Заира Мусаева
Проект «Дагестан — мой край родной»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«ДАГЕСТАН - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ»
Подготовила: воспитатель
Мусаева З. Н.
Мне ль тебе, Дагестан мой былинный,
Не молиться,
Тебе ль не любить,
Мне ль в станице твоей журавлиной
Отколовшейся птицею быть?
Дагестан, все, что люди мне дали,
Я по чести с тобой разделю,
Я свои ордена и медали
На вершины твои приколю.
Посвящу тебе звонкие гимны
Публикация «Проект „Дагестан — мой край родной“» размещена в разделах
- Дагестан
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
И слова, превращенные в стих,
Только бурку лесов подари мне
И папаху вершин снеговых
Р. Гамзатов
Введение
О Дагестане. Дагестан – это сочетание двух слов: тюркского «даг» (гора) и персидского «стан» (место, страна). Страна гор. Вот уже более шестьсот лет, как это название присвоила себе небольшая часть земли на Восточном Кавказе, на западном берегу Каспийского моря.
В мире существуют города-государства со своим управлением, со своей независимостью.
В Дагестане же есть аулы-государства, которые подчиняются одному только вдохновению. Есть аулы танцоров, аулы певцов.
Кубачи – аул златокузнецов. Гоцатль – аул серебренных дел мастеров, Унцукуль – аул резчиков по дереву, Балхар – аул керамиков, Цовкра – аул канатоходцев.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры.
Моя малая Родина …У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать – всё! Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства – одна из главных задач педагогов, родителей. Важной составной частью работы по патриотическому воспитанию дошкольников является приобщение их к традициям и обычаям народа, страны, к искусству. Дети должны не только узнать о традициях, но участвовать в них, принимать их, привыкать к ним.
Любить Родину – значит знать её, знать прежде всего свою малую Родину.
Актуальность проекта :
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного края, родного города и его влияние на патриотическое воспитание. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной край, а значит стать созидателем своей малой Родины.
Таким образом, выбор данной темы проекта : «Дагестан - мой край родной» обусловлено пониманием педагогами значимости этой проблемы, с одной стороны, и не достаточным уровнем знаний у детей и родителей о родном крае, с другой. Необходимо отметить, что в настоящее время эта работа не только актуальна, но и требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.
Срок реализации: долгосрочный (учебный год).
Тип проекта : информационно-творческий.
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители, воспитатели.
Цель проекта : формирование у детей знаний и представлений о родном крае, его истории, культуре, достопримечательностях.
Задачи проекта :
создать условия для формирования у детей знаний и представлений о родном крае;
способствовать развитию познавательного интереса к информации о родных местах;
обогащать знания детей информацией о достопримечательностях края, дифференцировать представления об исторических памятниках, формировать представления у детей об истории возникновении края;
развивать бережное отношение достопримечательностям края, культурным ценностям, природе;
развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно, мыслить, фантазировать;
воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.
Прогнозируемый результат:
обогащенные и систематизированные знания детей об истории Дагестана и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы;
повышение родительской компетентности по представленной проблеме;
участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе;
реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры Дагестана, поможет сформировать заботливое отношение к родному краю.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
Работа с родителями:
составить анкеты по теме проекта. Провести анкетирование среди родителей воспитанников;
провести родительское собрание. Познакомить с темой проекта. Рассказать о важности и необходимости формирования интереса к истории и культуре родного края уже в дошкольном детстве;
приобщить родителей к подбору материала, для пополнения развивающей среды;
составление плана работ;
участие в организации выставки рисунков - «Моя малая родина»;
обсуждение тем, проведение консультаций среди специалистов ДОУ;
анализ анкетирования родителей;
привлечь родителей к организации мероприятий по реализации данного проекта.
План реализации проекта
Этапы работы над проектом
Содержание работы
1 этап подготовительный Разработка этапов проектной деятельности.
Разработка примерных конспектов непосредственно образовательной и совместной деятельности.
Продумать формы работы с родителями в процессе реализации проекта.
Разработать консультации, оформить уголок патриотического воспитания.
Подобрать полезную информацию по теме проекта : памятки, анкеты.
Создание предметно-развивающей среды.
Консультация для родителей "Знакомство ребенка с Дагестаном"
2 этап основной
Образовательные области Совместная деятельность педагога с детьми
Познавательное развитие НОД «Мой город»
Цель: Продолжить знакомство с историей и культурой родного города. Развивать мышление, умение наблюдать и передавать увиденное. Учить делать выводы.
НОД «Прогулка по городу»
Цель: Расширить представления детей о родном городе. Продолжить знакомство с историческими и культурными центрами города. Приобщать детей к национальной культуре. Способствовать развитию эстетического вкуса.
НОД «Широка страна моя родная»
Цель: Дать детям представление о России, как о великой стране. Познакомить с гербом и флагом России, с принципом его создания, расширить представление о географическом положении России
НОД «Мой Дагестан»
Цель: Продолжить знакомство с историей и культурой родного края. Познакомить детей с гербом и флагом Дагестана. Расширить представление детей о географическом положении Дагестана.
НОД «Народы Дагестана»
Цель: Продолжить знакомство детей с многонациональным населением Дагестана. Уточнить знания детей о родственных связях. Воспитывать любовь и уважение к своим близким, культуру поведения. Развивать речь.
НОД «Культура народов Дагестана»
Цель: Дать детям понятие о нравственной и художественных культурах, культуре труда. Воспитывать любовь и уважение к своим близким, культуру поведения. Развивать речь.
НОД «Традиции Дагестанцев»
Цель: Продолжить знакомить детей с Дагестанскими обычаями и традициями. Дать детям понять что людей объединяет не только родство, но и другие обстоятельства. Учить традициям дружбы.
НОД «Труд людей родного края. Рыбаки Каспия»
Цель: Познакомить детей с нелегким трудом рыбаков. Продолжить развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, выражать их в речи.
НОД «Садоводы и виноградари»
Цель: Познакомить детей с трудом садоводов и виноградарей. Продолжать развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Воспитывать бережное отношение к природе.
НОД «Чабаны»
Цель. Познакомить детей с нелегким трудом чабана с их условиями жизни на кутане и пастбищах. Уточнить и закрепить знания детей о домашних животных, об их пользе для человека. Учить анализировать, делать выводы. Развивать речь.
НОД «Мастера керамики»
Цель: Продолжить знакомство детей с особенностями работы мастеров керамического промысла в Дагестане. Воспитывать эстетическое чувство восприятия предметов.
НОД «Кубачинские и унцукульские мастера»
Цель: Продолжить знакомство с особенностями работы кубачинских и унцукульских мастеров. Воспитывать эстетическое чувство восприятия предметов.
НОД «Ковроткачество»
Цель: Продолжить знакомство детей с традиционным народным промыслом. Раскрыть некоторые особенности ручного ковроткачества. Воспитывать любовь и интерес к народному искусству, труду мастериц.
НОД «Путешествие по Дагестану. Куда на чем можно поехать?»
Цель: Обобщить и систематизировать представление детей о способах и особенностях передвижения человека в разных районах Дагестана и в разной среде. Учить обобщать, делать выводы.
НОД «Весна в Дагестане»
Цель - Познакомить детей с особенностями плавного перехода от зимы к весне. Обобщить и систематизировать : представление детей о характерных признаках весны в Дагестане. Развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, делать выводы.
Беседы: «О столице нашей республики», «Достопримечательности нашего города», «Наш славный город Махачкала», «Профессии моих родителей».
Беседа о героях спорта. «Мы ловкие и смелые», «Мы веселые ребята», «Олимпийские чемпионы РД».
Экскурсии по городу.
Экскурсия в музей «Истории города Махачкалы».
Экскурсия в краеведческий музей «Предметы старины, картины».
Экскурсия в музей прикладного искусства.
Экскурсия к местам работы родителей: магазин, библиотека, пожарная станция…
Речевое развитие Словесная игра «Расскажи, где ты живешь»
Составление рассказа по фото «Где мы отдыхали летом», «Из окна из окна наша улица видна» Составление рассказа по фотографии из группового альбома «Достопримечательности города Махачкалы», «Памятники города».
Составление творческих рассказов, рассказов из личного опыта (с использованием схем – подсказок, «Я хочу быть златокузнецом», «Моя мама - ковровщица».
Чтение книг о семье. Слушание аудиозаписи рассказа А. И. Пантелеева «Честное слово»
Чтение стихотворений о бабушке и маме, о дедушке и папе, об именах, о мальчиках и девочках.
Чтение произведений: Н. Юсупова «Чабан Рабадан»,
А. Исмаилов «Маленький чабан»,
Н. Капиева «Сыновья мельника»,
А. Раджабов «Маленькая ковровщица»,
Р. Гамзатова «Мой Дагестан», «У меня есть дедушка»,
М. Газиева «Она станет послушной» (пер. с авар.,
Фазу Алиева «Дагестан» (на авар.,
А. Джачаев «Мамина помощница» (пер. с кум., Магомед – Расул «Дедушка - Мурада» (пер. с дарг.,
Абдулмеджид Меджидов «Что в мире мягче всего?».
Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением орудий труда ковровщиц, чабанов, гончаров, златокузнецов, виноградарей.
Социально – коммуникативное развитие Сюжетные игры: «Путешествие по городу», «Прогулка по городу», «Моя семья (быт и традиции)», «Семья», «Школа», «Детский сад».
«В гостях у вышивальщицы», «В гости к гончару», «В гостях у хлеборобов Дагестана».
Дидактические игры: «Путешествие по родному краю», «Путешествие по Дагестану», «Узнай это место», «Памятники города», «Мой дом», «Назови и опиши» и др.
Труд на прогулке: помощь в уборке территории детского сада.
Художественно – эстетическое развитие Изобразительная деятельность
Рисование «Визитная карточка города» (герб, флаг).
Лепка: «Детская площадка», «Детский сад», «Моя любимая игрушка»
Аппликация: «Дом на нашей улице», «Главная улица моего района», «Поздравительная открытка», «Укрась браслет».
Сюжетное рисование: «Мой родной уголок»
Конструирование: «Улица моего района», «Здания моего района» (из бросового материала)
Сюжетное рисование: «Моя семья»
Конструирование: «Мой родной дом» (из строительного материала)
Создание книжек – малышек.
Музыкальная деятельность
Слушание музыки: «Радость труда» М. Кажлаева, «Песня в пути» ав. н. м. обр. М. Кажлаева.
«Песня пастуха» К. Шамасова;
«Сбор урожая» М. Кажлаева;
«Ритм труда» П. Проскурина;
«Маленькая танцовщица» С. Керимова.
Слушание песни: «Журавли» Р. Гамзатова.
«Песня о матери» А. Цурмилова (авар., «Дагестан» М. Магомедова (дарг.).
«Маленькая ковровщица» М. Гусейнова;
«Песня юных садоводов» Е. Тиличеевой;
«Радость труда» Фаталиев Р. А. ;
Физическое развитие «Мама, папа, я – спортивная семья» - семейная эстафета
Подвижные игры:
«Запряги вола»,
«Кто дальше бросит камень»,
«Храни очаг» (авар.,
«Есть в ауле детский сад» (совр. дагестанская игра,
«Игра с мячом» (дарг.)
«Угадай» (дарг.).
3- этап заключительный
Итоговая презентация праздника " Дагестан-мой край родной" :
Открытие краеведческого мини - музея в группе «Дагестан – мой край родной».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Любой край, область, район даже небольшое село по своему - неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольника представления о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной край славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Поэтому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к культуре, традициям и промыслам народов Дагестана; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.