Светлана Наливайко
Краткосрочный проект «В мире удивительных насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта : Наливайко Светлана Николаевна воспитатель 1- ой квалификационной категории МБДОУ детский сад № 13
Тип проекта– познавательно-продуктивный, групповой.
Продолжительность: краткосрочный (5.09.2018-21.09.2018)
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Возраст детей: 3-4 лет
Цель: создание условий для формирования у детей бережного отношения к природе через ознакомление с миром насекомых.
Задачи:
Публикация «Краткосрочный проект „В мире удивительных насекомых“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
1. Расширять у детей представление о многообразии насекомых, об их характерных особенностях, местах обитания, питания.
2. Развивать творческие способности детей.
3. Развивать познавательную активность, активизировать и обогащать словарь через разучивание стихов, песен, загадок, чтение художественной литературы.
4. Воспитывать заботу о сохранности природы, отзывчивость и гуманного отношения к ней.
5. Привлекать родителей к экологическому воспитанию детей в семье.
Актуальность:Экологическому воспитанию детей уделяется большое внимание. Мы знаем, что на земле экология ухудшается, гибнет все живое, и мы должны у детей сформировать основы экологической культуры, бережное отношению ко всему живому, что есть на земле. Это нужно начинать формировать с детства.
Большинство детей в больших городах редко бывают на природе, по этому, не видят и не могут эмоционально воспринимать красоту цветов, восход солнца, закат. Это нельзя увидеть на картинках и фотографиях.
Дети по своей природе очень любознательны, любят наблюдать, проводить опыты, это надо активно использовать при работе с ними, чтобы они получили больше знаний об окружающем мире.
Но не все дети воспитаны, не все знают правила поведения в природе. Наша задача через проект формировать у детей бережное отношения к природе, заботиться о ней, восхищаться, с любовью относится даже к самому маленькому существу.
Ожидаемый результат:
Презентация развивающего лепка «Насекомые»;
Выставка детских рисунков «Насекомые» (совместно с родителями).
1 Этап проекта – подготовительный.
Занятие «В мире насекомых»
Сотрудничество с родителями (консультация «Оказание первой помощи при укусах насекомых»).
Подбор литературы о насекомых, песен, пословиц, иллюстраций.
2 Основной этап - Выполнение мероприятий по плану проекта.
3 этап – заключительный.
Выставка детских рисунков «Насекомые» (совместно с родителями).
План мероприятий
Виды деятельности и содержание проекта.
Продуктивная. Творческая мастерская: самостоятельная деятельность Лепка «Стрекоза, жук, муха, гусеница». Рисование бабочек (не традиционный способ).
Задачи: Закрепить умение лепить насекомых из отдельных частей, соединять части в единое целое, правильно передавать их форму и пропорции. Учить аккуратно рисовать используя в работе разные нетрадиционные способы. Воспитывать самостоятельность, аккуратность и инициативность.
Музыкальная. Прослушивание музыкальных произведений Римский Корсакова «Полет шмеля», Чайковский «Вальс цветов». Разучивание песен «В траве сидел кузнечик», «Улыбка».
Задачи. Познакомить с песнями о насекомых. Учить четко проговаривать слова песен, соблюдать интонацию, выразительность.
Коммуникативная. Литературная гостиная: Чтение Чуковского «Муха-Цокотуха», Крылова «Стрекоза и муравей», Драгунского «Он живой и светится». Интервью – составление рассказа о насекомых. Разучивание поговорок, стихов, песен, закличек о насекомых. Подвижные игры «Бабочка», «День и ночь», «Лягушка и цапля», «Поймай комара», «Четвертый лишний».
Задачи. Познакомить с писателями натуралистами. С героями этих произведений. Разбор значения пословиц, поговорок о насекомых. Учить выразительности при чтении стихов. Формирование навыков диалогической речи на тему «Насекомые луга». Познакомить с профессией натуралиста. Воспитывать любовь к природе. Познакомить детей младшего возраста со сказкой «Муха Цокотуха», учить играть с выражением, передавать характер героя.
Познавательная. Экскурсия по территории детского сада, местам обитания насекомых. Беседа- обсуждение «В чем польза насекомых». Рассматривание иллюстраций, книг, фотографий о насекомых.
Задачи. Познакомить детей с насекомыми, их строением. Воспитывать уважение к «братьям меньшим» сострадание, помощь к слабым, беззащитным.
Игровая. Подвижные игры «Шмель», «Пчелка и ласточка», «Лягушка и цапля», «Пчелкины песни». Дидактические игры «Собери насекомое», «Составь рассказ по схеме», «Соедини по точкам», «Тараканище», «Найди различие и сходство».
Задачи. Развивать выдержку, внимание, быстроту меткость, взаимовыручку. Уметь бегать в разных направлениях не натыкаясь друг на друга. Познакомить видами насекомых. Уточнить главные отличительные признаки всех насекомых.
Работа с родителями. Выставка рисунков «Насекомые вокруг нас».
Задачи. Закрепить знания о мире насекомых. Внешнем виде, способе передвижения и месте обитания.
Результаты проекта :
1. Повысился уровень знаний детей о жизни насекомых.
2. Вовлекли родителей в жизнь детского сада
3. Развили познавательный интерес, любознательность, коммуникативность.
4. Оформлена выставка рисунков «Насекомые вокруг нас» (совместно с родителями).
Приложение:
1. Занятие «В мире насекомых»
Конспект занятия на тему «В мире насекомых»
Образовательные: Уточнить знания детей о насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни; учить выражать мимикой, жестами и пластикой их движения.
Развивающие: развитие внимания.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к насекомым, любовь к природе.
Оборудование: магнитная доска, фигурки насекомых, предметные картинки с изображением насекомых.
1. Организационный момент.
Воспитатель: Рядом друг с другом становитесь, и друг другу улыбнитесь. Ребята, давайте встанем в круг и поделимся хорошим настроением друг с другом. Я улыбнусь и передам свою улыбку… (называю имя ребёнка, стоящего справа, он передаст свою улыбку следующему. Улыбка должна вернуться ко мне. (Дети по очереди передают улыбки друг другу). Хорошо, спасибо. Присаживайтесь на свои стульчики.
2. Сообщение темы занятия.
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну, а чтобы узнать, как эта страна называется, я предлагаю вам отгадать загадки.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел.
Он вспорхнул и улетел.
(бабочка)
Маленький вертолет
Летит назад и вперед.
Большие глаза
Зовут ее….(стрекоза)
Тлю с ветвей она съедает
И в саду нам помогает
На листах усевшись ловко
Это божия….(коровка)
(дети самостоятельно, выставляю на магнитной доске насекомых).
- Ребята, а как можно назвать одним словом бабочку, стрекозу, божью коровку.
Дети: это насекомые.
Воспитатель: Совершенно верно. И сегодня мы с вами отправимся в страну «Насекомых».
3. Беседа о насекомых.
(Входит Лунтик, в руках у него баночка с жучком).
Лунтик: здравствуйте! Вы меня узнали. Я Лунтик. Я живу на луне. Вы знаете, на луну попало вот такое интересное существо. У нас на луне таких нет. Кто это? Когда я был на земле, что -то типа этого видел. Может быть, он живет где-то у вас?
Дети: это….
Воспитатель: Лунтик, как хорошо, что ты пришел к нам. Мы с детьми, как раз отправляемся в страну «Насекомых». Если тебе интересно, останься с нами, а жучка дай мне, он пока посидит в нашем огородике, мы потом его выпустим. Ну что Лунтик останешься?
Лунтик: конечно останусь.
Воспитатель: ну тогда присаживайся.
- Ребята, перечислите насекомых, каких вы знаете?
Дети: (перечисляют)
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим насекомых на картинках.
(Картинки выставляются перед детьми.)
Воспитатель: ребята, посмотрите, у большинства насекомых есть крылья. Скажите, пожалуйста, а для чего насекомым крылья?
Дети: чтобы летать с одного места на другое.
Воспитатель: да, они больше передвигаются с помощью крыльев, но у них также есть и лапки.
- Ребята, а скажите пожалуйста, что нужно насекомых для жизни?
Дети: им нужен воздух, вода, солнце, трава, цветы….
Воспитатель: Лунтик, скажи, а на луне есть условия для жизни насекомых?
Лунтик : нееееет, поэтому я и прилетел к вам.
Воспитатель: ребята, а на воде можно увидеть насекомых?
Дети: можно. Стрекоза летает около водоемов. Комары, мошки.
Воспитатель: какие удивительные и разнообразные бывают насекомые.
- А скажите каких вредных насекомых вы знаете?
Дети: например муха, комар.
Воспитатель: а чем вредны мухи?
Дети: мухи переносят инфекции. Комары кусают людей.
Воспитатель: в то же время мухами питаются птицы. А кто питается комарами?
Дети: лягушки.
Воспитатель: Почему бабочку можно спутать с цветком?
Дети: она такая же красива, разноцветная.
Воспитатель: ребята, а скажите, можно ли трогать насекомых, приносить домой?
Дети: нееет
Воспитатель: почему?
Дети: могут укусить, ужалить. Они не могут жить дома.
Воспитатель: насекомых нужно беречь. Мы можем их поранить, мы с вами вон какие большие, а они мааааааленькие.
Воспитатель: а сейчас приглашаю всех встать и сделать физкульминутку «Стрекоза»
4. Физминутка. «Стрекоза»
Вот летит стрекоза (дети имитируют полет стрекозы)
Как горошины глаза, (изображают большие глаза стрекозы)
А сама как вертолет, (вращение)
Влево, вправо, назад, вперед (наклоны).
(после Лунтик начинает чесаться, к нему заполз муравей)
Воспитатель: ой Лунтик, да это же муравей к тебе заполз.
Ребята, посмотрите.
Лунтик: да, да, да он наверно заполз ко мне, когда я случайно приземлился рядом с его домиком.
Воспитатель: ребята, а как называется домик муравьев?
Дети: муравеник.
Воспитатель: Лунтик, ты к нам прилетел с Луны. А послушай, кто к нам вчера прилетал.
5. Пальчиковая гимнастика.
Прилетела к нам вчера (Машут ладошками.)
Полосатая пчела. (На каждое название насекомого загибают один пальчик.)
А за нею шмель - шмелек
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза, (Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.)
Как фонарики глаза.
Пожужжали, полетали, (Машут ладошками.)
От усталости упали. (Роняют ладони на стол.)
Лунтик: ой! А когда я был у вас в прошлый раз. Мне понравилась игра, как муравьи делают запасы на зиму. Поиграйте со мной.
Воспитатель: да Лунтик, у нас есть такая игра.
6. Игра «Запасливый муравей»
Лунтик: а можно я с детьми сам поиграю.
(По краям два обруча, в которых лежат мячи, по середине корзина - «Муравейник». Дети делятся на две команды и передают из рук в руки мячи из обруча в корзину)
Воспитатель: Спасибо Лунтик. А теперь мы тебе покажем настоящих живых насекомых. У нас в д/саду есть экологическая точка «Луг». Там много всяких насекомых. Давайте жучка заберем с собой и выпустим его там.
Друг за дружкою вставайте
И за мною все шагайте.
Лунтик: ребята спасибо вам за игру, мне пора домой на луну. До свидания!
2. Стихи и загадки про насекомых.
1. Кузнечик, бабочка, пчела
И муравей, и стрекоза.
Мы даже муху позовем,
Но как мы всех их назовем?
(насекомые)
2. На вид, конечно, мелковаты,
Но всё, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята —
Вся жизнь их связана с трудом.
(Муравьи)
3. Побежали по дорожке
Чьи — то маленькие ножки!
А на ножках, посмотри,-
Груза больше раза в три!
И почти не вижу я
Под поклажей … .
(Муравьи)
4. Пролетела мимо уха
Вроде муха, но не муха
Эта муха не жужжала
У нее, ребята, жало
Коль ужалит, будет «ай»
Кто же это отгадай!
— Муха с жалом? – Чудеса!
Знают все это –
(Оса!
5. Не пчела она, а жалит.
Мед, варенье обожает.
Есть на брюшке полоса.
Кто она, скажи?
(Оса)
6. Встреча с ней — одна беда,
Нос, как острая игла.
В щель забьётся, вроде спит,
Только тронешь — зажужжит.
(Оса)
7.
3. Подвижные и дидактические игры.
Дидактическая игра «Бабочки»
Цель: Выявить знания детей о насекомых, бабочках. Формировать умение зрительно соотносить пропорции в строении бабочек, формы т окраску с существующей реальностью в мире бабочек.
Дидактический материал: На поле дидактической игры изображены различные цветы, среди них вставлены картинки с кружащимися бабочками (разных размеров, пропорций, строением)
Методика проведения: дети должны выбрать бабочки, которых не существует в природе, рассказать, почему так думает ребенок.
Дидактическая игра «Сложи насекомое»
Цель: Закрепить знания детей о насекомых. Учить описывать по наиболее типичным признакам.
Дидактический материал: Картинки с изображением разных насекомых (каждое в двух экземплярах).
Методика проведения: один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на 4 части. Дети рассматривают целые картинки, затем складывают по ней свою мозаику. Получившиеся насекомые описывают внешне, какие он издает звуки и как передвигается.
Дидактическая игра «Тихий - громкий»
Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о действиях и звуках насекомых.
Дидактический материал: Мяч.
Методика проведения: Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о внешнем виде, действиях и звуках насекомых. После этого дети выстраиваются в круг и отвечают быстро на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.
«Кто тихий»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
«Кто громкий»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
Игра малой подвижности «Шмель»
Цель:
развитие координации движений в мелких и крупных мышечных
группах, быстроты реакции.
Инвентарь:
резиновый или пластиковый мяч (диаметр 18
—
20 см).
Ход игры.
На игровой площадке играющие образуют круг. Дети встают по
кругу на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Педагог дает мяч кому
-
либо из игроков. Мяч
—
это «шмель». По окончании чтения педагого
м текста
стихотворения:
Шмель над молем пролетел и устал.
На клевер сел, мед цветочный он попил
И набрался снова сил.
Вдруг ребята пробежали и шмеля с цветка согнали.
На листочек шмель упал, вслед ребятам прожужжал:
«Не обижайте вы меня, Большого доброго ш
меля!»
Играющие начинают перекатывать мяч внутри круга по земле друг другу.
Игроки руками отбивают мяч
(«шмеля») от себя, стараясь
осалить им другого игрока.
Если кто либо из играющих не успеет
отбить мяч и будет им осален, то
этот игрок считается
«ужаленным». «Ужаленный»
игрок не выбывает из игры, а
поворачивается спиной к центру
круга и не принимает участия в
игре до тех пор, пока не будет осален следующий игрок. Посл
е этого игрок,
который был «ужален» первым, вновь вступает в игру, а тот, кто был «ужален»
вторым, поворачивается спиной к центру круга. Игра продолжается.
Русская народная игра
«Пчелки и ласточка»
Играющие
—
пчелы
—
летают по поляне и на
певают:
Пчелки летают, Медок собирают! Зум, зум, зум! Зум, зум, зум!
Ласточка сидит в
своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песни
ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелку пой
мает». С последним словом она
вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный играю
щий становится ласточкой, игра
повто
ряется.
Правила игры.
Пчелам следует
летать по всей площадке. Гнездо ласточки
должно быть на возвышении.
Игра
«Пчелкины песни»
Часть детей превращается в «пчёлок», которые
«летают»(бегают) с громкими песнями (ж
-
ж
-
ж). По сигналу
взрослого: «Ночь!»
-
«пчёлки» садятся, замолкают и
«засыпают». По сигналу: «День!»
-
«пчёлки» вновь «летают» и
громко распевают свои песни
-
жужжалки.
Игра
«Пчелкины шалости»
«Пчёлки» «летают»
(бегают) с цветка на цветок
(используются обручи, кубики и т. п.). Они трудятся,
собирают нектар. Но п
чёлкам очень хочется пошалить. И
тогда они «летают»(бегают, прыгают) друг за другом,
забыв о работе. Но «главная пчёлка»(ведущий) не
разрешает отвлекаться. Когда замечает нарушителей,
«подлетает» к ним и «сажает» на свой большой цветок.
4. Беседа с детьми на тему насекомые.
Беседа на тему «Насекомые»
Цель: закрепить представления детей о насекомых, учить выделять их главные признаки (членистое строение тела, шесть ног, крылья, усики, формировать знания о том, как насекомые защищаются от врагов; развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых; воспитывать любознательность.
Ход беседы:
Воспитатель предлагает отправиться в лес, на поезде.
— Поезд едет «чух-чух-чух». Остановка на поляне, на которой много цветов и насекомых. Что мы видим вокруг? — Назовите цветы, которые вы знаете. Кого вы видите рядом с цветами? (глядя на картинки с насекомыми, дети называют тех, кого они знают). Сейчас я вам расскажу, по каким признакам можно определить, что это насекомое. Их тело состоит как бы из нескольких частей, почти у всех насекомых по 6 ножек, есть крылышки и усики.
Воспитатель предлагает детям еще раз назвать каждое насекомое и о каждом зачитывает стишок. Затем воспитатель предлагает поиграть в подвижные игры про насекомых. После игр воспитатель сообщает детям, что на прогулке они будут наблюдать за насекомыми.
Подвижные игры:
Подвижная игра «Поймай комара»
Количество игроков: любое. Дополнительно: веревка длиной 0,5 метра, платочек. К верёвочке привязывают платочек - "комар". Веревку с комаром можно прикрепить к прутику, а можно держать в руке. Взрослый держит веревочку так, чтобы "комар" находился на 5-10 см. выше поднятой руки ребёнка. Ребёнок, подпрыгивая, старается прихлопнуть комара ладонями. Вариант: вместо веревки с платочком можно использовать бубен. Ребёнок, подпрыгивая, стучит ладонью в бубен.
Подвижная игра «Превращения»
Теперь, дети, мне хочется поколдовать: «Раз, два — вот и фея теперь я». А вас я превращу волшебной палочкой в насекомых. Дети-насекомые летают, прыгают, порхают, издают характерные звуки, присущие комару («з-з-з», пчеле («ж-ж-ж», мухе («з-з-з», шмелю («ж-ж-ж»).
Наблюдение за насекомыми на прогулке
Во время прогулки воспитатель обращает внимание детей на бабочек, которые порхают с цветка на цветок. Отмечает и сообщает детям, что бабочка умеет складывать свои крылышки, и что если потрогать крылья бабочки пальцами, то она может уже больше не полететь, потому что на ее крылышках сотрется тоненькая пыльца, и они будут болеть. Воспитатель призывает детей не ловить бабочек, а любоваться ими. Затем предлагает детям понаблюдать за насекомыми в траве; рассмотреть их внешний вид, как передвигаются. Воспитатель просит детей, которые найдут божью коровку, взять ее на ладошку и прочитать закличку: «Божия коровка, улети на небо, принеси нам хлеба: черного и белого, только не горелого!»
Муравей
Он работник настоящий,
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом.
Пчела
Сок цветов душистый пьет,
Дарит нам и воск, и мед,
Людям всем она мила,
А зовут ее пчела.
Бабочка
Она легка, красива,
Изящна, легкокрыла,
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок.
Жук
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
Божья коровка
Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки,
Черненькие точки.
Комар
Не зверь,- не птица,
Нос как спица;
Летит — кричит,
Сядет — молчит.
Кто его убьет,
Свою кровь прольет.
5. Консультация для родителей.
Консультация для родителей «Укусы насекомых»
Лето благодатная пора. Время отдыха и интересных занятий. Но летом нам доставляют неприятности комары, клещи и пчелы. И наша задача постараться оградить наших детей от укусов насекомых. Сейчас все больше детей с аллергической реакцией и мы должны знать, как избежать этих неприятностей.
Летом больше всего нас беспокоят комары.
При укусе они впрыскивают под кожу человека особое вещество, которое вызывает сильнейший зуд. Место укуса комаров дети постоянно чешут. Чтобы уменьшить зуд можно смазать фенистил-гелем. А так же можно наложить на место укуса содовый прохладный компресс или кубик льда. Расчесанная ранка создаёт благотворную почву для других инфекций. И как следствие расчесанные места воспаляются, становятся красными, болезненными и могут даже нагнаиваться. Если же ранка все - таки расчесана, надо обработать ее зеленкой или перекисью водорода.
Чтобы избежать укуса комаров, необходимо соблюдать некоторые меры предосторожности:
Оградить свой дом от попадания комаров в него. Надо повесить москитные сетки на окна. Периодически обрабатывать их препаратами, которые отпугивают насекомых.
Если все - таки комары проникли в ваше жилище, то необходимо использовать препараты, которые убивают насекомых.
Выходя из дома на прогулку, наносите на кожу малыша средства, отпугивающие насекомых. При этом помните, что надо избегать попадания препаратов в глаза. Если это все же произошло, немедленно промойте глаза большим количеством проточной воды.
.