Мария Хохрякова
Краткосрочный проект «О чем молчат деревья» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СЕМИЦВЕТИК» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КЕЗСКИЙ РАЙОН»
Вид проекта : Краткосрочный проект
Название проекта : «О чем молчат деревья»
Подготовила:
Хохрякова Мария Евгеньевна
воспитатель МБДОУ «Семицветик»
1 квалификационной категории
Кез, 2018
Содержание.
1. Пояснительная записка…. 3-4
2. Паспорт проекта…5-6
3. План реализации проекта….7-12
4. Анализ результатов диагностики…13
5. Заключение…14
Публикация «Краткосрочный проект „О чем молчат деревья“ для детей средней группы» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
6. Список литературы и интернет источников…. 15
7. Приложения…16
Пояснительная записка
Актуальность темы: Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее очень сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Большинство современных детей редко общаются с природой, а экологическое образование детей начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В поселке и даже на участке детского сада можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Деревья окружают нас, но дети не обращают на них должного внимания, не воспринимают их как живые объекты, так как у последних нет способов передвижения. Может быть, поэтому дети, не задумываясь, ломают ветки, обрывают кору. А став взрослыми, они беспощадно уничтожают целые парки и рощи.
Так же дети плохо разбираются в деревьях. Их знания об особенностях роста и значении деревьев в жизни человека (оздоровительном, эстетическом, хозяйственном, о их взаимосвязи с окружающей средой минимальны. И возникает вопрос «Зачем нужны деревья?», «О чем они молчат?».
Ежедневные наблюдения и беседы помогут детям правильно строить свои отношения с природой, по- новому взглянуть на уже знакомые явления и добиться больших успехов в освоении знаний о деревьях. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, мы развиваем познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формируем навыки сотрудничества, практические умения. Считаем, что данный проект даст детям новый объем знаний, позволит сформировать познавательный интерес к миру природы и ответственное отношение к окружающей среде.
Цель проекта : расширить и обобщить знания детей о деревьях, их строении, изменении в разные сезоны года, пользе для человека.
Задачи проекта :
1. Дать детям знания о видах деревьев, понимание связи между средой обитания и особенностями строения.
2. Приобщать к наблюдению за изменениями жизни деревьев в разные сезоны года.
3. Развивать умение детей пользоваться простейшими способами обследования деревьев.
4. Расширять знания о пользе дерева для человека в разной сфере жизни.
5. Воспитывать познавательный интерес к природе и желание отражать полученные знания в творчестве.
6. Воспитывать любовь и доброе отношение к природе.
Ожидаемый результат:
1. Расширить кругозор детей о деревьях.
2. Научить наблюдать за изменениями в жизни деревьев в разные сезоны года.
3. Научить пользоваться простейшими способами обследования деревьев.
4. Расширить знания о пользе дерева для человека.
5. Вызвать желание отражать полученные знания в творческих работах.
6. Любить и беречь природу.
Продолжительность проекта : с сентября 2017 года по май 2018 года
Участники проекта : дети средней группы «Жемчужинка»
Методы и приё мы: наглядные, словесные, игровые, практические:
- наблюдения,
- рассматривание картин, прослушивание песен и музыкальных произведений,
- беседы,
- чтение художественной литературы,
- заучивание стихов,
- игры,
- экскурсии,
- опыты.
Паспорт проекта.
Вид проекта Познавательно-исследовательский
Продолжительность проекта С сентября 2017 года по май 2018 года
Участники проекта Дети средней группы «Жемчужинка» (4 года, родители
Предмет исследования Деревья нашей местности
Актуальность темы Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее очень сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Большинство современных детей редко общаются с природой, а экологическое образование детей начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В поселке и даже на участке детского сада можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Деревья окружают нас, но дети не обращают на них должного внимания, не воспринимают их как живые объекты, так как у последних нет способов передвижения. Может быть, поэтому дети, не задумываясь, ломают ветки, обрывают кору. А став взрослыми, они беспощадно уничтожают целые парки и рощи.
Так же дети плохо разбираются в деревьях. Их знания об особенностях роста и значении деревьев в жизни человека (оздоровительном, эстетическом, хозяйственном, о их взаимосвязи с окружающей средой минимальны. И возникает вопрос «Зачем нужны деревья?», «О чем они молчат?».
Ежедневные наблюдения и беседы помогут детям правильно строить свои отношения с природой, по- новому взглянуть на уже знакомые явления и добиться больших успехов в освоении знаний о деревьях. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, мы развиваем познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формируем навыки сотрудничества, практические умения. Считаем, что данный проект даст детям новый объем знаний, позволит сформировать познавательный интерес к миру природы и ответственное отношение к окружающей среде.
Цель проекта Расширить и обобщить знания детей о деревьях, их строении, изменении в разные сезоны года, пользе для человека.
Задачи проекта 1. Дать детям знания о видах деревьев, понимание связи между средой обитания и особенностями строения.
2. Приобщать к наблюдению за изменениями жизни деревьев в разные сезоны года.
3. Развивать умение детей пользоваться простейшими способами обследования деревьев.
4. Расширять знания о пользе дерева для человека в разной сфере жизни.
5. Воспитывать познавательный интерес к природе и желание отражать полученные знания в творчестве.
6. Воспитывать любовь и доброе отношение к природе.
Предполагаемый результат 1. Расширить кругозор детей о деревьях.
2. Научить наблюдать за изменениями в жизни деревьев в разные сезоны года.
3. Научить пользоваться простейшими способами обследования деревьев.
4. Расширить знания о пользе дерева для человека.
5. Вызвать желание отражать полученные знания в творческих работах.
6. Любить и беречь природу.
Итог проекта Экологическая акция «Посади дерево»
План реализации проекта.
Этапы проведения проекта.
1. Подготовительный этап проекта.
Задачи на данном этапе Формы работы Сроки
Диагностика знаний детей о деревьях
Обогащение знаний о деревьях Беседа «Какие деревья ты знаешь», «Из чего состоит дерево», «Дерево - живое?», «Для чего дерево человеку?», «О чем молчит дерево?».
Чтение художественной литературы по теме, Рассмотрение иллюстраций, видеофильмов, презентаций о деревья в разные времена года, наблюдение за деревьями на территории детского сада, заучивание песен и стихов про деревья. сентябрь
2. Основной этап проекта.
Вид деятельности Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей Работа с родителями
Познавательно-исследовательский НОД «Здравствуй дерево», «Деревья – друзья наши», «Правила поведения в лесу», «Почему изменился цвет листочка?», «Какое дерево проснется первым»», «Сколько лет дереву», «Деревья которые лечат», «Чем дерево помогает в жизни человека».
Опыты с осенними листьями, с распусканием веток.
Рассмотрение альбомов «Деревья», «Деревья наших лесов», «Природа Кезского района», «Природа в разное время года», Энциклопедия для малышей в сказках.
Рассмотрение репродукций картин известных художников
Создание коллекций «Шишки хвойных пород», «Спилы деревьев», «Предметы и игрушки из дерева».
Наблюдение за деревьями на территории детского сада.
Просмотр видеофильмов о деревьях : «Изучаем виды деревьев», «Почему желтеют и падают листья», «Деревья», «Как зимуют деревья», «Как заготавливают древесину и что из нее делают», «О деревьях», «Анимация роста дерева».
Сбор листьев и веток для гербария.
Дидактические игры «Пересчитай листья»,
«Подбери листья к деревьям», «Узнай дерево по листочку», «Деревья»,
«Плоды и листья»,
«Один-много»,
«Найди дерево»,
«Четвертый лишний», «Сравни», «Радуга», «Найди и обведи все деревья», «Чудо-дерево», «Строение дерева», «листья бывают разные»,
Игра-лабиринт «Дерево», «Зеленый город»
Пазлы «Деревья», «Мешок яблок», «Деревянные пазлы. Весна-Осень», «Деревянные пазлы. Лес-Поле», «Лес – дом для зверей» Папка-передвижка «Лес – наше богатство», «Что такое лес?», «Пушистая целительница», «Сезонные изменения в природе»
Речевая Беседы «Для чего дереву солнце?», «Для чего деревьям воздух?», «Как человек использует кору?», «Деревья – легкие нашей планеты».
НОД. «Такие разные деревья»,
Составление описательных рассказов по разным видам деревьев»
Составление рассказа «О чем молчат деревья»
Составление и отгадывание загадок о деревьях. Загадки о деревьях.
Речевые игры: «Покажи и назови части дерева», «Чей листик?», «Отгадай дерево по описанию», «Найди самый красивый листок», «Кому что нужно для работы», «Что сначала, что потом?», «Толще, выше», «Рассмотри и опиши», «Какой листок»
Пальчиковые игры: «Осенние листья», «Осень», «Будем листья собирать», «Сделай сам», «Угадай», «Снегопад»,
Развитие речевого дыхания: «Сдуй листок со стола»,
Чтение художественной литературы: И. Токмакова «Деревья»,
К. Ушинский «Спор деревьев»,
А. Плещеев «Ель»
Н. Павлова «Деревья зимой»,
Каплан «Деревья в зимнем сне»,
Островский «Зимний лес», Деревья зимой»,
М. Пришвин «Осинкам холодно»,
С. Есенин «Береза»,
Русская народная сказка «Сказка о молоденькой яблоне и живой воде»,
П. Соловьева «Рябина»
Консультация «Будем беречь природу»
Рекомендации родителям по подбору литературы для домашнего чтения по теме проекта.
Социально-коммуникативная Экскурсии по территории детского сада, с рассматриванием разных видов деревьев.
Экологические игры: «Найди свое дерево», «Если бы я был деревом…», «Что будет, если…», «Найди дерево по листочку», «Угадай, что в мешочке».
НОД. Ознакомление с профессиями связанными с темой: дворник, плотник, резчик по дереву.
Игры с макетом дерева «Дерево на каждый сезон».
Сюжетно-ролевая игра «Лесники», «Защитники леса», «Экспедиция в лес»,
«У Лесовичка»
Трудовая деятельность: «Собери букет из листьев», «Закидывать корни деревьев снегом», «Очистить землю от старой листвы», «Посадить дерево»
Организация выставки «Чудо-дерево»,
Изготовление макета деревьев
Продуктивная Рисование «Чудо-дерево», «Осенние деревья», Аппликация «Белая береза», Аппликация «Дерево в цветах», Лепка «Веточка вербы», Аппликация «Грачи прилетели» Упражнения на развитие мелкой моторики рук: «Составь узор», «Соедини точки чтобы получился листик», «Выложи листики из камней»
«Скрепляя листья веточкой, изготовить венок»
Участие в районном конкурсе. Изготовление удмуртской поделки с использованием веток деревьев «Обыда».
Конструирование из прищепок «Необычные деревья»
Создание выставки поделок из дерева «Деревянное царство»
Двигательная Подвижные игры «Листопад», «Поймай листок», «По ровненькой дорожке», «Дорожки», «Лес, болото, озеро», «Зайцы в лесу», «К названному дереву беги», «Бревнышко», «Такой листок, лети ко мне», «Найди листок какой покажу», «Путешествие», «Детки на ветке», «Эхо», «Сосна»
Развлечение «Волшебный клад», «Собери в корзинку дары леса» Развитие основных движений: «Перепрыгни дорожку из листиков», «Метание шишек в корзинку правой и левой рукой», «Допрыгни до листика», «Прыжки вокруг дерева на правой и на левой ноге», «Хождение по бревну».
Физкультминутка: «Листья», «Клён», «Во дворе стоит сосна», «Вот под елочкой»,
Рекомендовать сходить с детьми на прогулку в осенний лес.
Музыкальная Исполнение танца «Я с листочками хожу» на осеннем утреннике, исполнение песни «В сад осенний мы пойдем» на осеннем утреннике, «Ах какая ёлочка» на новогоднем празднике. Хоровод «Во поле береза стояла», «Ели на опушке»
Прослушивание «Голос леса», А. Вивальди и П. И. Чайковского из циклов «Времена года», Прослушивание песни “Березка” Коган Г.
3. Заключительный этап проекта.
Мероприятия Ожидаемый результат
Конспект итогового занятия «О чем молчат деревья?» Систематизировать и закрепить знания детей о деревьях
Экологическая акция «Посади дерево» Привлечение родителей совместно с детьми к благоустройству территории детского сада
Анализ результатов диагностики дошкольников
Начало проекта : сентябрь 2017 года
Конец проекта : май 2018 года
Диагностика проводилась по данной таблице.
Ребенок «Какие деревья ты знаешь?» «Из чего состоит дерево?» «Дерево – живое?» «Для чего дерево человеку? «О чем молчат деревья?»
№ Уровень знаний Начало проекта Конец проекта
1. Высокий 0 человек 14 человек 61%
2. Средний 11 человек 48% 8 человек 35%
3. Низкий 12 человек 52% 1 человек 4%
Вывод: По окончании проекта уровень знаний детей повысился. Проект способствовал расширению и углублению представлений детей о природе Кезского района, повышению познавательного интереса.
Заключение.
Проект о деревьях нашей местности положительно повлиял на познавательную активность детей. Дети познакомились с различными видами деревьев, их строении, изменении в разные сезоны года.
Посредством работы по проекту дети :
1. Расширили круг знаний о видах деревьев, понятие связи между средой обитания и особенностями строения;
2. Приобщились к наблюдению за изменениями жизни деревьев в разные сезоны года;
3. Научились пользоваться простейшими способами обследования деревьев;
4. Сформировали знания о пользе дерева для человека в разной сфере жизни;
5. Заинтересовались природой, в частности деревьями, что повлияло на желании отражать знания в творчестве;
6. Дети полюбили природу и стали бережнее к ней относится.
Таким образом, взаимодействия и связь всех участников проекта : педагогов, детей и родителей, объединенных одной проблемой, позволила добиться хороших результатов: развитие у детей поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, познавательной активности экологической направленности.
Список литературы:
1. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду». М., 1991г.
2. Маневцова Л. М. «Мир природы и ребенок». Санкт-Петербург «Акцидент» - 2004г.
3. Николаева С. Н. «Комплексные занятия по экологии». Москва «Педагогическое общество России» - 2005г.
4. Николаева С. Н. «Любовь к природе воспитываем с детства». Москва «Мозаика-Синтез» - 2002г.
5. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М. : Мозаика-Синтез, 1999 г.
6. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов ДОУ / Для работы с детьми 5 – 7 лет. – М. : Мозаика – Синтез, 2008. - 112с.
7. Новицкая В. А. Правила поведения в природе для дошкольников; с. 75
8. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 4-7 лет. – МОЗАИКА _ СИНТЕЗ, 2011. – 80с.
9. Удивительный мир живой природы. Иллюстрированная энциклопедия/ Пер. К. Молькова. – М. : Издательство Эксмо, 2006. – 176с. : ил.
Интернет ресурсы: https://rodnaya-tropinka.ru/derev-ya-kartinki-skazki-i-razvivayushhie-zadaniya-dlya-detej/#ixzz3kwyENo50
https://www.maam.ru/detskijsad/yekologicheskii-proekt-derevja-vokrug-nas-571502.html
https://www.maam.ru/detskijsad/yekologicheskii-proekt-derevja-nashi-druzja.html