Наталия Сорокина
НОД «Край мой северный-Ямал»
▼ Скачать + Заказать документы
Край мой северный-Ямал
Конспект занятия с детьми старшей группе
ОО «Музыка»
«Край мой северный Ямал»
Автор конспекта НОД: Сорокина Наталия Михайловна, музыкальный руководитель МБДОУ «Брусничка», г. Губкинский, ЯНАО
Публикация «НОД „Край мой северный-Ямал“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Цель работы: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре, обычаям и традициям народов Севера. Продолжать формировать интерес к своей малой Родине.
Задачи приоритетной образовательной области:
• «Социально-коммуникативное развитие» :
- развивать коммуникативные качества детей, прививать навыки взаимодействия и сотрудничества детей между собой и с взрослыми;
- воспитывать в детях терпимость и уважение друг к другу, к обычаям и традициям людей разных национальностей, разного этнического происхождения.
Задачи ОО в интеграции:
• «Познавательное развитие» : формировать у детей познавательный интерес к изучению быта, культуры, традиционных занятий народов Севера;
• «Физическое развитие» : сохранение и укрепление физического и психического здоровья.
Предпосылки учебной деятельности:
• коммуникативные – умение слушать, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь;
• познавательные – расширение кругозора, любознательности и познавательной мотивации;
• регулятивные – умение слушать взрослого и выполнять его инструкции, умение осуществлять действия по заданному правилу;
• личностные – умение оценивать собственную деятельность, свои возможности.
Оборудование для педагога: шапки волка, оленя для подвижных игр, фонограмма.
Оборудование для детей:
Организация занятия с детьми подготовительной к школе группы
по теме «Ямал – удивительный край»
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Содержание ННОД Образовательная область (вид деятельности) Формы работы Наличие
средства
у детей Образовательные
задачи Целевые
ориентиры
(характеристики)
1. Организационный момент.
Дети под национальную ненецкую музыку входят в музыкальный зал.
Педагог:
Я живу на Ямале, где сурова зима,
Где короткое лето и осень ненастна,
Но как дорог и мил этот край для меня,
Как природа Ямала величава, прекрасна.
Я люблю этот край : и болото, и лес,-
Но волнует меня беспокойная мысль:
Как всё это богатство Ямала сберечь
Для других поколений, что здесь прижились.
Слайд №1
Вот такие волнующие очень многих строки написала наша землячка - жительница посёлка Пурпе Тамара Степановна Гарбуза.
Педагог: А что вы знаете о нашем крае? (ответы детей)
Педагог: Мы живём на Ямале. Это наша малая родина. Кто-то здесь родился, а кто-то приехал и прижился: работает, растит и учит детей. Здесь, на этой земле, живут веками и ведут своё традиционное хозяйство коренные народы Севера – ненцы, ханты, манси, селькупы, коми-зыряне.
Слайд №2
Социально-коммуникативное развитие
(Игровая, общение) Беседа Слово «Познание».
-реализовать познавательную активность
«Музыка».
-углублять представления об элементарных средствах музыкальной выразительности: постепенное движение мелодии вверх и вниз, скачки в мелодии, звуки долгие и короткие, ритм, темп.
4. Образовательная область «Коммуникация».
-развивать выдержку и навыки сотрудничества;
-развивать умение координировать движения с речью.
5. Образовательная область
•
III. Воспитательные задачи:
1. Образовательная область «Музыка».
• воспитывать положительные эмоции при выполнении музыкально-ритмических движений;
• воспитывать чувства сопереживания музыкальным образам, настроениям, чувствам;
• воспитывать эстетические чувства при восприятии инструментальной музыки.
2. Образовательная область «Коммуникация».
• формировать доброжелательное отношение к окружающим, вежливость, отзывчивость;
• формировать навык самооценки.
Овладевает основными культурными способами деятельности.
Обладает установкой положительного отношения к миру активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми,
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Содержание ННОД Образовательная область (вид деятельности) Формы работы Наличие
средства
у детей Образовательные
задачи Целевые
ориентиры
(характеристики)
2. Слушание
Педагог предлагает детям сесть на ковер в круг.
Немало известных имён дала эта земля. Среди них есть писатели и поэты, как Николай Дудников, написавший очень много рассказов для детей и взрослых, Прокопий Явтысый. Поэты Лагздынь, Виктория Кудрявцева, Ирина Токмакова написали прекрасные стихи о красоте природы, животном и растительном мире родного края. Давайте послушаем несколько стихов В. Кудрявцевой.
Лиса. В наших северных лесах
Есть красавица в мехах.
Чёрно- серебристая,
Шубонька пушистая.
Пышный хвост - её краса,
Чёрно-бурая лиса.
Слайд 3
Белка.
Кто не знает попрыгунью-
Белогрудую летунью?
Хвост роскошный, уши-стрелки
У лесной пушистой белки!
Слайд №4
Педагог: Послушайте мелодию и скажите на какого животного похожа.
Слушание:
1. «Лиса» Попатенко Т.
2. «Белка» Агеева В.
(Дети по темпу, характеру произведения отгадывают на кого похоже, в движении передают тот или иной образ). Познавательное развитие,
Социально-коммуникативное развитие
(Познавательно-исследовательская,
Общение)
Ситуативный разговор Слово. «Познание».
-развивать фонематический слух;
-развивать слуховое внимание;
-развивать память и навык понимания смысла предлагаемых заданий.
«Коммуникация».
-формировать доброжелательные отношения между детьми;
-расширять словарь эмоций и настроений.
проявляет инициативу и самостоятельность в игровой деятельности.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
ребёнок обладает развитым воображением.
3 Телесно-ориентированная игра
Педагог: Некоторые стихи местных поэтов превратились в считалки.
Олень
Сильный северный олень
Нас катает целый день!
Но на нарту всем не сесть,-
Значит, ты остался здесь!
Слайд №5
Педагог: Сейчас я Вас приглашаю поиграть в ненецкую игру «Олени и волк». Но прежде, чем начнём игру, нам необходимо выбрать волка по считалке. Написал её Прокопий Явтысый.
Все ребята встали в круг,
Серый волк примчался вдруг!
Он клыкастый, погляди,
Самый сильный, выходи!
Игра «Олени и волк».
Ходит северный олень
По сугробам целый день.
А устанет - отдыхает,
Мох копытами копает.
(Дети играют, передают в движениях образ животного, его походку, повадки, характер) Социально-коммуникативное развитие, физическое развитие
(двигательная активность, общение) Беседа, игра Слово, музыка развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками,
становление самостоятельности,
сохранение и укрепление физического
проявляет инициативу и самостоятельность в общении, может выражать свои мысли и желания, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, обладает развитым воображением
4 Разучивание
Слайд №6
Педагог: Когда малыш рождается первое, что он видит – это белизна снега, синева неба и, конечно же, солнце. Я вам предлагают выучить песню композитора Семена Няруя «Солнце».
Педагог исполняет песню «Солнце» С. Няруя. Ведь солнце тоже дорого людям на крайнем севере. Мы с вами живет в удивительном месте: полгода не видим солнца. А композитор передает в музыке всю красоту солнечного луча.
Разучивание 1-2 куплета песни «Солнце» С. Няруя
Социально-коммуникативное развитие
(Общение) Ситуативный разговор Слово развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками,
становление самостоятельности
Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
проявляет инициативу и самостоятельность,
умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам
Содержание ННОД Образовательная область (вид деятельности) Формы работы Наличие
средства
у детей Образовательные
задачи Целевые
ориентиры
(характеристики)
5. Телесно - ориентированное упражнения
Педагог: У ненцев не было танцев. Это малоизвестный факт. Вместо танцев были просто ритуальные движения.
Слайд №7
Педагог: Давайте встанем в круг и разучим некоторые движения ненецких танцев. В движениях люди передают повадки птиц и животных.
Разучивание движений и элементов танца.
Слайд №8
Упражнение “Стерх или Белый журавль” - плавное покачивание рук в стороны, вперед-назад, ходьба по кругу, кружение вокруг себя (выполнение детьми).
Слайд №9
Упражнение “Огонь»
” – Присесть, руки перед грудью соединены показывая «бутон» огня, постепенно выполняем плавные движения руками и корпусом тела, показывают как огонь разгорается, поднимаясь все выше и выше. (Выполнение детьми).
Слайд №10
Упражнение «Олень»
- руки скрещены над головой, движения плавные, высоко поднимая ноги, сначала движения спокойные, как бы олень отдыхает, но потом настораживается, и движения становятся осторожные, как будто прислушивается, присматривается. И вот опасность близко и олень убегает, движения резкие, быстрые. Физическое развитие
(двигательная активность) Игровая ситуация Музыка сохранение и укрепление физического и психического здоровья. развитие воображения
-умение соотносить движение с музыкой;
-совершенствовать технику выполнения основных и танцевальных движений, добиваясь лёгкости, точности, выразительности;
Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать правилам. Ребёнок обладает развитым воображением, может контролировать свои движения и управлять ими
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП)
Содержание ННОД Образовательная область (вид деятельности) Формы работы Наличие
средства
у детей Образовательные
задачи Целевые
ориентиры
(характеристики)
6. Рефлексия.
Педагог: Ребята наше занятие окончено. Что вам понравилось на нашем занятии? Что узнали нового?
Ответы детей.
Педагог: До свидания. Социально-коммуникативное развитие
(игровая, общение) Беседа Слово Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками Ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми