Спиридонова Ольга Павловна
Краткосрочный проект «Золотая осень» в средней группе
▼ Скачать
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА.
1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
2. ПАСПОРТ ПРОЕКТА
3. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
5. ЛИТЕРАТУРА
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Познание ребенком окружающего мира включает и познание природы. Представления детей пятого года жизни о природе и временах года ещё недостаточно устойчиво, а практические, трудовые умения только начинают формироваться. Поэтому необходимо систематически и целенаправлено знакомить дошкольников с природой.
Публикация «Краткосрочный проект „Золотая осень“ в средней группе» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Осень — одно из богатейших времен года, сочетание красок, богатство урожая, наслаждение звуками природы, позволяет обогатить мир детей знаниями и взаимодействиями существующими в природе. В ходе проекта решается задача повышения речевой активности, связной речи и пополнения словаря ребенка.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тип проекта : исследовательский, информационно-творческий.
Срок реализации: 28.09-28.10.20
Возраст детей на которых рассчитан проект,- средняя группа
Продолжительность — краткосрочный (1 месяц)
Участники проекта — воспитатели, дети, родители, муз. Руководитель.
Форма организации — групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Форма проведения — организованная, образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей, художественно-творческая, работа с родителями, организация выставки поделок «Осень золотая» из природного материала совместно с родителями.
Методы: чтение художественной литературы, пословицы, поговорки, загадки, рассматривание иллюстраций, репродукции картин, игры.
Программа: Основная Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Н. В Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
ПРОБЛЕМА: У детей среднего возраста слишком малый жизненный опыт и знания о природе. Они ещё не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе, не могут ответить на интересующие их вопросы. Низкий словарный запас по данной теме. Незаинтересованность родителей в совместной деятельности по ознакомлению с природой. Поэтому в этот период жизни необходимо систематически передавать детям в увлекательной игровой форме информацию о временах года, явлениях происходящих в природе,создавать опору для наблюдений, собирать природный материал для развития творчества.
Цель проекта : формировать познавательный интерес к природе.
Задачи: Формировать элементарные представления об осени, изменения в природе осенью, расширить знания об овощах и фруктах, развить умение видеть красоту окружающей природы и разнообразие осенних красок. Учить проявлять интерес к самостоятельному наблюдению, формировать умение передавать свои впечатления в рисунках, поделках, творческих работах. Развивать связную речь, воображение, память. Воспитывать желание в сохранении и бережном отношении окружающего мира природы.
Ожидаемый результат: Расширить знания детей об осени, ее признаках, явлениях, основных красках осени, дарах. Пополнить словарный запас, Сформировать активность и заинтересованность в образовательном процессе детей и родителей. Появление интереса к самостоятельному наблюдению за природой, отражению этих наблюдений в продуктивной и творческой деятельности.
Итоговое мероприятие: Развлечение «Осень золотая!»
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Организационный этап:
Создание плана работы над проектом.
Отбор материала для его реализации.
Изготовление карточек, стихов, загадок, физминуток про осень.
Подбор и разработка конспектов НОД по теме проекта
Организация предметно-развивающей среды.
Подбор иллюстраций,раскрасок, дид. игр, словесных, настольных игр по теме «Осень»
Основной этап:
I неделя
Беседа про осень. - расширить представления детей о характерных признаках периода золотой осени
Рассматривание иллюстраций по теме *Золотая осень*
Чтение А. Майкова «Осенние листья по ветру кружат» - формировать интерес к чтению.
Пальчиковые игры «Осень», «Собираем мы листочки»
Настольные игры : разрезные картинки, времена года — развитие зрительной памяти, мышления, логики.
Д / И «Какое время года?», «Что изменилось?» - активизировать словарь.
Художественное творчество. Рисование «Осенние листья»-закреплять умение отражать в рисунке осенние явления.
Обрывная аппликация «Осенние деревья». Продолжать освоение обрывной техники аппликации.
II неделя
Беседы на тему осенние изменения в природе. - видеть что изменилось в природе
Рассматривание картины Шишкина «Осень»
Чтение Ушинского «Осенняя сказка», Бальмонт «Осень»
Хороводная игра «Что нам осень принесла»
Физминутки по теме осень (картотека)
П / И «Листопад»-закреплять цвета
Художественное творчество. Рисование «Золотая осень»- продолжать учить отражать в рисунке осенние впечатления и наблюдения.
Лепка «Осеннее дерево»- продолжать учить лепить предметы состоящие из частей.
Д / И «С какого дерева листок» учить узнавать и называть деревья по листьям.
Настольная игра «Найди пару» развивать зрительную память.
III неделя
Отгадывание загадок по теме овощи и фрукты- уточнить представления детей о загадках, отгадывание описательных загадок, закрепление знаний о приметах осени.
Беседа «Дары осени».- закреплять знания о признаках осени, об овощах и фруктах.
Чтение стихотворения Тувим «Овощи»
Рассматривание иллюстраций «Все овощи хороши, выбирай на вкус»
Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим» (картотека)
Д / И «Чудесный мешочек» определить овощи и фрукты на ощупь.
Хороводная игра «Огород»
Художественное творчество. Лепка фруктов и овощей. - развивать творческие способности.
Игра-драматизация «Репка»
Сюжетно -ролевая игра «Магазин. Отдел Фрукты -Овощи», или «Осенняя ярмарка»
IV неделя
Беседа «В лес за грибами и ягодами» -вызвать у детей желание делиться своими воспоминаниями о прогулке в лес с родителями.
Рассматривание картинок съедобных и несъедобных ягод и грибов
Чтение З. Александровой «В грибном царстве», В. Зотова из книги «Лесная мозайка»
Сюжетно -ролевая игра «Поездка в лес» закреплять навыки безопасного поведения в лесу.
П / И «Охотники и грибы»
Настольная игра «Грибы-ягоды»
Художественное творчество. Рисование «На грибной поляне». Аппликация «Грибная полянка»
V неделя
Беседа «Осень золотая»
Составление описательных рассказов по сюжетным картинкам «Осень»
Чтение А. Пушкина «Уж небо осенью дышало»-учить передавать интонацией любование осенней природой.
Разучивание песен об осени.
Сбор листьев, семян.
П / И «Поймай листок»- развивать умение подпрыгивать на месте как можно выше.
Художественное творчество. Рисование «Осеннее дерево»- учить передавать в рисунке образ осеннего дерева.
Д / И «Какой,какая,какое?», «Найди, что опишу», «Что бывает осенью»-закреплять понятия об осенних явлениях.
Заключительный этап.
Выставка поделок совместно с родителями «Осень золотая». Развлечение «Золотая осень».
Сюжетно-ролевая игра «Осенняя ярмарка»
Цель:Закреплять представления детей об окружающей жизни, продолжать знакомить с народными праздниками. Совершенствовать игровые навыки детей: играть в коллективе, брать на себя роль и выполнять соответствующие действия, показать характер героев, передавать интонацию. Воспитывать и развивать творчество, артистизм. Доставить детям радость, зарядить их положительными эмоциями. Закреплять знания об осени, овощах, фруктах, сельскохозяйственных работах.
Предварительная работа: Рассматривание альбомов и иллюстраций «Осень», беседы об осенних заготовках;разучивание хороводных игр. Дидактическая игра "Отгадай овощи по вкусу"; составление рассказов детей на тему: "Что у нас выросло на даче?
Игровой материал: муляжи овощей и фруктов, пирогов, корзины, кошельки, деньги, вывеска "Осенняя ярмарка".
Ход игры
Воспитатель: Ребята, давайте устроим праздник - «Осенняя ярмарка». А что такое ярмарка? Ответы: Место, где что-нибудь продают или покупают. Рынок. А пока вы подумайте, кто хочет быть продавцом, а кто покупателем, что нужно для продавцов, а что для покупателей. Ну вот, теперь все готово.
Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается веселое гуляние!
Торопись, честной народ, Ярмарка зовёт!
Эй, не стойте у дверей, Заходите к нам скорей!
Народ собирается - Наша ярмарка открывается.
В. пора познакомиться на нашей ярмарке с дарами которые принесла нам Осень. Продавцы проходите к прилавкам, а покупатели берите корзинки и кошельки. Эй, ребята-детвора, подходите все сюда.
Посмотрите, с огорода заготовила природа
Массу вкусных овощей для супов, и для борщей!
А тут- яблочки румяные, сочные берите!
Вот морковка, вот лучок, помидорчик, кабачок,
А картошка – хлеб второй, это знаем мы с тобой.
Выходят дети, берут шапочки овощей.
Частушки на музыку «Во саду ли, в огороде»
Все вместе
Во саду ли в огороде были мы, ребятки.
Вам сейчас споем частушки, что растут на грядке.
Урожай у нас хороший уродился густо:
И морковка, и горох, белая капуста.
1 ребенок:
Про меня рассказ не длинный:
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок,
Будешь ты здоров, дружок.
2 ребенок:
Самый вкусный и приятный
Наш любимый сок томатный.
Витаминов много в нем,
Мы его охотно пьем.
3 ребенок:
Надо свеклу для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай –
Лучше свеклы нету.
4 ребенок:
Я – приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? Я вам друг –
Я простой зеленый лук.
5 ребенок:
Круглое, румяное яблоко на ветке
Любят меня взрослые и маленькие детки.
6 ребенок:
К нам приехали с бахчи
Полосатые мячи.
А арбуз – он вместо гири,
Пусть поднимут силачи.
Хором:
Мы представили сегодня вам рекламу для борщей,
Для здоровья и для силы ешьте больше…
Все: Овощей!
Воспитатель: А фрукты тоже хороши!
Молодцы, хороший урожай. Вот только он весь перепутался, помогите разобрать овощи и фрукты.
Игра «Разбери овощи и фрукты».
Во время игры воспитатель ненавязчиво помогает детям расхваливать товар, договариваться о цене, выбирать нужное.
Воспитатель:Ах, какая туча зависла над нами,видно дождик хочет нам помешать. Да вайте спрячемся. Ну вот и опустели наши овощные ряды. Покупатели пополнили свои осенние запасы. А продавцы славно потрудились и весь товар свой продали. Но мы не прощаемся с Ярмаркой,ведь она бывает не только осенней. Скажем ярмарке,досвидани
Беседа с детьми : «Осенние изменения в природе»
Цель: уточнить, закрепить и обогатить знания детей об осени, развивать творчество, фантазию и эстетический вкус.
Задачи: видеть что изменилось в природе
Оборудование: осенние пейзажи, краски, ватман, с нанесенным восковым пейзажем, звукозапись «Времена года» Вивальди
Ход беседы:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами побеседуем о самом ярком и разнообразном времени года, об осени. Осень скоро закончится и мне интересно, что вы знаете об этом времени года. Вспомните наши прогулки, наблюдения и беседы. Что изменилось в природе с приходом осени? (Ответы детей. Воспитатель дополняет и обобщает ответы.)
Воспитатель: У осени, ребята, есть три части – три периода. Первый период называется ранняя осень. (Демонстрация первого пейзажа). Что вы знаете об этом осеннем периоде? (Ответы детей) На улице ещ тепло, как летом, но ночи уже холодные; на деревьях только начали желтеть листья. Послушайте, какое красивое стихотворение о ранней осени написал прекрасный русский поэт Ф. Тютчев:
Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора
– Весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера…
Пустеет воздух, птиц не слышно боле, но далеко ещ до первых зимних бурь
И ль тся чистая и т плая лазурь на отдыхающее поле…
Воспитатель: Ребята, мы с вами поговорили о ранней осени. А второй самый красочный период осени называется золотая осень. (Демонстрация второго пейзажа) В этот период осени деревья все раскрашены в разные цвета: красный, ж лтый, оранжевый, багряный. В этот период начинается пора листопада. А. Болонский пишет о листопаде так: «Кружат листья над дорожкой, лес прозрачен и багрян… Хорошо бродить с лукошком вдоль опушек и полян! Мы ид м и под ногами слышен шорох золотой. Пахнет влажными грибами, пахнет свежестью лесной». (Вместе с детьми выясняем причину этого явления).
Воспитатель: И последний период осени – это поздняя осень. (Демонстрация пейзажа) Как мы видим на картине, уже опали листья с деревьев, птицы улетели в т плые края. Вот как о поздней осени говорится в стихотворении великого русского поэта А. С. Пушкина:
Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало,
Короче становился день, лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман, гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора, стоял ноябрь уж у двора.
Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте поиграем: я буду показывать иллюстрации, а вы должны правильно назвать какой период осени изображ н – ранней, золотой или поздней. Воспитатель: Ребята, а вы бы хотели побывать в осеннем лесу? Самый красивый лес в пору золотой осени – в н м мы сейчас и побываем. (Проводится физ. минутка).
Воспитатель: Ребята, представьте, что перед вами осенний лес. «Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный. Вес лой, п строю стеной стоит над светлою поляной. Бер зы светлою резьбой блестят в лазури голубой, Как вышка, лочки темнеют, а между кл нами синеют, То там, то здесь в листве сквозной просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной…» (И. Бунин).
Воспитатель: А вы, ребята, хотите красками нарисовать осенний лес? Тогда берите кисточки — и за дело! Посмотрите, какой большой лист я вам приготовила. Сейчас мы с вами возьмем «осенние» краски и нарисуем осенний пейзаж. (Дети раскрашивают красками осенний пейзаж, нанесенный воском на ватман, звучит звукозапись «Времена года» Вивальди). Воспитатель: Ребята, вы так красиво нарисовали, что птицы из сказочного леса не удержались и прилетели посмотреть на ваше творчество.
Пальчиковые игры по теме «Осень»
"Осень".
Ветер северный подул: "С-с-с-с", (дуем)
Все листочки с веток сдул. (пошевелить пальчиками и подуть на них)
Полетели, закружились и на землю опустились (помахать ручками в воздухе)
Дождик стал по ним стучать
Кап-кап-кап, кап-кап-кап!" (постучать пальцами правой руки по ладошке левой руки)
Град по ним заколотил, (щепотью правой руки постучать по левой ладошке)
Листья все насквозь пробил. (постучать кулачком правой руки по левой ладошке)
Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд- назад)
Одеялом их накрыл. (положить правую ладонь на левую)
"Собираем листочки"
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья березы (загибаем пальчики, начиная с большого)
Листья рябины
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. («шагаем» по столу средним и указательным пальцем)
Конспект образовательной деятельности по развитию речи и рисованию в средней группе «Овощи и фрукты»
Цель деятельности:
обогащение чувственного опыта детей и умение фиксировать полученные впечатления в речи, в продуктивных видах деятельности.
Задачи деятельности:
Образовательные:
• закрепить знания детей об овощах и фруктах (названия, мест произрастания, способы употребления в пищу) ;
• учить детей описывать овощи и фрукты по их характерным признакам (цвет, форма, вкус)
Развивающие:
• развивать собственный познавательный опыт детей с помощью наглядных средств;
• через игровую деятельность развивать мышление, любознательность, смекалку,
• развивать мелкую моторику детей;
• продолжать развивать интерес к рисованию.
Воспитательные:
• воспитывать потребность в употреблении в пищу овощей и фруктов;
• воспитывать ценность здорового образа жизни;
Оборудование: игрушки ёжик и заяц, муляжи фруктов и овощей, три корзинки, картинки: овощи и фрукты, мольберт, мешочек,платок, свежие овощи и фрукты, вырезанные из бумаги банки, краски, кисточки, стаканы с водой, салфетки.
Ход НОД:
Дети сидят полукругом.
Воспитатель. Ребятки, сели прямо, красиво. Сегодня к нам пришли гости, но чтобы узнать кто это, вы должны угадать загадки:
1. Прыгает ловко
Любит морковку.
Дети. Зайчик
Воспитатель. Правильно (достаю зайчика)
2. А этот маленький зверёк
Колючий вдоль и поперёк.
В клубок свернётся
Взять не даётся.
Дети. Ёжик
Воспитатель. Правильно это ёжик (достаю ёжика)
Они пришли к нам не с пустыми руками, а с чудесным мешочком.
Это чудесный мешочек
Вам ребята, он дружочек.
Очень хочется узнать
Что там спрятано опять.
Воспитатель. Ребята, а вы хотите узнать, что там лежит? тогда угадайте загадки:
1. Сто одёжек и все без застёжек. (капуста)
2. Этот фрукт на вкус хорош
Он на лампочку похож. (груша)
3. Сидит дед во сто шуб одет
Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (лук)
4. Круглое, румяное, я расту на ветке
Любят меня взрослые, любят меня детки. (яблоко)
5. Она оранжевого цвета,полезный нам привет от лета.
Грызут её девчонки и мальчишки
И даже длинноухие зайчишки. (морковка)
6. Высоко они растут, и с трудом их достают
Любят сильно обезьяны, это жёлтые… (бананы)
7. Рос я тихо под листом, но меня схватили
Мыли, мыли, а потом в банки засолили.
Зимой достали наконец
Зелёный, крепкий … (огурец)
8. С виду он, как рыжий мяч
Только вот не мчится вскачь.
В нём полезный витамин
Это спелый… (апельсин)
(Из мешочка достаются овощи и фрукты и перекладываются в корзинку.)
Воспитатель. Ой, ребята всё перепуталось.
Что же делать, как нам быть
Как нам овощи найти.
Как нам фрукты отличить
По корзинкам разложить.
Ребята, вы мне поможете?
Игра «Перебери овощи и фрукты»
В одну корзину нужно положить все овощи для зайки, а для ёжика фрукты в другую корзину.
Дети поочерёдно берут овощ или фрукт кладут в корзину и рассказывают про него, цвет, форма, где растёт и т. д.
Апельсин какой? (оранжевый, круглый, сочный, вкусный, сладкий и т. д.) .
Апельсин – это овощ или фрукт? В какую корзиночку надо положить апельсин? (к фруктам; воспитатель просит одного из детей положить апельсин в нужную мисочку)
Аналогично обсуждаются остальные овощи и фрукты. Для описания и классификации остальных предметов привлекаются дети (обсуждение происходит индивидуально и коллективно) .
Воспитатель. Как можно назвать одним словом, то что лежит в корзине у зайчика?
Дети. Овощи. Воспитатель. Правильно, это овощи.
Воспитатель. А как можно назвать одним словом, то что лежит в корзине у ёжика?
Дети. Фрукты. Воспитатель. Правильно, это фрукты. Молодцы, ребятки!
Воспитатель. Зайке вы очень понравились и он хочет с вами поиграть.
Малоподвижная игра (встают в круг)
Руки мыли-мыли,
Ушки мыли-мыли,
Глазки мыли-мыли,
Носик мыли-мыли,
И теперь мы чистые,
Как зайчики пушистые.
Зайка с вами уже поиграл, а сейчас ёжик с вами хочет поиграть.
Физкультминутка (встают в круг)
Жил в лесу колючий ежик,
Был клубочком и без ножек (Обнимают себя за плечи)
Не умел он хлопать —Хлоп-хлоп-хлоп (Хлопают в ладоши).
Не умел он топать —Топ-топ-топ. (Выполняют "топотушки").
Не умел он прыгать — Прыг-прыг-прыг Прыгают на двух ногах).
Только носом двигать – Шмыг-шмыг-шмыг
А ребятки в лес пришли,Ежика в лесу нашли,
Научили хлопать — Хлоп-хлоп-хлоп (Хлопают в ладоши).
Научили топать — Топ-топ-топ. (Выполняют "топотушки").
Научили прыгать — Прыг-прыг-прыг (Прыгают на двух ногах).
Научили бегать… (Бегают на месте)
Игра «Что лишнее»
На магнитной доске прикреплены овощи и фрукты.
1. Яблоко, банан, капуста, груша.
Воспитатель. Что лишнее?
Дети. Капуста.
Воспитатель. Правильно, а почему?
Дети. Капуста это овощ, а всё остальное фрукты.
Воспитатель. Правильно, молодцы!
Словесная игра «Мы капусту рубим, рубим»
Воспитатель вместе с детьми проговаривает текст, сопоставляя его с действиями:
Мы капусту рубим, рубим, рубим, рубим,
Мы морковку трем, трем, трем, трем,
Мы капусту солим, солим, солим, солим,
Мы капусту мнем, мнем, мнем, мнем.
2. Морковь, апельсин, лук, огурец.
Воспитатель. Что лишнее?
Дети. Апельсин.
Воспитатель. Правильно, а почему?
Дети. Апельсин это фрукт, а всё остальное овощи.
Воспитатель. Правильно. А теперь мы попробуем их нарисовать
Проводится рисование. дети рисуют овощи: огурцы и помидоры фрукты: яблоки красные и зелёные.
Воспитатель. Нарисовали?
Дети. Да.
Воспитатель. Как красиво получилось.
Воспитатель. Зайчику и ёжику тоже понравилось, как вы рисовали, но им пора прощаться с вами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. В. В. Гербова. «Книга для чтения в детском саду и дома». Оникс 2011
2. О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи в средней группе» М «творческий центр 2010
3. Д. Н. Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет» М Мозайка-Синтез 2010
4. Д. Н. Колдина «Аппликация с детьми 4-5 лет» М. Мозаика-Синтез 2010
5. Т. С. Комарова «Занятия по ИЗО» М. Мозаика-Синтез 2010
ролд
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ
В результате проектной деятельности у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров. Появилось стремление о необходимости бережного отношения к природе.
На основании углубления, обобщения представлений об окружающем мире, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками по осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас. Появилось желание самостоятельно заниматься творчеством, работать сообща. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчество, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.