основной этап: Работа с детьми.
Понедельник.
1. Беседа «Дон, земля донская, донские казаки» - донести до сознания детей принадлежность к славному роду казачьему.
2. Рассматривание альбома «Край Донской», символики Донского казачества (герб, флаг). Заучивание казачьих пословиц и поговорок.
3. Народная игра «скучно – скучно мне сидеть». Подвижные игры «Змейка», «Горелки».
4. Слушание казачьей песни «Как за Доном, за рекой…». Пальчиковая гимнастика: «На пригорке дом стоит…»
5. Чтение художественной литературы: Казачьи сказки «Есаул и его конь»
6. Познание социального мира: «Мы - Донские казаки». Цель: познакомить с семейным бытом казаков, внешнем и внутреннем благоустройстве куреня; познакомить детей с казачьим костюмом; обобщить и систематизировать представления детей о казаках; закрепить в словаре детей слова используемые в казачьей речи : курень, печь - каменка, мундир, шаровары, спидница, басочка, шпычка (колпачок).
Вторник.
1. Беседа «Казаки – земледельцы» уточнить и расширить знания детей, какими культурами славится земля донская.
2. Игра «Передай подкову» Дети строятся по кругу, звучит музыка, под музыку дети передают друг другу подкову. У кого в руках окажется подкова, когда музыка остановится, тот танцует, или читает стихотворение.
3. Чтение художественной литературы:сказка «Казак и лиса».
4. Презентация «Животный мир Донского края»
5. Лепка: "Варенечки я лепила". Цель: Познакомить детей с рецептурой и техникой изготовления вареников, развивать аккуратность в работе.
Среда.
1. Беседа: «Как воспитывали казака». Цель: Дать детям знания о том, как воспитывали в казачьей семье девочек и мальчиков, почему давалось разное воспитание, какая цель преследовалась.
2. Игра: «Папаха»
Дети выстраиваются в круг. Под музыку по кругу пускается казачья папаха. На ком музыка останавливается, тот должен громко крикнуть:"ЛЮБО!", - и надеть папаху на голову.
3. «К худой голове своего ума не приставишь», беседа об уме и глупости – показать детям значение знаний, пословицы, поговорки.
Атамана из плохого казака не получится
Казак без службы – не казак.
Хлеб да вода, — казацкая еда.
На родной земле хоть умри, но с нее не сходи!
4. Рисование: «Донской женский народный костюм». Цель: учить рисовать женский костюм в комплексе: кофта и юбка, используя иллюстрационный и наглядный материал и трафарет; развивать познавательный интерес к национальным костюмам, орнаменту на одежде; воспитывать желание следовать старинным народным традициям.
5. Чтение художественной литературы. Казачьи сказки: «Казак и птицы»
Четверг.
1.«Казачьи посиделки» (развлечение). Цель: Вызвать у детей чувство эмоциональной радости от соприкосновения с культурой и историей казачества.
2. Игра: «Кто быстрее сядет на коня». Дети «скачут» вокруг стульев. Когда заканчивается музыка, всадники занимают свои места. Кому не хватило «коня» выходят из игры.
3. Чтение художественной литературы. Казачьи сказки: «Казаки и разбойники».
4. Загадки:
1. Погоны желтые, шашки острые, тени длинные, кони борзые, полем едут с песнями искать царю чести, а себе славы. (Казаки)
2. Лохматый казак, посреди кушак
По двору ходит, порядок наводит. (Веник)
3. Сверху дыра,
Снизу дыра,
А посередине –
Огонь да вода. (Самовар)
4. Новая посудина,
А вся в дырках, (Сито, решето)
5. Три братца
Пошли на речку купаться,
Два купаются,
Третий на берегу валяется.
Искупались, вышли,
На третьем повисли. (Ведра с коромыслом)
Пятница.
1. Экспериментирование с объектами живой и неживой природы.
Цель: создание условий для формирования у детей познавательного интереса через исследование объектов живой и неживой природы.
2. Презентация «Природа донского края».
Цель : познакомиться с разнообразием растительного и животного мира Ростовской области.
3. Чтение художественной литературы. Казачьи сказки: «Виноградная лоза».
4. Игра: «Горелки».
Играющие становятся в две колонны (парами, впереди - водящий). Все хором произносят:
Гори, гори ясно, Птички летят.
Чтобы не погасло. Колокольчики звенят!
Глянь на небо - Раз, два, три - беги.
С последним словом дети, стоящие в последней паре, отпускают руки и бегут в начало колонны: один - слева, другой - справа. Водящий пытается поймать одного из них, прежде чем дети успевают встретиться и взяться за руки. Если водящему удается это сделать, то одного из детей он берет за руку и встает с ним в пару.
5. Беседа: «Живет в народе песня» - знакомство с казачьими песнями.
Работа с родителями.
Консультации на тему: «Без прошлого нет будущего», «Воспитание детей в казачьих семьях»
Используемая литература:
1. Казачьи пословицы и поговорки https://russkie-kazaki.ru/kazachii-pogovorki
2. «В краю Тихого Дона».
(Методическое обеспечение реализации регионального содержания парциальной образовательной программы по приобщению дошкольников к культуре и традициям донского края)
Авторы-составители: Галактионова Е. В., Каплина В. Н., Муравьева О. Ю., Склярова ВуЦ.
3. Приобщение дошкольников к традициям родного края.
Авторы-составители: Л. О. Тимофеева, Н. Н. Волохова.