Марина Федорченко
Краткосрочный проект «Осень наступила» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект
(старшая группа)
Исполнитель: воспитатель
Федорченко М. Н.
Вид проекта: информационно-творческий, коллективный.
Сроки реализации: краткосрочный (1 неделя)
Участники проекта: дети, воспитатели, старшей группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Публикация «Краткосрочный проект „Осень наступила“ для детей старшей группы» размещена в разделах
Актуальность:
Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса расширить и укрепить знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период, и применения приобретённых знаний с творческим подходом в практической изобразительной деятельности, развивать при этом познавательные, коммуникативные и творческие способности детей.
Совместная деятельность детей, родителей и педагогов в рамках данного проекта способствует установлению благоприятного климата в детском коллективе, расширению кругозора детей и взрослых, наполняет их творческой энергией, помогает в организации сотрудничества семьи и образовательного учреждения.
Цель: Формировать эстетическое восприятие окружающего мира и способствовать развитию познавательных творческих и речевых способностей детей, создать условия для художественно-эстетического воспитания детей.
Задачи:
• Расширить и обогатить представления детей, систематизировать и углубить их знания о сезонных изменениях в природе в осенний период
• Отразить наблюдения и полученные знания в различных видах деятельности (изобразительной, игровой, умственной).
• Способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков.
• Воспитывать у детей умение любоваться осенней природой, чувствовать её красоту.
• Приобщать родителей к совместной творческой деятельности с детьми
Ожидаемые результаты проекта по образовательным областям:
• познавательное развитие: расширение знаний о сезонных изменениях в природе, об их причинах;
• речевое развитие: активизация и обогащение словарного запаса детей по теме проекта, формирование умения правильно формулировать предложения, составлять рассказы по предложенному материалу;
• социально-коммуникативное развитие: формирование у детей ответственного отношения к природе как к основе экологических условий жизни;
• художественно-эстетическое развитие: достижение положительного эмоционального отклика у детей при знакомстве с произведениями живописи и музыки, отражение своих эмоций в собственной изобразительной деятельности;
• физическое развитие: повышение эмоционального, психологического, физического благополучия детей.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный.
• Выбор темы проекта;
• Определение цели и задач проекта;
• Составление плана работы;
• Изучение методической литературы;
• Подготовка оборудования, материалов;
• Предварительная работа с родителями.
2. Практический этап.
План реализации проекта.
Содержание деятельности по образовательным
областям:
Образовательная область Совместная деятельность
Познавательное развитие
НОД «Осенняя прогулка»;
НОД «Во саду ли в огороде»;
цикл наблюдений «Изучаем жизнь природы осенью»;
экскурсия по территории ДОУ; экспериментальная деятельность с осенними листьями;
д/и «Когда это бывает?», «Что изменилось?», «Запомни и назови», «На что похоже?»,
«Подбери листок».
Речевое развитие Е. Трутнева «Листопад»,
Н. Сладков «Осень на пороге»,
А. Плещеев «Миновало лето»,
М. Пришвин «Золотой луг»,
И. Токмакова «Что такое хлеб».
загадки, пословицы, поговорки;
составление рассказов об осени из личного опыта и по картинам и иллюстрациям;
д/и «Назови ласково», «Какая бывает осень?»;
разучивание стихотворения А. Майкова «Осенние листья по ветру кружат».
Социально-коммуникативное развитие Сюжетно-ролевые игры: «На прогулке в осеннем лесу», «Овощной магазин», «Фруктовое кафе»;
д/и «Угадай, что где растет?», «Осенние слова», «Найди дерево по описанию», «Найди пару»;
беседы: «Осенняя пора глазами художников», «Осень, что ты о ней знаешь?», «Как деревья готовятся к зиме»,
«Зелёная аптечка», «Поведение в лесу».
Художественно-эстетическое развитие НОД «Космея» (акварель)
НОД «Овощи и фрукты» (лепка)
НОД «На лесной полянке выросли грибы» (аппликация)
Рассматривание репродукций картин: И. Левитана «Золотая осень», В. Волкова «Осень»;
прослушивание музыкальных произведений: П. Чайковский «Времена года»,
А. Вивальди «Времена года»,
С. Прокофьев «Фея Осени»,
Е. Дога «Березовая аллея» и др. ;
исполнение песни «Урожай собирай» муз. А. Филлипенко, сл. Т. Волгиной.
Физическое развитие Подвижные игры: «Съедобное не съедобное»
«Гуси-лебеди»
«К названному дереву беги»,
«Капуста-редиска»
Взаимодействие с родителями
Сбор природного материала, экскурсии со своими детьми в лес, участие в выставке «Дары осени», совместное рисование с детьми на тему проекта.
В процессе работы использовались разнообразные методы и приемы: игровые, наглядные, словесные, наблюдения, эвристические; использовались технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, исследовательской деятельности.
3. Заключительный этап. Подведение итогов проекта.
Продукт проектной деятельности:
• выставка «Дары осени»,
• выставка рисунков «Разноцветная осень»,
• оформление раздевалки с использованием работ детей,
• итоговое мероприятие праздник «Осенние встречи».
4. Анализ результатов работы.
• В результате познавательной деятельности, у детей появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить, чем же интересна осень.
• В процессе знакомства со сказками, рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей пополнился словарный запас, они стали более грамотно изъясняться, с большим удовольствием участвовать в коллективном разговоре; появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие стихи об осени, где выражали свои чувства, свое позитивное отношение к миру. Все это способствовало развитию эстетического сознания детей, формированию их мировоззрения.
• Одной из важных составляющих данного проекта является художественно-эстетическое воспитание: дети ознакомились с художественными произведениями осенней тематики, различных видов искусства – музыки, живописи, поэзии. Они научились получать эстетическое удовольствие от общения с прекрасным, стали более восприимчивы, чувствительны, эмоциональны. Стали более умело передавать свои ощущения: в своих рассказах; в рисунках, в музыкально-ритмических движениях.
• у родителей появился интерес к проектной деятельности, они с удовольствием принимали участие в оформлении выставки поделок, рисовали, подбирали стихи.
Литература:
1. Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
2. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. – М. : Мозаика-Синтез, 2016.
3. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду». М. : Издательский дом «Цветной мир», 2014.
4. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.5. Казакова Р. Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». - М. : ТЦ Сфера, 2009
6. Алябьева Е. А. Природа. Сказки и игры для детей. – М. : ТЦ Сфера, 2012.
7. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015