МААМ-картинки

Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей

Ольга Ильина Мальцева
Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд 1.

Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей.

Слайд 2.

«Подлинную историю своего народа нельзя знать, не зная устного народного творчества»

М. Горький

Слайд 3.

Цель:

Публикация «Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей» размещена в разделах

• познакомить детей с устным народным творчеством : пословицами, поговорками, сказками, потешками, закличками, загадками, скороговорками в воспитании и развитии речи детей;

• способствовать эмоциональному развитию детей третьего года жизни средствами устного фольклора;

развитие речевых, познавательных и творческих способностей детей на основе устного народного творчества.

Слайд 4.

Задачи:

• приобщать детей к устному народному творчеству, развивать их речь;

• вызвать эмоционально положительное отношение к потешкам, сказкам, пестушкам;

• способствовать сохранению радостного настроения во время пребывания в ДОУ;

воспитывать гуманные отношения;

воспитывать любовь к устному народному творчеству;

развивать творческие способности;

• любознательность;

• наблюдательность у детей через приобщение детей к устному народному творчеству;

• обогащать чувства детей;

• воображение.

Слайд 5.

Актуальность

Ознакомление с фольклором тесно связано с патриотическим воспитанием, что немаловажно для подрастающего поколения. Родная культура, как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом порождающим личность.

Русское народное творчество постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней.

Воспитание ребенка словом начинается с фольклора, устной народной словесности. Использование разного жанра фольклора с первых же лет жизни ребенка помогает в его гармоничном интеллектуальном и эмоциональном развитии. Показывая ребёнку красоту и многообразие человеческих чувств, фольклор возбуждает в нём ответные чувства.

Некоторые виды необычайно богатого и многообразного русского фольклора постоянно предлагались детям и находили в них внимательных слушателей и активных исполнителей; эту часть русского устного народного творчества принято называть детским фольклорам.

Первыми в жизнь маленького человека входят колыбельные, а затем и другие формы устного народного творчества : сказки, песни, пословицы, считалки, потешки. Как правило, в начале жизни ребёнок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию.

Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказки, потешки, песенки у малышей складываются более четкие представления о плодотворном труде человека.

Фольклор - важное средство формирования личности ребенка и развития речи. Фольклор влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств, способствует развитию речи, дает образцы русского литературного языка, обогащает словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями, помогает ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы

Слайд 6.

Устное народное творчество ведет свое начало от глубокой древности, когда люди не умели писать, поэтому естественно, ему была присуща устная форма выражения. Искусство слова отражало действительность через художественные образы, показывало наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты в жизни народа. В народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура, множество обычаев и традиций, которые проявлялись в отношении к природе, в устном народном творчестве, в удивительных народных ремеслах, в красоте одежды, в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия. Значение фольклора как культурного наследия и вместе с тем современного народного творчества велико, как материала, важного для изучения философии народа, его истории и искусства, как средства воспитания подрастающего поколения. Н. И. Кравцов дал следующее определение народного творчества : «Фольклор — особый синтетический вид искусства, соединяющий в себе искусство слова, музыки и исполнения, проявляющийся по-разному в разных жанрах» В народном творчестве (фольклоре) существуют различные жанры, это:

Слайд 7.

Большие жанры это: сказки, былины. Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки, считалки, скороговорки, потешки, песни.

Из всего жанрового многообразия фольклора, особенно хочется отметить детский фольклор, который предназначен, прежде всего, для детей, и используется ими в повседневной жизни, начиная с рождения, с первых дней жизни. Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир — яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые жанровые богатства.

Образцы устного народного творчества выступают как фактор социального и духовного развития личности ребенка.

Фольклор способствует не только формированию эмоционально положительного отношения к миру как к чуду, но и развитию познавательных процессов у дошкольников, решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического, трудового, патриотического воспитания. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Точно также как песни матери, сказки открывают ребенку в мир в окно, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волную, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым важным богатством трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любить его народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Также в русской педагогике встречаются мысли о сказках не только как воспитательном и образовательном материале, но и как педагогическом средстве, методе. Раскрывая значение сказки как педагогического средства, признаются мысли, что, если детям повторять хоть тысячу раз одну и ту же нравственную сентенцию, она для них все же останется мертвою буквою; но если же рассказать им сказку, проникнутую той же самою мыслью, — ребенок будет взволнован и потрясен ею.

Слайд 8.

Потешки- коротенький сюжет, воплощенный в художественном слове., дети слушают потешки, учатся их повторять, обыгрывать, использовать в своих играх. Помимо прочего, это способствует развитию речи, произвольной памяти.

Слайд 9

в период адаптации;

например, вот такая потешка: Кто тут плачет?

Ой – ой – ой!

Говорят мальчишка мой.

Нет не плачет мой малыш,

Зря не говорите!

Улыбаемся уже –

Сами посмотрите!

Слайд 10

режимных моментах;

например во время мытья рук: Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды!

Чистая водичка

Умоет наше личико,

Вымоет ладошки,

Намочит нас немножко,

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды!

Во время завтрака: Раскапризничался Саша.

Саша есть не хочет кашу.

Саша, с кашей не шути!

Как же будешь ты расти?

Ведь от каши, мальчик милый,

Ты получишь много силы

Слайд 11

Во время одевание на прогулку;

Если хочешь прогуляться,

Нужно быстро одеваться,

Дверцу шкафа открывай,

По порядку надевай.

непосредственно образовательной

деятельности;

в игре;

в свободной деятельности.

Пословицы и поговорки играют огромную роль в формировании ценностей у малышей. Они эмоционально очень насыщенны, и, соответственно, ребенок, чтобы постичь смысл сказанного, должен приложить определенные усилия, затрагивающие не только разум, но и чувства, что очень важно для нравственно-эстетического развития.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Любишь кататься — люби и саночки возить.

Поспешишь — людей насмешишь.

Задорные и зазывные заклички также привлекают внимание детей. Они способствуют формированию бережного отношения к природе, умению замечать и называть явления природы, воспринимая их эмоционально.

Дождик, дождик, поливай,

Лей, лей, лей, не уставай!

Чтоб умылась вся земля,

Лес, и горы, и поля!

Небылицы – это особый вид песен с шутливым текстом. Они основаны на неправдоподобии и вымысле. Однако тем самым они помогают ребенку утвердить в своем мышлении подлинные взаимосвязи живой деятельности, укрепляют в нем чувство реальности.

Скороговорки учат четко, быстро и правильно говорить, хотя остаются в то же время простой игрой. Этим они и привлекают детей. Скороговорки сочетают однокоренные и созвучные слова:

Еж, еж, где живешь?

Еж, еж, что несешь?

Считалки тесно связаны с народной игрой. Она помогает подготовить и организовать игру, распределить роли, установить очередь для начала игры.

Кошка с мышкою играла,

Мышка бегала, вздыхала,

Надо кошке угодить,

Кто устал - тому водить.

Интереснейшим жанром устного народного творчества являются загадки. Разгадывание загадок помогает ребенку в умении обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы, развивать умение четко выделять более выразительные и характерные признаки предмета или явления.

Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую сторону речи.

Баю, баю, баю-бай,

Ты, собачка, не лай

Белолоба, не скули,

Мою дочку не буди.

Сказки оказывают огромное воспитательное и обучающее воздействие на ребенка. Русская народная сказка легко воспринимается детьми, благодаря ей у детей развивается воображение и мышление.

Под впечатлением услышанной сказки у детей возникает естественное желание показать действие героев: как бежала мышка, скакал зайчик, ковылял медведь, и показать характерные особенности персонажей интонацией, мимикой, жестами. Играя в сказку, дети чувствуют себя героями, их увлекает очарование вымысла, быстрая смена событий, необычность приключений и победа добра над злом.

Слайд 12

Вывод

Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения детьми разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие, помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивают все навыки самообслуживания и гигиены.

Результатом работы являются положительные эмоции, весёлое, бодрое настроение детей, которое помогает легче пройти адаптацию, а так же овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, даёт возможность побегать, попрыгать, т. е. всесторонне развивает ребенка.

Малые формы фольклора представляют собой прекрасный речевой материал. Умелое использование, которого позволяет установить прочную связь с ребёнком, помогает принять ребёнку окружающую действительность и взаимодействовать с ней.

I. А сейчас у меня к вам есть вопрос, кто пословиц знает воз.

Я буду начинать пословицу, а вы должные закончить.

• Волков бояться – в лес не ходить.

• Делу время – потехе час.

• За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

• Не хвались началом – хвались концом.

• Человек без друзей – что дерево без корней.

• Семь раз отмерь – один раз отрежь.

• Без труда – не вытащишь и рыбку из пруда.

• Поспешишь - людей насмешишь.

II. Досказать имена сказочных героев

• Кощей… (Бессмертный)

• Елена… (Прекрасная)

• Василиса…. (Прекрасная или Премудрая)

• Сестрица… (Аленушка)

• Финист… (Ясный сокол)

• Иван…. (Царевич или дурак)

• Братец… (Иванушка)

• Змей … (Горыныч)

III. А теперь я буду задавать вопросы на знания сказок, а вы будете на них отвечать.

• Сказочная героиня, владелица первого в мире летального аппарата

(Баба – Яга)

• Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка (Лягушка).

• Где находится смерть Кощея? (Дуб, сундук, заяц, утка, игла).

• От кого ушёл Колобок? (От дедушки, бабушки, зайца, волка, медведя).

• Какая курочка снесла золотое яичко? (Курочка Ряба).

• Кто из животных пострадал, ловя рыбу из проруби? (Волк).

• В кого превратился Иванушка, испив водицы из лужи? (козлёночка).

• Кто из героев русских народных сказок был хлебобулочным изделием? (Колобок.)

• - Назовите героиню русской народной сказки, которая была овощем. (Репка.)

IV. А сейчас немного поиграем.

Ни для кого не секрет, что малыши очень любят хороводные игры. Они помогают поддержать доброжелательные отношения между детьми. Дети учатся действовать согласованно и слаженно, также учатся координировать и соотносить свои движения с движениями других.

Я предлагаю вам встать в круг и поиграть в хороводную игру

«Матрешки»

Ходим, ходим хороводом

Перед всем честным народом.

Сели, присаживаемся

Встали, встаем

Себя показали.

Попрыгали, прыгаем

Потопали топаем

В ладошки мы похлопали. хлопаем.

«Ровным кругом»

Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря:

Ровным кругом

Друг за другом

Мы идем за шагом шаг,

Стой на месте!

Дружно вместе

Сделаем вот так!

С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например повернуться, наклониться, присесть

Слайд 13.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование устного народного творчества в речевом воспитании дошкольников 1 слайд Уважаемые коллеги! Разрешите представить Вашему вниманию опыт работы воспитателя 1 младшей группы Маркиной Ирины Викторовны на тему:.

Консультация для родителей «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» Речь — чудесный дар природы — не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить.

Консультация для родителей «Роль устного народного творчества в развитии речи детей. Песенки, потешки, поговорки, пословицы» Речь - чудесный дар природы -не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить.

Отчет по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» Самообразование. Тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» Цель работы: Объединение усилий педагогов и родителей.

Отчет по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста» 1 слайдНа сегодняшний день тема «Влияние фольклора на развитие речи детей» очень актуальна. В то время, как развивается наука, народный.

План самообразования «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет» Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие,.

Программа по дополнительному образованию — роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошк. возраста Пояснительная записка «А что за роскошь, что за смысл, Какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» А. С. Пушкин Устное народное.

Развитие речи детей дошкольного возраста, по средствам устного народного творчества Развитие речи и языка должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду. Елизавета Ивановна Тихеева. Аннотация: в работе описывается.

Самообразование «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад «Колокольчик» город Когалым План работы по самообразованию.

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 летВлияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей
Опубликовано: 20 мая 2018 в 18:49
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Ильина Мальцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД