ирина лелевкина
«Зимнее волшебство». Краткосрочный проект по рисованию в нетрадиционных техниках для детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект
для детей с задержкой психического развития
«Зимнее волшебство в нетрадиционной технике художественного рисования»
Воспитатель:
Лелевкина Ирина Александровна
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Творческие способности дошкольников с задержкой психического развития – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.
Темочки:
- Зима. Проекты
- Зима. Рисование
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Проекты
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты, проектная деятельность
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Рисование. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2025
Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей с ЗПР к искусству с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей. Целесообразно как можно более раннее вмешательство в стихийный процесс эстетического развития ребенка. Художественная среда, которая окружает детей дома, ограничивается в основном только развлекательными играми, фломастерами, карандашами. Только некоторые родители создают дома все условия для развития художественно – творческих способностей детей, большинство же родителей полагают, что никакое творчество их детям не нужно, в жизни оно не пригодится. Чтобы помочь детям сформировать основы эстетического отношения к окружающему миру, развить элементарные виды творческой деятельности нужно проводить работу по данной теме.
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:
• Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т. д.).
• Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
• Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)
• Тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);
• Познавательно-коммуникативных навыков.
Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.
Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Использование нетрадиционных техник:
• Способствует снятию детских страхов.
• Развивает уверенность в своих силах.
• Развивает пространственное мышление.
• Учит детей свободно выражать свой замысел.
• Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
• Учит детей работать с разнообразным материалом.
• Развивает чувство цветовосприятия, чувство фактурности и объёмности.
• Развивает мелкую моторику рук.
• Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
Паспорт проекта
Наименование проекта: «Зимние краски»
Вид проекта: информационный, познавательный, творческий.
Длительность проекта: краткосрочный
Сроки и этапы реализации проекта: Декабрь 2024 - Февраль 2025гг
Участники проекта: дети, воспитатель, тьютор, родители.
Цель:
• Поддержание интереса к изобразительной деятельности на основе использования нетрадиционных материалов и техник создания образа.
• Знакомство детей с техникой рисования пальчиками, повышение социальной адаптации детей с ЗПР, укрепление их психологического здоровья.
• Формировать зрительную память и улучшить координацию движений рук и глаз.
• Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
• Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе с нетрадиционными техниками.
• Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (рисование мыльной пеной, рисование пальчиками, рисование губкой, и т. д.)
• Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.
Развивающие:
• Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
• Создавать условия для развития творческой активности, фантазии, памяти,
внимания, творческого воображения, мышления, речи, глазомера, познавательного интереса.
• Развивать у детей дошкольного возраста мелкую моторику рук и зрительно моторную координацию.
• Учить красиво, во весь лист располагать изображение. Развивать чувство ритма, эстетическое восприятие.
Воспитательные:
• Воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе и индивидуально.
• Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
Развивающая среда:
• Обогатить развивающую среду, способствующую поддержанию (формированию)интереса к художественному творчеству. Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:
• Формирование у детей знаний о нетрадиционных способах рисования;
• Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
• Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
• Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
№ Этапы проекта Содержание Срок реализации
1. Организационный Разработка проекта, ознакомление родителей с проектом, подбор материала для художественной деятельности, изготовление дидактических игр, разработка тематического плана мероприятий, подбор иллюстраций, фотографий, подбор материала для родителей. Декабрь
2. Внедренческий • Работа с детьми.
• Знакомство с нетрадиционными техниками рисования (совместная деятельность с детьми).
• Рассматривание образцов, иллюстраций, фотографий, игры.
• Наблюдение за природой.
• Оформление выставки.
• Работа с родителями.
• Проведение анкетирования для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования»
Декабрь-февраль
3. Аналитический Ознакомление родителей с результатами реализации проекта.
Февраль
ПЛАН РАБОТЫ:
Декабрь
1. «Беседа о
нетрадиционной технике рисования» Цель: познакомить детей с видами
нетрадиционных техник рисования. Показать готовые работы, необходимое оборудование.
2. «Зима пришла» Цель: закрепить знания о зиме, познакомить детей с техникой нетрадиционного рисования-рисование губкой; развивать у детей
воображение и фантазию.
3. «Снегопад» Цель: познакомить детей с техникой нетрадиционного рисования - "рисование ватной палочкой", обогатить словарь.
Задачи:
1. Развивать художественное восприятие. 2. Обогатить детей новыми сенсорными впечатлениями.
3. Развивать речевое общение детей с взрослыми. 4. Учить детей правильно сидеть при рисовании, воспитывать усидчивость.
5. Воспитывать внимание и интерес к явлениям природы и окружающим предметам.
6. Развивать моторику рук, посредством рисования ватными палочками.
7. Развивать память и внимание детей. 8. Создавать положительный эмоциональный настрой.
9. Прививать любовь к классической музыке.
4. «Елочные игрушки» Цель: Создать условия для знакомства детей с
нетрадиционным методом рисования – мыльной пеной.
Задачи: формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования; развивать творческое воображение, мышление, наблюдательность, речь, визуальную память; умение доводить дело до конца.
Январь
1. «Морозные узоры» с помощью нити Цель: познакомить с нетрадиционной техникой рисования (ниткопись) и оформления работ,
Развивать интерес к изобразительной деятельности.
Программные задачи:
- Вспомнить с детьми основные признаки зимы.
- Закрепить прием рисования морозного узора с помощью нитей (нетрадиционная техника рисования).
- Развивать наблюдательность, интерес к художественным произведениям.
- Воспитывать бережное отношение, интерес
к природе.
2. «Зимний лес» Цель -расширять знания детей о сезонных явлениях в природе: стало холодно, идет снег, снег покрывает землю, люди надевают теплую одежду и обувь.
Задачи -совершенствовать умение аккуратно пользоваться гуашью.
- Воспитывать чувство сопереживания, умение работать в коллективе. Использовать нетрадиционную технику рисования-губкой,пальчками
3. «Снеговик» Цель: Продолжать учить детей создавать зимний пейзаж с использованием нетрадиционной техники рисования методом тычка (ватными палочками). Познакомить с нетрадиционной техникой рисования-отпечаток.
Задачи: учить детей рисовать в нетрадиционной технике методом тычка, ватными палочками, падающий снег;снеговика отпечатком. Совершенствовать умение правильно держать ватную палочку при рисовании.
Развивающие: развивать эстетическое восприятие, умение радоваться полученному результату;
Воспитательные: Воспитывать аккуратность во время работы с красками.
Февраль
1. «Снегирь на ветке рябины» Цель: научить рисовать снегиря нетрадиционной техникой рисования – отпечатком ладошки.
Образовательные: познакомить с особенностями зимующей птицы – снегиря; закрепить приемы рисования ладошкой, пальчиком. Развивать мелкую моторику рук, творческое воображение, наблюдательность.
2. «Метель» Цель: совершенствовать навыки рисования при помощи губки,
способом «тычка»; развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы.
3. «Зайчик на снегу» способом «пуантилизм» Цель: Познакомить детей с новым способом рисования.
Задачи: Продолжать формировать умения и
навыки рисования нетрадиционными методами. Развивать творчество. Воспитывать любовь к изобразительному искусству.
4. «Зимний город» Цель:закрепление знаний детей в нетрадиционной технике рисования. Образовательная задача: развивать видение
художественного образа; формировать чувство композиции; учить детей рассуждать.
Развивающая задача: Развивать интерес к нетрадиционному изображению на бумаге; развивать мелкую моторику рук; развивать внимание и память.
Воспитательная задача: воспитывать чувство удовлетворенности результатами труда; воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе.
Итоговое проектное мероприятие: выставка детских работ.
Заключение
Проект по освоению нетрадиционных техник рисования с детьми с ЗПР «Зимнее волшебство» направлен на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка - оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.