Анна Минеева
Краткосрочный проект «Рисуем музыку»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект :”Рисуем музыку”
Актуальность:
В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных «шедеврах», построенных на бешеных ритмах, несвязанных звуках и какофонии электронных звуков. Это создает атмосферу духовной бедности и художественной серости и не способствует гармоничному и нравственному развитию. Поэтому уже в дошкольном возрасте важно развивать целостное художественно-эстетическое восприятие мира.
Цель проекта :
Публикация «Краткосрочный проект „Рисуем музыку“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2021
Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной культуре и изобразительному искусству через организацию совместной художественно-творческой деятельности детей и педагога.
Задачи:
1. Учить детей слушать и понимать музыку, определять характер музыки, ее настроение.
2. Учить детей воплощать музыку в рисунках, передавать в рисунке настроение музыки, подбирая соответствующую цветовую гамму.
3. Развивать детское художественное творчество, эстетическое восприятие, мышление, воображение и познавательную активность. Поощрять инициативу и самостоятельность.
Предполагаемые итоги реализации проекта :
1) Накопление детьми музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями.
2) Умение детей через рисунок понять и представить музыкальный образ, содержание музыкального произведения.
3) Умение словами рассказывать про услышанную музыку.
4) Умение воспринимать музыкально-художественный образ, узнавать мелодию по отдельным фрагментам произведения.
5) Умение детей отражать свои впечатления в рисунке.
С целью выявления мотивационной роли музыки в изобразительной деятельности, был проведен тест.
Тест «Диагностика воображения и оригинальности детских рисунков".
При проведении теста детям предлагалось дорисовать 6 фигур, представив, на что они могут быть похожи. У каждого был лист бумаги с изображением фигур и набор цветных карандашей.
Тест проводился 2 раза в течение двух недель. В первый раз после объяснения задания дети рисовали без музыки. Во второй раз детям сначала предлагали послушать фрагмент из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского «Вальс цветов». После небольшого обсуждения музыки, дети приступали к рисованию, а музыка звучала фоном во время их работы. После подведения итогов, оказалось, что при проведении теста с музыкой : - дети использовали в работе все цветные карандаши, тогда как без музыки они рисовали преимущественно одним, наугад выбранным карандашом; - большинство детей объединяли разрозненные фигуры в общую картину; - чаще прорисовывали детали, добавляли новые элементы; - вслух делились впечатлениями от работы, комментировали нарисованное во время и после работы; - образы и предметы отличались оригинальностью, индивидуальностью, отражали настроение детей и удовлетворенность работой.
В качестве критериев выбора музыкальных произведений, направленных на активизацию эмоциональной сферы и творческого воображения дошкольников в процессе изодеятельности, были выделены следующие:
1) выбирались произведения без слов – инструментальная и симфоническая музыка, чтобы внимание детей не акцентировалось на словах, и они больше чувствовали настроение музыки в мелодии, аккомпанементе, оркестровом и симфоническом многозвучии.
2) использовались произведения композиторов разных стран, с целью приобщить детей к всемирному золотому фонду классической музыки.
3) диапазон эпох начинается 17-м веком (А. Вивальди) и заканчивается 20-м веком (П. Масканьи, что способствует разностороннему развитию музыкального вкуса дошкольников и обогащению их эмоциональной сферы. 4) музыкальные произведения отбирались в соответствии с яркой образностью, художественностью и эмоциональной направленностью: от кукольно-игривых мажорных пьес (П. Чайковский, К. Дебюсси) до холодных, протяжных, грустно-минорных сюит (А. Вивальди, Ж. Оффенбах).
5) учитывалась доступность восприятию дошкольников инструментальных и симфонических произведений, в этом смысле важна адаптация музыки по сложности ладовой характеристики, гармоничности, мелодий.
И, наконец, одним из критериев отбора стала личностная характеристика композиторов, их эмоционально-психическое состояние (например, не включены по этой причине произведения Л. В. Бетховена, с целью положительного воздействия на хрупкую детскую психику, позитивного восприятия детьми музыки, которая не должна угнетать и подавлять сознание ребенка. Исходя из перечисленных критериев, мною были отобраны музыкальные произведения для занятий.
В процессе работы с детьми главной задачей стала необходимость научить детей не бояться оригинальности и неординарности в рисунке. Этого можно достигнуть путем ухода от точного копирования образа (прорисовка карандашом, а затем раскрашивание, использованием разнообразных способов и техник изображения (рисование по мокрой бумаге, нахождение образа в цветовом пятне. рисование палочками) комбинированием разных художественных средств и стилей изображения в одной работе.
Результаты работы :
Моцарт Симфония №40 первая часть
Гёдике "На слонах в Индию"
Вивальди Времена года. "Зима"