наталья медведева
Проект «Мой край родной — моя Кубань» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка - детский сад № 16 «Петушок»
Утвержден
на заседании педагогического совета
протокол № ___ от ___ 2017г.
Проект
«Мой край родной - моя Кубань»
для детей старшего дошкольного возраста
Проект разработан
Ст. воспитателем Медведевой Н. С. ,
Воспитателем Максюковой О. Я.
ст. Тбилисская
2017
Пояснительная записка.
У каждого на свете есть, наверно,
Любимый уголок земли, такой,
Публикация «Проект „Мой край родной — моя Кубань“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Кубань
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Где листья по-особому на вербе
Склонились над задумчивой водой.
Где небо выше и просторы шире
И так привольно и легко дышать.
Где ко всему в прекрасном этом мире
По-детски чисто тянется душа…
В. Непогода
В этом стихотворении поэт говорит о родном крае, о малой Родине. Для наших детей малой Родиной считается Кубань. Кубань… так называют наш край по имени реки. Земли, лежащие на правой стороне реки, жаловала войску Черноморскому в вечное владение Великая Императрица – Екатерина вторая. Край широких степей, высоких гор, богатых лесов и садов, множества лиманов и рек, любимый уголок земли – наша малая Родина. Кубань – чудесный, благодатный край, которым нельзя не гордиться. Люди, живущие здесь, стремятся сделать нашу Родину лучше, богаче, красивее.
Актуальность:
Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы домашнего обихода, мебель, какие существовали народные ремёсла. К сожалению, в нашей жизни утрачиваются народные традиции : любовь к родным и близким, уважение, почитание старших, любовь к Родине. А ведь соблюдение традиций предков, любовь к Родине, к своему родному краю прививается с раннего возраста.
Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. Но, за годы лихолетья и уничтожения казачества изрядно выветривались и исказились под чуждым влиянием традиции, нравы и обычаи казаков. Даже наши старики, родившиеся уже в советское время, не всегда правильно трактуют неписаные казачьи законы, не говоря о молодом поколении, живущим на Кубани.
Без прошлого нет настоящего и будущего. Смогут ли наши дети ответить на вопросы, связанные с историей и культурой казачества.
Тема данного проекта является актуальной. Так как представленный материал способствует знакомству старших дошкольников с историей нашего края, национальными особенностями, помогает повысить интерес к народным истокам, познакомить с культурой Кубани.
Мы считаем, что прививать чувство любви к своей Родине, к краю, к дому, где родился, вырос и живешь, надо в дошкольном возрасте. Тогда, когда закладываются основы, формируются в процессе воспитания любовь к своим родным людям и к своей стране. Необходимо разбудить у детей чувство любви к своей малой Родине, дать понять, что это их земля, их страна. Все богатства природы, бескрайние степи и поля, сады, реки – гордость нашего края – все принадлежит им, как потомкам первых переселенцев-казаков, приемникам их традиций.
Мы часто замечаем в нашей современной молодежи бездуховность, безнравственность, потерю интереса к культуре. Поэтому мы считаем, что именно культура прошлого должна войти в душу каждого ребенка, положить начало возрождения интереса ко всему, что его окружает. Знакомство с историей нашего края, национальными особенностями помогают повысить интерес к народным истокам, познакомить с культурой Кубани. Все, что нас окружает в настоящем, имеет свои корни в прошлом. Это наша история, наша культура.
Вид проекта : творческо – познавательный
Продолжительность: краткосрочный, 1 месяц
Участники: воспитанники старшей и подготовительной, родители, воспитатели
Руководители: воспитатель Максюкова О. Я, Медведева Н. С.
Образовательная область: интеграция всех образовательных областей.
Проблема: воспитание чувство патриотизма, гордости, желания узнать, что-то новое из жизни своих предков.
Цель проекта : формировать знания детей о родном крае, его особенностях, особенностях населения, истории и культуре, обобщить знания детей о Кубани;
познакомить с жизнью и трудом кубанских казаков;
дать представление о возникновении станиц и хуторов;
совершенствовать знания о своей родной станице; воспитывать любовь и бережное отношение к своей Родине.
Задачи:
- формировать представления об историческом прошлом родного края, через знакомство с обычаями и традициями кубанских казаков;
- познакомить старших дошкольников с промыслами предков, продолжать прививать любовь к народному творчеству;
- познакомить с творчеством писателей, поэтов и композиторов станицы Тбилисской и Кубани, прививать любовь к музыке, умение видеть красоту малой родины в стихах поэтов;
- дать элементарные представления об этническом составе населения Краснодарского края;
- продолжать знакомить с символикой Кубани и станицы Тбилисской;
- способствовать воспитанию в детях чувства гордости за свой край;
- закладывать основы толерантного отношения к представителям других национальностей.
Предполагаемый результат: в результате участия детей в проекте ожидается повышение уровня знаний в области кубановедения, воспитание бережного сохранения исторических ценностей. У детей будут сформированы представления о кубанских традициях, обычаях, быте и культурно- исторических ценностях.
Используемая литература:
Интернет -ресурсы
Земля отцов – моя земля администрация МО Тбилисский район;
Издательство «Ода»
Творческое объединение «Лукоречье» Альманах 2005г.
План
работы по нравственно-патриотическому воспитанию.
Тема проекта Содержание образовательной деятельности Формы организации образовательной деятельности Сотрудничество с семьей Обогащение РППС
«Мы – Кубанцы!»
«Кто живет на Кубани?» Мы живем на Кубани.
Мы Кубанцы. Предметы народного быта, народная кукла, как элементы приобщения к кубанским народным традициям.
Наш общий дом - Кубань. Жители Краснодарского края – кубанцы, земляки (потому что у нас с вами одна земля, общая малая родина.)
Жизнь моего народа: история и культура (черты национального своеобразия в облике людей, их одежде, украшениях, предметах быта и их назначении. Традиции кубанского казачества : семейные традиции и обряды связанные со строительством жилья.
Игровые образовательные ситуации «На Кубани мы живем!», «Что за куклы в гости к нам пришли?», «Мамины колыбельные» и. т. д.
Моделирование комнаты для кукол с элементами кубанского стиля (совместно со взрослыми)
Сюжетно-дидактические игры «Устроим кукле комнату», «К нам пришли гости»c использованием предметов народного быта.
Сюжетно – ролевая игра «Семья» (обряды пеленания, купания кукол, укладывания спать с пением колыбельных песен).
Разучивание казачьих песенок.
. Народные игры-забавы, хороводы. Художественная деятельность (аппликация) Украсим платок, фартук – элементы петриковской росписи.
Экскурсия в музей
Беседы, игровые образовательные ситуации «Мы -кубанцы», «Как строили дома казаки», «Кубанская хата всем богата» и. т. д.
Сюжетно-ролевые игры «Семья»(обустройство комнаты, «Новоселье».
Игры драматизации «В гости к бабушке на блины и оладушки» и т. д.
Дидактические игры «У бабушки Загадушки», «Чья игрушка», «Посуда»,»Жилище казака».
Коллекционирование глиняной посуды. Народные подвижные игры «Перетяжка», «Плетень», «Калачи» и др.
Художественная деятельность: «Кубанское подворье» рисование с использованием трафаретов, лепка «Скатерть для бабушки Авдотьи», аппликация «Плетень». Фотоотчет «Наше жилище».
Создание макета «Кубанское подворье»
Выучить с ребенком кубанскую колыбельную песню, потешку, нарисовать совместно с малышом героев, которые встречаются в этих произведениях фольклора и т. д.
Организовать дома сюжетно-ролевые игры «Укладываем дочку, сыночка спать», «Встречаем гостей».Привлечь родителей к изготовлению элементов кубанского костюма для уголка ряжения.
Выучить с ребенко традиций, обрядовм дома кубанские частушки. Сделать фотографии родителей и ребенка в своем жилище (на кухне, в зале, прихожей – отразить особенности интерьера, предметов обихода) для фотоотчета.
Привлечь родителей к оформлению макета кубанского подворья, собиранию коллекции глиняной посуды. Предметы народного быта (убранство, посуда, одежда).
Народные куклы в кубанских костюмах. Народные игрушки. Предметы бабушкиного сундучка (ряжение).Предметы декоративно – прикладного искусства Кубани (глиняная посуда, игрушки из соломы, предметы вышивки и вязания и т. п.).
Поделка «Кубанское подворье».Детская художественная литература о Кубани.
Пополнить игровую зону сюжетно – ролевой игры «Семья» (мебель, посуда, салфетки, куклы в кубанских костюмах).
Фотографии, слайды с изображением традиций и обрядов строительства жилья.
Презентация «Интерьер казачьей горницы и современной кухни, предметы казачьего и современного обихода».
Предметы кубанского костюма и украшения к ним в уголке ряжения.
Предметы декоративно-прикладного искусства Кубани (глиняная посуда, игрушки, предметы вышивки и вязания и т. п.)
Детская литература о Кубани.
«История моего края» Я и другие народы: межэтнические сходства и различия, отношения к людям других национальностей, проживающих в нашем крае.
История Краснодарского края, почему его называют Кубань. Символика края.
Кубанские казаки – коренные жители Кубани. Особенности их жизни и быта. Снаряжение казака для службы – одежда, оружие, конь.
Народная культура Кубани, специфика ее традиций. Традиции семейного воспитания. Традиции и обряды, связанные с рождением ребенка. Традиции народных праздников Игровые образовательные ситуации «Кто мы, откуда?»
«Какие народы живут на Кубани?» Виртуальные путешествия в прошлое родного края (книга Кубани).
Выучить с ребенком стихи кубанских поэтов, заклички, обрядовые песни.
Слушание, заучиваниее и импровизированное исполнение казачьих песен «Распрягайте, хлопцы, коней», инсценировки календарных обрядовых песен, колядок, щедровок.
Дидактические игры «Что перепутал художник?»(флаг, герб Кубани, одежда для казака и казачки.
Народные подвижные игры.
Художественная деятельность «Украсим кубанский костюм»рисование, «Конь – верный друг казака – аппликация.
Поручить родителям изучить традиции своей семьи (прошлое и современность)
Совместно с ребенком придумать рекламу на самую интересную семейную традицию.
Сделать фотографии старинных вещей, предметов обихода, имеющихся дома.
Привлечение родителей к собиранию коллекции народных предметов из дерева. Народные костюмы казака и казачки для ряжения, аксессуары. Атрибуты для кубанских народных игр.
Наборы декораций для театров и сюжетно-ролевых игр. Настольные игры казачьей тематики
Картотека кубанских игр, пословиц, поговорок.
Детская художественная литература о Кубани.
«Казачий край силен традициями» Моя этническая принадлежность. Я и мои сверстники. Этика межнационального общения.
Кубанское казачество : составляющие традиционной культуры (воинские праздники и обряды обеспечивающие благополучие в семье.
Мальчик и девочка в кубанской семье : особенности воспитания.
Духовные ценности и нравственные идеалы кубанского казачества. Жизненные подвиги народов Кубани. Народные праздники. Игровые образовательные ситуации «Я и другие народы:» будем вместе дружить, «как воспитывали казака –девочку, мальчика.»
Экскурсии к памятникам павших героев. Встречи с казаками»Казачьи заповеди».Сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери». «Гости»(традиции гостеприимства).
Инсценировка кубанских казачьих песен «Про блины» и т. д.
Дидактические игры «Собери флаг Кубани», «города Краснодарского края»,»Вместе дружная семья»(национальности кубанской земли, «Произнеси слово на казачьем диалекте», Народные подвижные игры «Самый ловкий», «Казаки»,и д. р.
Художественная деятельность «Воинская слава казака»- рисование, украсим кокошник –аппликация. Поручить родителям подобрать кубанские пословицы и поговорки и выучить их с ребенком.
Совместно с ребенком нарисовать рисунки об истории Кубани «Портрет казака (казачки)», «Семья казака», «девочка и мальчик в казачьей семье».Подготовить фотографии военных лет, если такие имеются дома, рассказать о военных предках. Государственная символика Кубани (флаг, герб, гимн).
Фонограмма гимна Кубани. Альбомы старинных фотографий об истории края. Макет кубанского подворья, фонотека с аудиозаписями народных колыбельных песен,казачьих преданий и пр. Народные костюмы казака и казачки для ряжения, аксессуары. Атрибуты для кубанских народных игр. Наборы декораций для театров и сюжетно-ролевых игр. Детская художественная литература о Кубани.