Рузанна Карапетян
Роль устного народного творчества в развитии детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №33 комбинированного вида
Опыт работы Карапетян Рузанна Р
«Роль устного народного творчества
младшего дошкольного возраста»
Цель:
Публикация «Роль устного народного творчества в развитии детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Устное народное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
Использование произведений русского народного фольклора как возможность развития речи детей младшего возраста, сделать их жизнь интересной и содержательной, наполнить яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир.
Задачи :
Освоение разговорной речи - расширение словарного запаса - воспитание звуковой культуры речи - формирование связной речи - расширение представлений детей о разных формах фольклора.
Овладение речью — один из главных этапов развития ребенка раннего возраста. От того, как ребенок овладеет речью, будет зависеть его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Развитие речи детей – важнейшая задача обучения. Знакомство детей с народными произведениями обогащает чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру и играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Произведения устного народного творчества таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяют с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности.
Виды устного народного творчества :
Песня
Прибаутки
Считалка
Скороговорка
Потешка
Пестушка
Пословица и поговорка
Сказка
Загадка
В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность потешек привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. Интерес к потешкам, загадкам, сказкам я заметила у детей своей группы в начале учебного года и решила, что именно устное народное творчество поможет повысить у детей уровень речевого развития, сделать их речь более выразительной, красивой грамматически правильной. Я изучила методическую литературу, психологические особенности развития речи детей – дошкольников разного возраста и приступила к работе. Работу начала сначала в совместной деятельности детей в свободное от занятий время, после того, как материал был систематизирован, я начала использовать его на занятиях во время наблюдений в игровой деятельности.
Знакомство с народным творчеством для детей началось с потешек, колыбельных песен, прибауток. Детям нравится, когда я беру в руки куклу и начинаю припевать, покачивая ее, они стали повторять. Перед детьми ставлю задачу не только слушать, запоминать потешку, но и обыгрывать самостоятельно.
Вместе с детьми мы учились двигаться, говорить, как лисичка-сестричка, зайчик, медведь, в зависимости о ком говорится в потешке.
Далеко не все дети могли передать характер персонажа его особенности, и я стала использовать театр. К нашему маленькому театру дети относятся с большим интересом. В своей работе я использую прослушивание сказок в аудио-записи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогают детям вслушаться в музыку, вдуматься в характер ее героев.
В своей работе для себя я выделила два направления:
Использование фольклора на занятиях по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой. Занятия строю на активном участии и сотворчестве педагога и ребёнка. Прикладываю усилия, чтобы дети поняли смысловое содержание всего произведения, адекватно на него реагировали. На занятии создаю условия, чтобы у детей возникала потребность речевого взаимодействия с взрослым. Стараюсь вызвать у ребёнка чувство сопереживания к персонажам. Передавая смысловое содержание текста, пытаюсь заразить малыша своим настроением. Предлагаю малышу включиться в игровое взаимодействие походу текста, например, напоить цыплят из ведёрочек. При чтении произведений использую все средства выразительности речи: мимику, жесты, силу голоса, тембр, стараюсь прочесть эмоционально, ведь дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога.
На занятиях использую наглядные средства (игрушки, картинки, пособия, с помощью которых создается развернутая картина действий и результата. На занятиях использую прием инсценировки произведения с помощью картинок, ширмы, игрушек. С их помощью можно добиться предельного понимания содержания. Малыши должны видеть последовательную цепь событий, описываемых в тексте. В этом случае дети улавливают взаимосвязи, начинают понимать причинно-следственные отношения,вытекающие из содержания текста.
Использую малые формы фольклора не только на занятиях по развитию речи, но и других продуктивных видах деятельности. На конструировании строим домик (избушку, обыгрываем ее приговаривая: «Кошка в окошке рубашку шьет»,«Курочка в сапожках избушку метет».
Использование фольклорных произведений в повседневной жизни. Во время умывания использую потешку «Чистая водичка, моет Платона личико». Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием подставляют руки под струю воды. А некоторые самостоятельно пытаются подтянуть рукавчики.
Помогает потешка и в процессе кормления. Чтобы вызвать у детей желание есть, произношу: «Умница Дашенька, ешь кашку сладеньку, вкусную, душистую». Помогает потешка и в процессе кормления.
Одевание – сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, мы вместе с няней проговариваем потешку: «Вот они – сапожки.
Не все дети охотно ложатся в постель, некоторые испытывают чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребёнка в детском саду. Таким детям ласково пою песенки «Баю, баюшки, баю».
В режимных моментах использую фольклорные подвижные игры: «У медведя во бору», «Выпал беленький снежок», «Жмурки» и др.
В ходе знакомства со сказкой у детей развивается понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, название животных, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Интенсивно развивается активная речь детей.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я пришла к выводу: организовать режимные моменты, провести игру — занятие, встретить новичка, успокоить не в меру расходившегося малыша и т. д. мне помогают потешки, прибаутки, колыбельные, создавшиеся русским народом в течении веков и вобравшие в себя всю его мудрость, доброту, нежность и любовь к детям.
Список литературы:
1. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. – М. : Мозайка-Синтез, 2015. – 96 с.
2. Колесникова Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. – М. : Ювента, 2015. – 72 с.
3. Новиковская О. А. Домашний логопед. – М. : АСТ, 2013. – 96 л.