Жанна Синицына
Краткосрочный проект в подготовительной к школе логопедической группе «Давайте познакомимся»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческое название: «Давайте познакомимся».
Тема проекта : Адаптация детей с общим недоразвитием речи к условиям подготовительной к школе логопедической группы.
Участники проекта : воспитанники логопедической группы, родители, воспитатели, учитель-логопед, психолог.
Тип проекта : Практико-ориентировочно-творческий.
Срок реализации проекта : краткосрочный (2017 год).
Публикация «Краткосрочный проект в подготовительной к школе логопедической группе „Давайте познакомимся“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Интеграция образовательных областей: речевое, познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Цели проекта :
• создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка к условиям логопедической группы;
• разностороннее развитие ребёнка, задаваемое ФГОС ДОО в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, спецификой детства как самоценного периода жизни человека;
• повышение социального статуса дошкольного образования;
• обеспечение равных возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
• сохранение и укрепление здоровья детей с общим недоразвитием речи.
Актуальность проекта :
Проблемы адаптации детей раннего возраста изучены и описаны уже многими педагогами и психологами. Опубликовано множество советов, как сделать так, чтобы адаптация к детскому учреждению проходила у малышей как можно быстрее и комфортнее.
Однако проблема адаптации дошкольников в логопедической группе не менее важна. Ведь, чем быстрее привыкнут воспитанники к новым условиям, тем быстрее начнётся учебно-воспитательный и коррекционный процесс.
В логопедическую группу дети, в основном, приходят из общих групп. Попадая в другую обстановку в старшем возрасте дети подвергаются стрессу. Дошкольники недопонимают, зачем их привели в другую группу, забрав от друзей и знакомого, «привычного» воспитателя. Почти все дети с речевыми проблемами не замечают за собой дефектов в речи и как следствие недоумевают, для чего с ними проводят тяжёлые упражнения для коррекции речи. Так как требования логопедической группы отличаются от требований общих групп.
Обычно, родителей (законных представителей) детей общих групп уговаривают перевести детей в логопедическую группу. Зачастую они не согласны с поставленным диагнозом и недопонимают трудности речевых нарушений своих чад. Поэтому, опираться на их помощь в период адаптации, воспитателям не приходится. Рассуждая дома при детях о своих опасениях, родители, сами того не понимая, настраиваю детей против новой группы.
Наряду с детьми, которые ранее посещали дошкольное учреждение, в группу приходят и новые «домашние» дети, у которых наблюдаются все, классические трудности адаптационного периода.
К работе по ускорению адаптации детей к логопедической группе кроме воспитателя привлекается учитель-логопед и психолог. Необходимо также расширить знания об отклонениях речи родителей (законных представителей) воспитанников подготовительной к школе логопедической группы и сделать их своими единомышленниками в этот сложный период.
Задачи проекта :
• помощь детям с речевыми отклонениями в преодолении стрессового состояния в адаптационный период;
• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
• создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
• формирование социо - культурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей в период адаптации;
• обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителях) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
• формирование активной позиции у родителей (законных представителей) к адаптационному процессу.
Основные направления проекта :
1. Работа с детьми.
2. Работа с родителями (законными представителями).
3. Совместная работа с логопедом, медицинской сестрой и психологом ДОУ.
Формы работы с воспитанниками и родителями (законными представителями) :
• Слушание стихов и рассказов о речи (вызвать интерес детей к занятиям).
• Знакомство с логопедическим кабинетом (вызвать положительные эмоции, преодолеть страх перед занятиями с учителем-логопедом).
• Игры по желанию детей (снять застенчивость, вызвать желание общаться со сверстниками).
• Совместные игры в группе (снять боязнь, тревогу, застенчивость).
• Пальчиковые игры и самомассаж (подготовка коррекционной и самостоятельной работе).
• Психогимнастика (упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка).
• Культура общения (закрепить взаимопонимание детей и воспитателя).
• Консультации и брошюры для родителей (законных представителей).
• Мастер – классы, посиделки для родителей (законных представителей).
• Спортивный праздник «Мама, папа, я – здоровая семья!».
Этапы проекта :
1. Подготовительный.
• создание методического обеспечения;
• создание естественной познавательной среды;
• помещение информации в родительский уголок.
2. Основной.
• знакомство с семьёй;
• ознакомление родителей с речевыми нарушениями детей и особенностями работы логопедической группы;
• работа с детьми;
• беседы с родителями;
• консультации родителей учителем-логопедом и психологом;
• проведение родительских собраний.
3. Заключительный.
Модель комфортной адаптации детей логопедической группы :
• Знакомство с родителями и ребёнком (определить особенности психо-физического развития ребёнка).
• Установление контакта с ребёнком (ребёнок привыкает к новой группе и незнакомым взрослым).
• Анализ мониторинга и диагностики (узнать уровень знаний и умений детей).
Ожидаемые результаты.
• Благоприятный адаптационный период у детей логопедической группы.
• Снижение заболеваемости у детей в период адаптации.
• Повышение у родителей компетенции в вопросах воспитания, обучения и коррекционной работы с детьми логопедической группы в адаптационный период.
• Установление доверительных отношений между работниками логопедической группы и семьями дошкольников.
Перспективное планирование:
Сроки реализации Образовательные области Работа с детьми Работа с родителями
Понедельник
Речевое развитие Педагогический срез
Чтение художественной литературы «Сказка о дружбе», автор Татьяна Попова. Беседа с родителями «Адаптация ребенка в новой группе».
Вторник Социально –коммуникативное развитие Игры на сплочение детского коллектива «Липучки», «Новоселье» (приложение №3) Родительское собрание на тему: «Адаптация ребенка в новой группе».
Среда
Социально – коммуникативное развитие
Познавательное развитие Пальчиковая гимнастика «Друзья», «Дружба» (приложение №2)
Наблюдение за природными явлениями – «Солнце»
Четверг
Социально –коммуникативное развитие
Физическое развитие Дидактическая игра «Найди друзей».
Релаксация под шум летнего дождя.
Пятница
Художественно – эстетическое развитие. Аппликация «Я и мои друзья».
Понедельник Речевое развитие Заучивание речевок – кричалок (приложение №5) Консультация для родителей «Адаптация ребенка в новой группе».
Вторник Социально - коммуникативное развитие Сюжетно – ролевая игра «Детский сад» (приложение 6)
Пальчиковая гимнастика «Карманов много у меня» (приложение №2)
Среда
Художественно – эстетическое развитие Рисование нетрадиционными способами «Мой мир».
Четверг
Социально – коммуникативное развитие Дидактическая игра «Наоборот»
Игра на сплочение детского коллектива «Групповой коллаж» (приложение №3).
Пятница
Физическое развитие Спортивный праздник совместно с родителями «Мама, папа и я – спортивная семья!».
Понедельник Чтение художественной литературы Чтение русских народных сказок Домашнее задание для родителей на тему: «Я и мои друзья».
Вторник Речевое развитие
Физическое развитие Беседа с воспитанниками : «Мир вокруг нас»
Подвижная игра «Совушка» (приложение №1)
Среда
Познавательное развитие
Физическое развитие Экспериментирование с водой.
Релаксация под музыку.
Четверг
Художественно – эстетическое развитие Ручной труд оригами «Котята».
Пятница
Речевое развитие
Художественно – эстетическое развитие Беседа с воспитанниками на тему: «Правила дорожного движения»
Лепка «Ладошки дружбы» Помощь родителей в оформлении выставки «Я и мои друзья».
Понедельник Речевое развитие Заучивание наизусть стихотворения Памятка для родителей «Как заниматься в логопедической группе».
Вторник Социально – коммуникативное развитие
Физическое развитие Дидактическая игра «Найди братца»
Подвижная игра «Быстро возьми» (приложение №1)
Среда
Социально – коммуникативное развитие
Речевое развитие
Художественно – эстетическое развитие Круглый стол для воспитанников и родителей : «Мы вместе».
Четверг
Познавательное развитие Педагогический срез
Наблюдение за природными явлениями «Что изменилось вокруг нас»
Список литературы и использованных источников:
1. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сал. – М. : Просвещение, 2003.
2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - Изд-е 3-е. - СПб: Союз, 2006.
3. Доронова Т. Н., Галигузова Л. Н., Голубева Л. Г. Из детства – в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет – М. : Просвещение, 2007. – 303с.
4. Доронова Т. Н., Соловьева Е. В. и др. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. – М. : Линка-Пресс, 2001.
5. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304с.
6. Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М., Издательство: Айрис-Пресс, 2005.
7. Гейс Е. В., Байдина О. В., учитель-логопед СП «МОУ Майская СОШ» д/с № 7. Адаптация детей к условиям логопедической группы. - [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.logoped.ru/gejsev02.htm
8. Ежова О. Ю. Программа по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. - [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://festival.1september.ru/articles/622768/
9. Королёва С. Г. Особенности адаптации детей с ОНР к условиям ДОУ. - [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://journal.preemstvennost.ru/9-arkhiv-zhurnalov/2011-god/nomer-2-noyabr-2011-god/tema-nomera/971-problema-sotsialno-psikhologicheskoj-adaptatsii-detej-s-rechevymi-narusheniyami-k-usloviyam-detskogo-sada
10. Электронный ресурс. Мазанова Е. Проект по адаптации детей к детскому саду «Здравствуй, детский сад, мы к тебе пришли»
11. Электронный ресурс. Чурсина Е. Адаптация детей с нарушениями речи к условиям логопедической группы (из опыта работы)
Приложение 1:
Подвижные игры:
«Быстро возьми»
Цель: учить детей ходить, бегать по кругу, действовать по сигналу, развивать ловкость, быстроту.
Ход игры:
Дети образуют круг и по сигналу воспитателя выполняют ходьбу или бег вокруг предметов (кубики, шишки, камешки, которых должно быть на один меньше. На следующий сигнал6 «Быстро возьми!» - каждый играющий должен взять предмет и поднять его над головой. Тот кто не успел поднять предмет, считается проигравшим. Игра повторяется
2 вариант.
Дети выполняют танцевальные движения, разные виды бега и ходьбы. Предметов может быть меньше на 3-4.
«Чья колонна скорее построится?»
Цель: учить детей двигаться по площадке в разных направлениях, по сигналу строится в три колонны в соответствии с предметами находящимися в руках. Развивать внимание, умение действовать по сигналу, ориентировку в пространстве.
Ход игры:
Дети распределяются на три группы с одинаковым числом игроков. Каждая подгруппа выбирает определённый предмет, например шишку или камешек и т. д. все дети одной группы имеют один и тот же предмет. В разных концах площадки выбирают места для этих подгрупп – пенёк, куст, дощечка, которые обозначаются таким же предметом. Под удары бубна все ходят или бегают в разных направлениях. По сигналу «На места» бегут и строятся у соответствующего предмета в колонну.
2 вариант.
Воспитатель даё т сигнал: «Стой!». Дети останавливаются, закрывают глаза, а педагог в это время меняет места предметов, затем подаёт сигнал «На места!». Дети открывают глаза, бегут к своим предметам и строятся.
«Совушка»
Цель: учить детей действовать по сигналу, бегать, врассыпную имитируя птиц, сохранять неподвижную позу. Развивать равновесие.
Ход игры:
Все играющие птички, один ребёнок – сова, которая находится в стороне площадки. По сигналу «день» птички разлетаются, машут крыльями, клюют зёрнышки. На сигнал «ночь» все останавливаются и стоят неподвижно. Вылетает сова, высматривает тех, кто шевелится и забирает в гнездо. через 15-20 сек. Снова даётся сигнал «день», сова улетает в гнездо, дети – птички летают по площадке.
2 вариант.
Выбирается две совы. Принимать интересные позы.
«Пятнашки»
Цель: учить детей бегать по площадке врассыпную, с ускорением, закреплять умение действовать по сигналу. Развивать ловкость, быстроту.
Ход игры:
Выбирается водящий, который получает цветную повязку и становится в центр площадки. После сигнала: «Лови!» - все дети разбегаются по площадке, а водящий старается догнать кого-нибудь из играющих и осалить. Тот кого осалил водящий отходит в сторону. После 2-3 повторений Ловишка меняется.
2 вариант.
Нельзя пятнать того кто успел встать на одну ногу.
«Бег шеренгами»
Цель: учить детей ходить шеренгой с разными положениями рук: на плечах, сцепленные впереди, убегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Развивать умение действовать по сигналу, согласованно, ловкость, быстроту движений.
Ход игры:
Команды выстраиваются шеренгами (на расстоянии 15-20шагов, можно дать им названия «Ракета» и «Спутник». По сигналу дети одной из команд, взявшись за руки идут вперёд, стараясь соблюдать равнение. Когда до другой шеренги участники которой сидят на земле, остаётся 2-3 шага, воспитатель даё т команду: «Беги!». Дети первой шеренги расцепляют руки и бегут в свой дом, а ребята второй шеренги стараются их осалить. При повторе команды меняются ролями
2 вариант.
Каждый раз дети обеих команд должны принимать определённое исходное положение, например: те, кто наступает, могут брать друг друга под руги, класть руки на плечи, сцеплять их впереди; те, кто ожидает приближения соперников, могут стоять спиной или боком к ним.
«Догони соперника»
Цель: учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую быстро, чтобы не осалили другие дети. Развивать умение действовать по сигналу, быстроту движений, ловкость.
Ход игры:
Две шеренги детей располагаются перед стартовыми линиями на расстоянии 5 шагов одна от другой, в 15-20 шагах от стартовой линии очерчивается дом. По сигналу все одновременно начинают бег: дети, находящиеся сзади стараются осалить бегущих впереди. После подсчёта осаленных дети меняются ролями. При повторе шеренги меняются местами.
2 вариант.
Дети убегают разными видами бега.
«Перемена мест»
Цель: учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую шеренгой, не наталкиваясь друг на друга. Развивать умение строится в шеренгу ровно, действовать согласованно, по сигналу. Закреплять боковой галоп, бег с прямыми ногами.
Ход игры:
Две команды по 8-10 человек выстраиваются шеренгами лицом друг к другу на противоположных сторонах площадки за линиями городов (дистанция 10-12м, и расходятся на ширину вытянутых рук. По сигналу бегут навстречу друг к другу, стараясь как можно быстрее оказаться за чертой противоположного города, затем поворачиваются лицом к центру площадки и строятся в шеренгу. Побеждает команда сделавшая это быстрее.
2 вариант.
Перебегать боковым галопом, с прямыми ногами.
«Собери флажки»
Цель: учить детей перебрасывать с одной стороны площадки на другую, стараясь быстро поднять флажок, держать флажки крепко, стараясь не уронить. Развивать у детей ловкость, быстроту движений, координацию, внимание.
Ход игры:
На поле, площадке расставлены флажки через каждые 8-10м. в первом ряду флажков должно быть на два меньше, чем играющих, во втором ряду ещё на 2 меньше. Таким образом, если играют 10 детей то флажков должно быть в каждом ряду 8, 6, 4, 2, 1. по сигналу дети бегут, каждый старается завладеть флажком в первом ряду. Двое, не успевших это сделать, выбывают из игры. После второго этапа остаётся шесть участников, затем 4 и наконец двое сильнейших. Ребенок, овладевший последним флажком, становится победителем.
Усложнение: до флажков добраться прыжками с продвижением вперёд на двух ногах.
«Будь внимателен»
Цель: учить детей быстро бегать за предметами, слушая команду, какой из предметов нужно принести. Развивать внимание, ловкость, быстроту движений.
Ход игры:
На одной стороне площадки 5-6 играющих, на противоположной (дистанция 8-10м) напротив каждого лежат три предмета (кубик, погремушка, флажок) на сигнал «Беги!» дети устремляются к предметам. Примерно на середине пути следует сигнал, какой из трёх предметов нужно взять, например кубик. Дети берут названный предмет и бегут с ним на исходную линию, выигрывает тот, кто первым принёс предмет, если взят не тот предмет, нужно вернуться и заменить его.
2 вариант
Детям сразу сказать, какой предмет принести. Прибежать взять предмет и поднять его вверх.
«Салки – не попади в болото»
Цель: учить детей бегать, не забегая за зрительные ориентиры, с увёртыванием. Развивать ловкость, быстроту движений, ориентировку в пространстве.
Ход игры:
На площадке палочками, шишками, камешками обозначается место, куда нельзя забегать – болото (муравейник, огород). Выбирают ловишку. По сигналу он догоняет детей, стараясь их осалить.
Осаленный ловишкой выходит из игры.
2 вариант.
Ловишка стоит в центре круга начерченного на земле или выложенного из шнура. Дети забегают в круг и выбегают из круга, а Ловишка пытается осалить того, кто не успевает выбежать из круга.