Тания Докмит
Краткосрочный проект «Сказка» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 5 «Родничок» комбинированного вида
с. Сарыг-Сеп, Каа-Хемского района, Республики Тыва
Проект
«Сказки в гости к нам пришли»
Разработала:
воспитатель I категории
Докмит Тания Доржуевна
Сарыг-Сеп - 2017
Паспорт проекта :
Вид проекта :познавательно-речевой.
Продолжительность:краткосрочный – 1 месяц.
Публикация «Краткосрочный проект „Сказка“ для детей средней группы» размещена в разделах
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, родители.
Срок реализации: октябрь 2017 года
Актуальность темы
«Сказка – великая духовная культура народа,
которую мы собираем по крохам, и через сказку
раскрывается перед нами тысячелетняя история
народа» А. Н. Толстой
Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными боевиками и мультфильмами – всё это создаёт предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая. На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка.
Одной из форм работы в решении этой проблемы является сказка. Сказка – удивительное явление народного творчества. Простая и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребёнку, и взрослому. В мир сказок ребёнок вступает в самом раннем детстве, как только начинает говорить. Однажды, придя к малышу, сказка остается с ним навсегда как чудо, как радость, как память. В настоящее время трудно найти лучший способ воспитания детей, чем путь приобщения их с раннего детства к устному народному творчеству. Сказка даёт нравственные уроки сострадания, самоотверженности, сочувствия, любви ко всему живому, представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяет жизненный опыт ребёнка. Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, укладом русской жизни. Слушая сказки, ребёнок учится звукам родной речи, её мелодике. Чем старше становится ребёнок, тем больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается её поэзией, маленький человек не только постигает русский язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости.
Сказки дают возможность детям познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним. Учат детей передавать своё настроение с помощью эмоций, жестов, мимикой лица. Учат детей работать в команде, договариваться.
Необходимо выстраивать работу со сказками и с семьёй на основе диалога взаимного доверия и понимания. Это всё способствует развитию личности ребёнка и является важнейшим условием успешной работы по развитию речи детей.
Цели проекта :
развитие интереса к русским народным сказкам;
создание условий для активного использования сказок в деятельности детей;
развитие речевой активности у детей младшего дошкольного возраста через сказку.
Задачи проекта :
развивать речевую активность у детей;
способствовать общему совершенствованию речи ребёнка, активизировать словарь, воспитывать интерес к живому слову;
развивать у детей память, коммуникативные навыки, воображение и выразительность речи;
учить детей эмоционально воспринимать содержание литературного произведения;
учить отражать содержание сказок в играх, драматизациях, театрализованной деятельности;
пополнить предметно-развивающую среду для самостоятельной деятельности детей;
повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании детей через устное народное творчество (сказки).
Предполагаемый результат:
дети познакомятся с русскими народными сказками;
у детей повысится интерес к рассматриванию иллюстраций к сказкам; к рассказыванию сказок;
выделять и называть характерные признаки персонажей;
распознавать сказочных героев по иллюстрациям;
эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывании;
находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонации;
пересказывать сказки с опорой на схемы;
самостоятельно пересказывать сказки;
разыгрывать несложные представления по знакомым сказочным сюжетам, используя средства выразительности (мимику, интонацию, жесты);
развитие у детей связной речи, творческих способностей, коммуникативных навыков, познавательной активности;
совместная работа будет способствовать развитию положительным детско-родительским отношениям;
увеличится количество родителей, участвующих в совместных мероприятиях.
Роль родителей в реализации проекта :родители принимали активное участие в проектной деятельности : изготовление мнемотаблиц и мнемодорожек по сказкам; атрибутов для театрализованной деятельности: масок сказочных героев; оформление выставки рисунков; изготовление атрибутов настольного театра: «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Колобок»; «Маша и медведь» и др.
Продукт проектной деятельности :
развитие у детей интереса к русским народным сказкам;
развитие речевой активности у детей;
выставка детских работ (рисунки, поделки);
выставка совместных работ (детей и родителей);
повышение активности родителей в делах группы;
презентация проекта «Сказки в гости к нам пришли»;
драматизация русской народной сказки «Теремок».
Этапы проведения и реализации проекта :
I. Подготовительный:
определение цели и задач проекта;
определение необходимых средств реализации проекта;
изучение методической литературы;
пополнение предметно-развивающей среды новым материалом, атрибутами;
подбор русских народных сказок, иллюстраций к сказкам, стихов, загадок, мультфильмов, музыки;
анкетирование родителей «Какие книги и как часто Вы читаете своему ребёнку?».
II. Практический:
чтение, прослушивание и просмотр (аудиозаписи и видеозаписи) русских народных сказок;
беседа с детьми с объяснением незнакомых и малознакомых слов и выражений;
беседы с детьми «Какие сказки я знаю», «Любимые сказки»; «Моя любимая сказка», «Как козлята встретились с волком»;
рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам;
дидактические игры «Третий лишний», «Узнай по описанию сказочного героя», «Узнай сказку по предмету», «Узнай сказку по иллюстрации»; «Кто ушёл?» (герои из сказок);
раскрашивание плоскостных силуэтов героев сказок красками, карандашами, восковыми мелками: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Репка», «Три медведя»;
рисование: «Разукрась героев сказки», «Мой любимый сказочный герой» (совместно с родителями, «Колобок, колобок…»;
лепка: «Мисочка для трёх медведей», «Угощение для зайки», «Машенькины пирожки»;
аппликация «Репка», «Теремок», «Колобок»;
конструирование: «Кроватка для Мишутки», «Теремок для игрушек»;
настольный театр «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», «Колобок»;
пальчиковый театр «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Репка»;
пальчиковые игры «Теремок», «Колобок», «Репка»;
рассказывание сказок по опорным схемам, мнемотаблицам;
отгадывание загадок «Сказочные загадки»;
прослушивание музыкальных сказок;
инсценировка русских народных сказок «Колобок», «Теремок», «Репка»; «Маша и Медведь»;
свободное рисование: раскраски по русским народным сказкам;
НОД: «Вместе дружная семья», «Путешествие в страну сказок».
III. Заключительный:
Выставка продуктов детской деятельности.
Презентация «Сказки в гости к нам пришли».
Драматизация русской народной сказки «Теремок».
Необходимые условия реализации проекта :
интерес детей и родителей;
методические разработки;
интеграция со специалистами детского сада.
Формы и методы работы с детьми:
консультативная работа с родителями;
игровая форма НОД;
беседы;
наблюдения;
индивидуальная работа с использованием дидактических материалов;
самостоятельная деятельность детей;
игры: дидактические, словесные, настольные, игры-имитации, игры-драматизации, инсценировки, настольный театр, пальчиковый театр;
выставка рисунков и поделок;
чтение русских народных сказок;
наглядная пропаганда.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта :
подбор русских народных сказок;
подбор наглядного материала (иллюстрации, рисунки, куклы-герои сказок, опорные схемы, мнемотаблицы, мнемодорожки);
подготовка разного вида наглядного материала;
дидактические игры, словесные игры, игры-имитации;
подготовка атрибутов для игр-драматизаций, игр-инсценировок; настольного театра, пальчикового театра;
выставка русских народных сказок, рисунков, поделок;
телевизор;
аудиозаписи и видеозаписи русских народных сказок;
создание условий для драматизации русской народной сказки «Теремок».
Постановка новой проблемы:
продолжать работать по теме «Развитие речевой активности у детей через сказку»;
провести индивидуальные консультации для родителей и детей, показавших низкий уровень развития речи;
разработать план работы с данными родителями и детьми.
подобрать соответствующую литературу;
продолжать пополнять предметно-развивающую среду.
Литература:
1. Брязгун А. Ф. «Сборник сценариев для детского сада. Сказка в гости к нам
пришла» - СПб. : Детство-Пресс, 2015.
2. Гриценко З. А. «Пришли мне чтения доброго» - М. : Просвещение, 2001.
3. Зимина И. «Народная сказка в системе воспитания дошкольников» -
«Дошкольное воспитание» № 5, 2005.
4. Нищева Н. В. «Формирование навыка пересказа у детей дошкольного возраста»
- СПб. : Детство-Пресс, 2014.
5. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой» - М. : ТЦ
«Сфера», 2007.
6. Фесюкова Л. Б. «Воспитание сказкой» - М. : Просвещение, 1997.
7. Шорохова О. А. «Играем в сказку : Сказкотерапия и занятия по развитию
связной речи» - М. : ТЦ «Сфера», 2006.
Приложение
НОД: «Дружная семья»
(по мотивам русской народной сказки «Репка»)
Цель:развивать связную речь детей.
Задачи:
формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе,
развивать зрительное внимание, зрительную память;
закреплять в активной речи названия некоторых домашних животных и их детенышей;
развивать умения рассуждать, развивать мышление;
вызвать интерес к русским народным сказкам.
Оборудование:
• рисунки «Смайлики-эмоции»;
• дидактическая игра «Кто какую работу в доме выполняет»;
• персонажи сказки «Репка»;
• сюжетные картинки (животные с детенышами, картинки о семье,
• телевизор.
Предварительная работа: чтение стихотворений Л. Квитко «Бабушкины руки», А. Яковлева «Мама», Дора Габе «Моя семья», рассказов Л. Воронковой «Как Вовка бабушек выручал», Л. Толстого «Старый дед и внучек», совместные рисунки родителей и детей «Моя семья»; совместное обсуждение смысла пословиц о маме, о семье; дидактические игры «Где чей детеныш?», «Назови сказку по предмету», «Назови сказку», «Назови сказочного героя».
Ход НОД:
(Воспитатель одет в старушку)
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?
Дети: Да. Ты – сказочница.
Воспитатель: Правильно, я – сказочница. Я рассказываю сказки.
Сказки любят все на свете.
Любят взрослые и дети.
Сказки учат нас добру
И прилежному труду.
Говорят, как надо жить,
Чтобы всем вокруг дружить.
Дети, вы любите сказки? (Да) А путешествовать? (Да) Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в сказку. Хотите? (Да).
Название сказки вы узнаете, если ответите на вопрос: Как называется сказка, в которой благодаря дружной работе все семьи удалось собрать большой урожай этого овоща? (Показ овоща – репки)
Дети: «Репка».
Воспитатель: Эта сказка о дружной семье. Назовите всех членов этой дружной семьи.
Дети: Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка.
Воспитатель: Правильно, ребята.
Репка хочет познакомить вас с семьёй, которая ее растила. Рассказать про них сказку.
Посадил дед репку. Выросла репка большая – пребольшая. Стал дед репку из земли тащить. Тянет-потянет, вытащить не может. Позвал дед бабку на помощь. А бабушка и говорит: «Я тебе обязательно помогу, но уж очень мне интересно, что это за рисунки у ребят?»
Ребята, покажем бабушке ваши рисунки? (Да) (Показывают)
Воспитатель: А кто из вас, ребята, может объяснить, что изображено на наших рисунках? (Это смайлики настроения…. : веселый, грустный, сердитый, плачет)
Психогимнастика.
Воспитатель: Покажите, какое бывает выражение лица у папы, мамы, у бабушки, у дедушки, когда вы их радуете, когда у них хорошее настроение.
А если вы их огорчили? А если сильно огорчили? Если обидели?
(Дети показывают)
Воспитатель: Правильно, но лучше пусть ваши близкие почаще улыбаются. Слушаем сказку дальше. Дедка за репку, бабка за дедку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка… кого? Внучку. А внучка говорит: «С удовольствием помогу, а потом поиграю с ребятами».
Игра «Кто какую работу выполняет?»
(Дети подходят к доске. Каждому ребенку показывается картинка. Дети рассматривают каждый свою картинку и говорят, что на ней изображено)
Дети: Мама варит суп.
Папа пылесосит ковер.
Бабушка вяжет носки.
Дедушка читает книгу…
Воспитатель: Поиграли, теперь отдохнем. Давайте вспомним, как вы вместе со своими близкими делаете зарядку.
Физкультминутка.
Осенью, весной, летом и зимой
Мы во двор выходим дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает, (руки вверх и вниз)
Папа бодро приседает (приседания).
Повороты вправо-влево делает мой братик Сева. (руки на поясе, повороты всем корпусом)
А я сам бегу трусцой и качаю головой (бег на месте, наклоны головой в стороны)
Воспитатель: Отдохнули, сказка продолжается. Дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку. Тянут-потянут, а вытянуть не могут. Позвала внучка … Жучку. Жучка охотно прибежала на помощь. Жучка увидела картинки и ей захотелось посмотреть на них.
(Демонстрируются картинки с изображением семьи животных)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти картинки. Как вы думаете, как можно назвать каждую из этих картинок?
Дети: Кошка с котятами, собака со щенятами…
Воспитатель: А можно сказать, что на каждой картинке изображена семья?
Дети: Да!
Воспитатель: А почему вы так думаете?
Дети: Кошка – мама, кот – папа, котята – дети… (Есть папа, мама и дети (ребенок).
Воспитатель: Жучке понравилось рассматривать с вами картинки, но ей нужно помочь вытащить репку. Дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала Жучка… Кого позвала Жучка?
Дети: Кошку.
Воспитатель: Кошка прибежала и хочет с вами поиграть.
Пальчиковая гимнастика «Дружная семья».
Этот пальчик – дедушка.
Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик – папочка.
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – я –
Вместе – дружная семья.
Воспитатель: Сказка продолжается. Дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку, кошка за Жучку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала кошка… мышку. Мышка прибежала и принесла для вас, ребята, загадки.
Загадки:
Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
- Всех милее наша … (мама)
Кто же трудную работу
Может делать по субботам?
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш … (папа)
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша … (бабушка)
Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий наш … (дед).
Воспитатель: Вот какие интересные загадки приготовила для вас мышка. Но нужно помогать вытаскивать репку. Побежала мышка помогать. Взялись они друг за друга и вытянули репку.
Как вы думаете, ребята, почему они вытянули репку?
Дети: Они тянули вместе, дружно.
Воспитатель: Они потянули репку все вместе, дружно, поэтому и вытянули репку. Если делать всё вместе, дружно, то всегда всё получится, а если еще при этом и песню петь, то точно все получится. Я предлагаю вам спеть песню «Наши верные друзья».
Сценарий драматизации сказки «Теремок»
Цели:
формировать творческие способности детей;
пробуждать интерес к театрально-игровой деятельности.
Задачи:
развивать коммуникативные навыки;
развивать коммуникабельность в ходе драматизации сказки;
развивать умения детей отражать некоторые игровые действия и имитировать действия персонажей, передавать несложные эмоциональные состояния персонажей, используя хотя бы одно средство выразительности – мимику, жест, движение (улыбается, делает испуганное лицо, качает головой, машет руками и т. д.);
развивать слуховое внимание, фантазию, интерес к сценическому искусству;
создать эмоциональный настрой у детей получить радость и удовлетворение от участия в сказке.
Действующие лица:
Мышка – норушка
Лягушка-квакушка,
Зайчик-побегайчик,
Лисичка-сестричка,
Волчок-серый бочок,
Мишка косолапый.
Ведущий: Сказки любят все на свете.
Любят взрослые и дети.
Сказки учат нас добру
И прилежному труду.
Говорят, как надо жить,
Чтобы всем вокруг дружить.
Дорогие ребята! Ребята группы «Веселый гном» хотят показать вам сказку, а какую, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Что за домик на опушке
Дал приют лисе, лягушке,
Мышке, зайцу, комару?
Дом с трубою наверху,
Из трубы идет дымок.
Этот домик … (Теремок).
Правильно, это сказка «Теремок». А о чем эта сказка, как вы думаете?
- О дружбе.
Ведущий: Мышка серая, Норушка
Вышла в поле погулять,
Сладких зерен поискать. (Выбегает мышка)
Видит чудо-теремок
В чистом поле одинок.
Мышка очень удивилась,
Подошла, остановилась.
Мышка: Кто там в тереме живет?
Может в гости позовет?
Постучу-ка лапкой в двери. (Стучится)
Чей, скажите, этот терем?
Ведущий: Но никто не отозвался,
Дом свободным оказался. (Мышка входит в теремок, выглядывает из окна)
День, другой живет Норушка…
В тереме одной ей скучно!
Не с кем петь и танцевать…
В гости бы кого позвать!
В ту пору одна лягушка –
Пучеглазая Квакушка,
Вышла в поле погулять,
Вкусных мошек поискать. (Выпрыгивает лягушка)
Видит терем-теремок
В чистом поле одинок.
Тут лягушка удивилась,
Подошла, остановилась.
Лягушка: Терем-терем-теремок,
Кто в тереме живет?
Мышка: Я - Мышка-норушка,
А ты кто?
Лягушка: Я – зеленая Лягушка,
Я – веселая Квакушка.
Буду я тебе подружка!
И сейчас через порог
Заскочу я в теремок.
Ведущий: Поселилась мышь с лягушкой,
С пучеглазою Квакушкой.
Топят печь, зерно толкут,
Да блины в печи пекут.
Прискакал из леса зайчик,
Длинноухий побегайчик. (Выбегает зайчик)
Зайчик: Терем-терем-теремок,
Кто в тереме живет?
Мышка, лягушка: Я – Мышка-норушка,
А я Лягушка – Квакушка.
А ты кто?
Зайчик: Я зайчик, я хороший,
Я добрый, я смешной.
Капуста и морковка –
Любимый завтрак мой.
Со мной легко поладить.
Достаточно погладить.
Пустите меня к себе.
Мышка, лягушка: Заходи.
Ведущий: Живут звери дружной компанией.
Вышла из лесу лисица, (Выходит лисица)
Ночью ей в лесу не спится.
Там и сыро, и темно,
И не ела она давно.
Хочет, чтобы спали её ушки
На пуховенькой подушке.
Чтобы хвостик спал в постели,
В нежной теплой колыбели.
Видит терем-теремок.
Из трубы идет дымок.
Видно варится обед.
Есть тут звери или нет?
Решил подойти посмотреть, заглянул в окошко, а там звери живут большой дружной семьей. Печку топят, пироги пекут, песни поют, захотелось и лисичке в теремок.
Лисичка: Терем-терем-теремок,
Кто в тереме живет?
Мышка, лягушка, зайчик: Я – мышка-норушка,
Я – лягушка-квакушка,
Я – зайчик-побегайчик,
А ты кто?
Лисичка: Хвост пушистый у меня,
Остренькие зубки,
Цвета яркого огня,
Рыженькая шубка.
Кто хитрее всех в лесу?
Ну, теперь-то вы узнали
Рыжехвостую лису?
Пустите меня к себе жить.
Мышка, лягушка, зайчик: Заходи!
Вместе веселее.
Ведущий: Бежал по лесу волчок-серый бочок.
Ищет он друга,
Без друга волку туго.
С другом может он играть,
Песни петь и танцевать.
Бегать, плавать и купаться,
На него не обижаться!
Тут увидел волк теремок, обрадовался.
Подошел и спрашивает.
Волк: Терем-терем-теремок,
Кто в тереме живет?
Звери: Я – мышка-норушка,
Я – лягушка-квакушка,
Я – зайчик-побегайчик,
Я- лисичка-сетричка.
А ты кто?
Волк: Я – то серенький волчок,
Серый хвостик и бочок.
Можно с вами буду жить?
Не с кем мне в лесу дружить.
Звери: Заходи.
Ведущий: Живут дружно, песни поют. Шел по лесу медведь, услышал, что кто-то песни поет, решил подойти.
Медведь: Терем-терем-теремок,
Кто в тереме живет?
Звери: Я – мышка-норушка,
Я – лягушка-квакушка,
Я – зайчик-побегайчик,
Я – лисичка-сестричка,
Я – волчок-серый бочок.
А ты кто?
Медведь: Я – медведь!
Дверь бы надо отпереть!
Одному, ну хоть кричи!
Скучно, что не говори!
Буду славным я соседом,
Меду принесу к обеду.
Пустите к вам жить.
Звери: Пустим, Мишенька, тебя.
Мы теперь одна семья.
В теремочке чудном нашем
Мы споем, станцуем, спляшем.
Ведущий: всем советуем дружить,
Ссориться не смейте!
Без друзей нам не прожить
Ни за что на свете!
Не бросай друзей своих,
Будь за них в ответе.
Не давай в обиду их
Никому на свете!
Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Ну, а сказочке конец, а кто слушал – молодец. А сейчас я приглашаю всех попеть и потанцевать.
(Дети танцуют)