Любовь Рожкова
Краткосрочный летний проект «Растения–целители — удивительные помощники здоровью»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный летний проект
«Растения–целители –
удивительные помощники здоровью».
Цель проекта:
• Обогатить знания детей о лекарственных растениях ближайшего окружения (территория детского сада, дача, парк, лесок на берегу озера, поездки с родителями на отдых).
• Показать их значение для здоровья людей, познакомить с правилами сбора целебных трав и применением для оздоровления организма.
• Привлечь семьи воспитанников к работе над проектом.
Программное содержание:
Обучающие задачи:
Темочки:
- В мире растений. Проекты
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Лето. ВСЕ материалы на летнюю тему
- Лето. Проекты летние
- Проекты, проектная деятельность
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
• Расширить представления о растениях-целителях, их пользе, правилах сбора, хранения и применения
• Приобщить дошкольников к изучению лекарственных растений и сбору простейших рецептов, для профилактики простудных заболеваний
Развивающие задачи:
• Развить у детей познавательную активность, интерес к лекарственным растениям.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать бережное отношение к родной природе, к своему здоровью.
Актуальность.
Забота о здоровье. Общение детей с природой. Использование сил природы в сохранении здоровья человека.
В процессе работы над проектом дети учатся наблюдать, сопереживать и любить природу, понимать, что растения не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.
Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.
Основные принципы работы по ознакомлению дошкольников с лекарственными растениями:
• наглядность;
• доступность с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
• системность проведения работы;
• сочетание индивидуальных и коллективных форм организации детской деятельности;
Формы работы.
1. Наблюдение - заполнение дневника наблюдения.
2. Беседы о растениях-целителях. Цель - выяснить представление детей о лекарственных растениях, заинтересовать темой.
3. Чтение художественной литературы по теме:
• Тамара Крюкова. «Лесная аптека. Сказочная энциклопедия лекарственных растений.
• А. Стрижева. «Огород на опушке»
• А. Онегова «Тропинка полевая»
• Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»
• Н. Павловой «Загадки цветов»
• А. Плешакова «Зеленые страницы» и др.
4. Заучивание стихов о лекарственных растениях
(Азбука лечебных трав Натальи Анишиной)
5. Словесные игры
6. Целевые прогулки по территории детского сада в фитозону, в ягодник, на луг, в лесной уголок, экскурсии в лес над озером, парк.
7. Сбор фотоматериалов, иллюстраций с изображением лекарственных растений. Рассматривание и изучение иллюстрационных материалов. Рассматривание альбомов, книг, фотографий, иллюстраций о лекарственных растениях
8. Составление рассказов-описаний, сказок, загадок.
9. Трудовая деятельность. Формирование навыков по уходу и
наблюдению за лекарственными растениями.
10. Продуктивная деятельность.
11. Совместная практическая деятельность (воспитатель - дети, воспитатель-родители-дети, родители - дети)
12. Инструкция-алгоритм для каждой семьи о том, каким образом нужно знакомить детей с лекарственными растениями:
• обнаружение,
• рассматривание,
• зарисовка или фотографирование,
• выяснения лечебных свойств и возможностей растений - знакомство с литературой (например, энциклопедией, справочником и т. д.)
• собственный опыт (использование)
• оформить результаты в альбом или листовку (А3)
• презентация результатов домашней работы над проектом
• итоговое мероприятие (Викторина, инсценировка)
Беседа «Зеленые лекари».
Расширить представления детей о мире растений. Рассказать о пользе лекарственные растения. Познакомить с правилами сбора и сушки лекарственных растений. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Разговор «Будь осторожен!».
НОД по ОБЖ «Съедобные ягоды и ядовитые растения». Познакомить детей с ядовитыми лекарственным растением, например, чистотелом.
НОД по здоровьесбережению - научить детей применять полученные знания о лекарственных растениях для сбережения своего здоровья.
Дидактическая игра «Узнай растение».
Упражнять в умении распознавать растение по его частям (стебель, корень, листья, по строению, по запаху. Познакомить с душицей, пижмой, подорожником, ромашкой, чистотелом, мятой.
Дидактические игры «Что лечит это растение?»,
«Какая часть растения лечит?».
Мать - и - мачеха – листья
Одуванчик – листья, корень
Календула – цветы и семена
Укроп - листья и молодые стрелки
Ромашка – цветы
Мелисса – листья
Мята - листья
Зверобой – цветы, листья
Пастушья сумка – цветы
Мята – листья
Щавель – листья, стебель, молодые стрелки
Лопух – листья и корни
Дегустация лекарственных растительных чаёв (из мяты, душицы, шиповника и др.)
Из предложенного материала (живые растения или картинки) отобрать съедобные виды растений и разложите в соответствии с карточками - символами: салатник - травы, из которых готовят салат,
чайник - травы, из которых заваривают чай.
Приготовление салата на основе листьев щавеля, одуванчика.
Результаты:
1. У детей сформировались знания о лекарственных растениях и правилах их применения.
2. Появились навыки использования этих растений в лечебных целях,
3. Обобщился собственный опыт исследовательской работы.
4. Выработалось бережное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека.
5. Обогатился словарь, развился познавательный интерес.
6. Совместно с родителями были подготовлены альбомы, листовки с фотоматериалами, рисунками лекарственных растений, народными рецептами, рассказами и стихами о лекарственных растениях.
7. Запланировано на осень итоговое мероприятие-презентация «Растения-целители – удивительные помощники здоровью»