Елена Цепелева
Краткосрочный проект для детей старшего возраста «Белоствольная красавица»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект для детей старшего возраста. Проект "Белоствольная красавица" (старшая группа, краткосрочный)
Введение: Любовь к природе - это чувство, которое включает в себя эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание защищать и приумножать природные ресурсы. Но дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы поведения в зонах отдыха, оставляют мусор, включают громкую музыку, вырезают надписи на стволах деревьев и оскорбляют бездомных животных. Наблюдая за детьми, мы заметили, что они заботятся о животных, интересуются растительным миром, делятся книгами о природе, растениях, своими впечатлениями, спрашивают о деревьях и цветах. Модель с 3 вопросами: что мы знаем об этом? Что мы хотим знать? Откуда мы это знаем? Береза - это дерево. Береза украшает улицу. Можно спрятаться от жары. Береза прекрасна. Птицы любят сидеть на березе. Берёзка красивая. Можно спрятаться от солнышка. Шевелит листочками. Тонкие ветки, белый ствол. Чем питается? Где берёт воду? Почему берёзку все любят? Зачем нужны деревья? Какую пользу приносят деревья? Почему под берёзой прохладно? Почему птички любят берёзку? Что можно сделать из берёзы? А берёзка умеет говорить? А берёза лечит? Спросим у воспитателя. Спрошу у бабушки. Прочитаем в книге. Узнаем из энциклопедии. Расскажет воспитатель. Прочитаем в книге. Прочитаем в книге. Спрошу у папы. Спрошу у воспитателя. Прочитаем в энциклопедии.
Публикация «Краткосрочный проект для детей старшего возраста „Белоствольная красавица“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2024
Выводы: 1. Дети проявляют большой интерес к природе. Дети обладают поверхностными знаниями о пользе деревьев, их отношении к живой и неживой природе. 2. Дети не знают, почему береза - самое почитаемое дерево в России. Виды работы: сбор информации. Выбор иллюстративного материала. Подборка художественных и журналистских материалов. Подборка музыкального материала. Организованная и неорганизованная деятельность. Совместная и независимая деятельность. Презентация проекта. Тип проекта : социально- познавательный Участники проекта : дети старше подготовительной группы 5-6 лет, педагог Чистякова О. П., музыкальный руководитель, родители. Срок: краткосрочный (2 недели). 1 этап — Разработка проекта. Цель проекта : формировать начало экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Расширять представления детей о самом почитаемом дереве в России — берёзе, о её значении в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном. 2. Формировать у детей представления о взаимосвязи берёзы с окружающей средой. 3. Знакомить со стихами, песнями, загадками о берёзе. 4. Развивать у детей познавательную активность. 5. Активизировать и обогащать словарь. 6. Воспитывать любовь к русской природе, бережного к ней отношения. Предполагаемый результат: Сформированное представление у детей : о берёзе, как почитаемом дереве на Руси, о том в каких красках, образах, мелодиях воплощается берёза; о взаимосвязях берёзы с живой и неживой природой; о пользе деревьев и берёзы в частности. Перспективное планирование. Цикл наблюдений: Почему зимой нет листьев на деревьях? Берёза в белоснежном уборе. Морозный солнечный день. Метель. Беседы с детьми:
Красота природы бесценна. Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой. (см. в Приложениях) Что мы знаем о деревьях и берёзе в частности. (см. в Приложениях) Как берёзу использовали в древности. (см. в Приложениях) Экскурсия по территории детского сада (в парк). Художественная литература.
Чтение:
В. Бианки «Волшебная берёза», И. Соколов-Микитов «Берёза», Е. Тимошенко «Ёлочки метёлочки». Пересказ русской народной сказки «Как коза избушку построила».
Заучивание:
А. Прокофьев «Люблю берёзку русскую», С. Есенин «Белая берёза». Организованная деятельность Беседа «Красота природы бесценна». Цель: дать детям понять, что ни за какие деньги не купишь красивое дерево. Его нужно посадить и приложить немало усилий, чтобы оно не погибло, а прижилось и выросло. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Беседа «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой». Цель: углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы. (см. в Приложениях) Рассказ воспитателя «Воспетое дерево». Цель: познакомить детей с тем, как издавна простые русские люди проявляли интерес к русской берёзке, сочиняли о ней стихи, песни, водили хороводы, о. Воспитывать любовь к русской берёзе, бережное к ней отношение. Беседа «Какую пользу приносят деревья? Как берёзу использовали в древности?». Цель: подвести детей к пониманию того, что деревья имеют огромное значение в жизни человека. Познакомить с тем, как берёзу использовали в древности. Комплексное занятие «Люблю берёзку русскую». Цель: продолжать формировать интерес детей к родной природе, обобщать знания о берёзе. Расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства. Воспитывать любовь к русской берёзке. (см. в Приложениях) Совместная и самостоятельная деятельность Художественно- продуктивная: Рисование «Белая берёза» по стихотворению С. Есенина. Аппликация «Осенняя берёза». Совместная деятельность с родителями: Воскресные наблюдения «Красавица берёзка». Детская художественная литература. Фотоальбом «Родная природа». Репродукции картин И. Левитана («Весна. Большая вода», «Золотая осень», К. Юона («Мартовское солнце», И. Грабаря («Февральская лазурь», И. Шишкина («Лесная глушь»). Альбом с рисунками «Портреты дерева в разное время года».
2 этап — Реализация проекта. 3 этап – Презентация. Развлечение для детей «Люблю берёзку русскую». Итог работы: Вопросы к детям:
— Что вы узнали нового, чего раньше не знали? — Что вас удивило? — Что понравилось больше всего?
Перспектива: оформление дневника наблюдений «Наше дерево». Приложение Беседа «Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?» Программное содержание. Выяснить, что дети знают о деревьях вообще и о берёзе в частности. Углубить интерес к берёзе, подвести к мысли, что берёзе хочется дружить с людьми. 1. Чем деревья отличаются от других растений? 2. Какие деревья вы знаете? 3. Деревья — живые? Почему вы так считаете? 4. Много ли деревьев растёт около детского сада? Как они называются? 5. Много ли деревьев растет около вашего дома? Как они называются? 6. Кто сажает деревья? Для чего? 7. Как называют лес, в котором растут одни берёзы? 8. Где деревьям лучше — в лесу или в городе? 9. Как можно определить возраст берёзы? 10. Помогали вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры. 11. Давайте представим, что деревья исчезли. Что произойдёт на Земле? А почему деревья могут исчезнуть? Рассказ воспитателя «Как берёзу использовали в древности?» Наши предки берёзовой лучиной освещали дома. Соком берёзы лечили больных. Колёса телеги смазывали дёгтем, который делали из берёзы. Из берёзы мастерили деревянные игрушки, деревянные скульптуры, ложки, из бересты — туески (в них носили воду, квас, лукошки для ягод и грибов. На бересте писали. Нынче берёзу используют в строительстве, из неё делают мебель, фанеру, лыжи, из листьев берёзы изготавливают жёлтую и зелёную краску, из почек делают лекарства. Беседа «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой» Программное содержание. Углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы. — Дерево может жить без света? (Свет, как художник, окрашивает листья в зеленый цвет.) — Берёза растёт на открытом или затенённом месте? — Дерево может жить без тепла? (От количества тепла зависит начало появления листьев на деревьях.) — Что происходит с деревьями зимой? (Зимой деревья не растут — они погружаются в сон. А от холода деревья защищает пробковая ткань, которая не пропускает наружу ни воды, ни воздуха.) — Без чего ещё деревья не могут жить? (Без воды, воду они пьют как люди. Воду дерево получает с дождём, с талой водой, пьёт её из земли – почвы.) — Деревья как и мы должны дышать. Дышат они через маленькие отверстия на листьях, такие маленькие, что они незаметны.) — Деревьям нужен чистый воздух: от грязного они погибают. В то же время сами деревья очищают воздух, делают его пригодным для человека и других живых существ. — Нужны ли дереву птицы? (Птицы поедают различных насекомых, которые могут причинить дереву вред.) — Ветер переносит семена берёзы. — Дождевые черви участвуют в образовании почвы, «пропускают» через себя комочки земли, сухие листья, рыхлят почву, делают её пригодной для развития растений. — От чего деревья болеют? (Значит на коре поселились вредные насекомые. Это видно, если посмотреть на обратную сторону коры – ходы, проделанные вредителями.) — А как можно определить возраст берёзы? ( По коре: чем дерево старше, тем кора твёрже и толще, поэтому старые деревья легче переносят морозы. Конспект комплексного занятия в старшей группе «Люблю березку русскую» Программное содержание: продолжать формировать интерес детей к родной природе; обобщать знания о берёзке; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства; воспитывать любовь к русской берёзке. Материал к занятию: Иллюстрация с изображением берёзы. Магнитофон с аудиозаписью песни «Во поле берёзка стояла» (русская народная песня, «Времена года» П. И. Чайковского. Репродукции картин И. Левитана «Весна. Большая вода», «Золотая осень», К. Юнона «Мартовское солнце». И. Грабаря «Февральская Лазурь», И. Шишкин «Лесная глушь».
Ход занятий:
Есть Аленка, зеленый платочек, тонкая талия, белое летнее платьице. (Береза) Воспитатель предлагает рассмотреть рисунок с изображением березы. - Как мы можем распознать березу в любое время года? (Только у березы ствол белый.) - Как в народе называется береза? (Русская, белая, кудрявая, элегантная, золотистая, любимая.) - Какие листья у берез? (Зеленые, изумрудные, липкие, золотистые.) - Из всех деревьев русского леса наша береза самая милая. Светлые березовые рощи хороши и чисты. Белые стволы покрыты тонкой березовой корой. В русской природе есть особый день, когда на березах начинает распускаться молодая листва. Вы войдете в лес и почувствуете радость: опушки леса окутаны нежной зеленой дымкой. Какая красота! Какое блаженство! - С кем в России сравнивали прекрасную березу? (С девушкой с тонкой гибкой талией, с невестой.) - В июне в России отмечался праздник "Русская береза". Утром пестрая толпа людей направилась в березовую рощу. Девочки выбрали одну из берез и украсили ее, привязав к веткам цветные лоскутки, ленточки, повесили пряники и конфеты. Они водили хороводы, танцевали, играли. — Есть много стихов и песен о белой красавице. Мы слушаем русскую народную песню "В поле стояла береза". - А сейчас мы читаем стихи о березе. Читаем стихи: А. Прокофьева "Я люблю русскую березу", С. Есенина "Белая береза". - Многие талантливые художники-пейзажисты запечатлели березу на своих картинах. Это по-своему хорошо в разное время года! Я предлагаю детям посмотреть репродукции картин и рассказать им о них. — На картинах художников березы прямые, стройные, белые. - Наша прекрасная береза умеет предсказывать погоду. Обратите внимание на приметы: если весной из березы вытекает много сока, то к дождливому лету. Если осенью листья березы желтеют сверху, весна будет ранней. Раскроет береза лист перед ольхой - лето будет сухое, ольха перед березой - мокрая. Коллективная аппликация "Березка" исполняется на русские народные мелодии