Наталия Филиппова
Краткосрочный проект «Мир насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Мир насекомых»
Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразным видов насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в экологической цепи. Знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень полезно. Эти маленькие, беззащитные существа всегда вызывают интерес у детей.
Данный проект поможет дошкольником окунутся в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир летающих и ползающих букашек, козявок, жучков – мир насекомых.
Публикация «Краткосрочный проект „Мир насекомых“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты
- Темочки
Что произойдет в природе, если насекомые исчезнут? Насколько велика их роль в природе?
Гипотеза: Если ребёнка научить понимать всю важность роли насекомых в экологической цепи, то он несомненно будет ценить и беречь всё, что его окружает.
Цель проекта: развитие познавательного интереса старших дошкольников в изучении особенностей мира насекомых, формирование гуманного отношения к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Образовательная область: экологическое воспитание.
Задачи проекта:
Расширять и систематизировать знания детей о насекомых, местах их обитания, характерных особенностях.
Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы.
Способствовать приобретению детьми навыков самостоятельной поисковой деятельности.
Расширять словарный запас слов (названия насекомых, растений, природных и погодных явлений и т. д.).
Воспитание бережного отношения к природе.
Этапы работы над проектом:
I этап – подготовительный:
1. Поставить цель, исходя из интересов и потребностей.
2. Вовлечь дошкольников в решении проблемы.
3. Определить задачи и предполагаемый результат проекта.
4. Наметить план движения к цели для поддержания интереса детей и их родителей.
5. Собрать материал, информацию.
6. Дать домашние задания родителям и детям.
II этап – практический:
1. Проведение намеченных мероприятий через интеграцию разных видов детской деятельности.
2. Самостоятельные творческие работы.
III этап – обобщающий:
1. Оценка эффективности реализации проекта.
2. Выставка детских работ (рисунки, аппликации).
3. Сбор и обобщение материала, показ презентации - фотоотчёт по проделанной работе.
• Тип проекта: познавательный.
• Продолжительность проекта: краткосрочный 1 неделя
• Возраст детей: 5-6 лет.
• По количеству участников: групповой.
• Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Методы и формы работы:
• - наблюдения
• - просмотр презентации, просмотр мультфильмов
• - беседы
• - рассматривание насекомых
• - игры (дидактические настольные, подвижные)
• - пальчиковые гимнастики
• - чтение художественной литературы
• - заучивание стихотворений, пословиц
• - рисование красками «Гусеница» с использованием нетрадиционных методов
• - аппликация «Бабочка»
• - конструирование из бросового материала «Гусеница»
• - работа с родителями
• - игра-импровизация
• - самостоятельное творчество
Ожидаемый результат:
Дети:
- будут иметь представление о мире насекомых;
- проявлять интерес к некоторым видам насекомых;
- знать, какую пользу или вред могут принести насекомые;
- смогут рассуждать, наблюдать за насекомыми, бережно относится к ним.
Мероприятия по реализации:
Игровая деятельность:
Дидактические и настольные игры:
1. «Собери насекомое» из многоугольников;
2. «Четвёртый лишний»
Воспитатель: Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвертый лишний».
1)Заяц, еж, лиса, шмель;
2)Трясогузка, паук, скворец, сорока;
3)Бабочка, стрекоза, енот, пчела;
4)Кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
5)Пчела, стрекоза, енот, пчела;
6)Кузнечик, божья коровка, воробей, комар;
7)Таракан, муха, пчела, майский жук;
8)Стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;
9)Лягушка, комар, жук, бабочка;
10)Стрекоза, мотылек, шмель, воробей.
3. «Закончи предложение» (употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе). Например:
- Муравей сидел около….
- Божья коровка полезла по …
- Жук спрятался под…
- Муха села на…
- Гусеница сидела на…
- Муха ползла по…
4. «Хорошо-плохо»
Воспитатель: «Что произойдет с лугом, лесом, с нашей природой, если насекомые исчезнут?»
Дети приходят к выводу о том, что, если исчезнут насекомые, исчезнут и растения, погибнут животные и птицы: одни не могут существовать без других. Насекомые — это часть природы, а природу надо беречь, любить, охранять.
5. «Один – много».
1 муха - много мух.
1 комар - много комаров.
Бабочка, стрекоза, кузнечик, паук, шмель, пчела и др.
6. «Закончи предложение»
Майский жук большой, а божья коровка… маленькая
У майского жука крылья короткие, а у стрекозы… длинные
У жука усы толстые, а у бабочки… тонкие
У шмеля спина широкая, а у водомерки. узкая
7. «Назови ласково».
Комар — комарик
Жук – жучок
Пчела – пчелка
Усы – усики
Лапы – лапки
Голова – головка
Муравей — муравьишка
Муравейник – муравейничек
Муха – мушка
Стрекоза – стрекозка.
8. Составление описательных загадок про насекомых.
9. «Подбери признак»:
бабочка какая? –,
муравей какой? –,
пчела какая? – …
10. Игра «Божья коровка»
11. «Узнай, чьё крылышко» (бабочки, стрекозы, пчелы) (употребление родительного падежа существительного).
12. «Бывает – не бывает» (понимание логико-грамматических конструкций).
- Мальчик ловит бабочку. Бабочка поймала мальчика. Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку.
13. «Безопасное поведение в лесу».
14. «Как сделать? Что взять с собой».
Подвижные игры:
1. «Медведь и пчелы»
2. «День и ночь»
3. «Поймай комара»,
4.«Найди свой домик»
5.«Чья бабочка дальше улетит».
Двигательная деятельность:
- Физкультминутка «Бабочка» (дети говорят и выполняют движения).
- Физкультминутка «Кузнечики».
- Физкультминутка «Божьи коровки».
- Пальчиковая гимнастика «Гусеница», «Паучок», «Комар», «Жук», «Червячки».
Познавательно-исследовательская деятельность:
- Знакомство с видовым разнообразием насекомых (строение, место обитания, жизнедеятельности и т. д.);
- Наблюдение за насекомыми на участке детского сада и на природе с родителями;
- Подбор иллюстраций, картинок о насекомых из старых журналов, книг, из интернета.
- Конструирование насекомых при помощи счётных палочек.
Коммуникативная деятельность:
Беседы с детьми: «Кто такие насекомые, чем они отличаются от других существ?», «От чего зависит окраска насекомого?», «Таинственный мир насекомых», «Берегись насекомых» «Интересные факты из жизни насекомых», «Почему божья коровка красная?».
Составление рассказов про насекомых.
Интервью (формирование навыков диалогической речи) на тему «Насекомые луга».
Примерные вопросы:
1. Как вы думаете, что такое луг?
2. Чем насекомые отличаются от птиц?
3. Чем похожи жук, стрекоза и бабочка?
4. Как вы считаете, насекомые полезны?
5. Игра-импровизация: Если бы я был насекомым, то каким, и почему. (Дети изображают насекомого и дат объяснение своему выбору).
Чтение художественной литературы:
- Чтение и заучивание стихов о насекомых, загадок, считалок, пословиц.
-Чтение и обсуждение произведений: Н. Романовой «Что узнал дождевой червяк»; К. Чуковского «Муха-Цокотуха»; В. Сухомлинского «Пусть будет соловей и жук»; И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»; В. Драгунского «Он живой и светится» и. т. д.
- Чтение и заучивание стихов и четверостиший.
- Просмотр презентации «Насекомые».
- Просмотр мультфильмов: «Муха-Цокотуха», «Стрекоза и муравей», «Лунтик», «Пчелка Майя», «Дюймовочка» и т. д.
Продуктивная деятельность:
Рассматривание иллюстраций к книгам;
Рисование:
Раскраски «Мир насекомых»
Рисование красками «Гусеница» с использованием нетрадиционных методов.
Игры с рисованием: «Дорисуй насекомое по образцу»;
Аппликация:
«Бабочка» (познакомить детей с новым видом аппликации – мозаика, развивать воображение, мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность)
Трудовая деятельность:
- Беседа о трудолюбии.
- Обсуждение о трудолюбивых насекомых.
Музыкальная деятельность:
Музыкальная Прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А. Чайковского «Вальс цветов».
Самостоятельная деятельность детей:
- На дополнительных занятиях «Традиционные ремесла» дети сами сделали поделки – насекомых.
- Рисование мелом на асфальте «Любимое насекомое».
Аутотренинг
Взаимодействие со специалистами:
1. Консультации медика «Первая помощь при укусах насекомых».
2. Музыкальный руководитель: прослушивание произведений, разучивание песни «Бабочка, бабочка».
Взаимодействие с родителями дошкольников:
- Домашнее задание: изготовление альбома о насекомых.
Список литературы
1. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Весна. Насекомые. Перелетные птицы.» М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2009.
2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
3. Потапова Л. М. детям о природе. Экология в играх детей 5-10 лет. Ярославль: Академия развития: Академия К: Академия Холдинг, 2000.
4. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. М. : ВАКО, 2008.