Винниченко Раиса Анатольевна
Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа «Культура родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования города Иркутска «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА № 5»
Рабочая дополнительная общеразвивающая краткосрочная программа
«Культура родного края»для летнего оздоровительного лагеря
Направление: художественное
Возраст детей: 6-15 лет
Автор: Винниченко Раиса Анатольевна.
Педагог дополнительного образования 1 категории
Иркутск 2018
Публикация «Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа „Культура родного края“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
Пояснительная записка
Введение.
Бурятия и Иркутская область в силу своего географического положения и исторических судеб стала своего рода перекрестком на путях различных этносов и культур, шедших с Запада и с Востока. Именно в Бурятии, на границе Сибири и Монголии, сошлись две мировые религии – буддизм и христианство, что нашло отражение в местном фольклоре. Предания – устные прозаические рассказы или сказания об отдельных исторических деятелях, вымышленных или реально живших, о памятных событиях, истории, происхождении названий гор, рек, озер, улусов, сел, об охоте, подвигах охотников, происхождении родовых объединений. Предания являются одним из тех жанров УНТ, который пользуется большой популярностью среди всех слоёв населения.
Актуальность:
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучение прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота своей страны. Также актуальность темы обусловлена тем, что в современных условиях, к сожалению, часто дети больше знают о культуре и природе дальних стран, чем о природе и культуре родного края. На занятиях прикладным творчеством, в дополнительном образовании, педагог может показать обучающимся родной край с новой стороны – как источник бесчисленных загадок и тайн, что не заложено в школьную образовательную программу. Суть современной личности – единство здоровья, гармонии, жизни и творчества. Поэтому проблема формирования способностей детей к творчеству, как залог успешной их жизненной самореализации, является в настоящее время чрезвычайно актуальной.
Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, — одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей. В педагогической литературе раскрыты некоторые подходы к знакомству с народными промыслами на занятиях прикладным творчеством.
К сожалению, в школьном базисном учебном плане уделяется очень мало времени изучению истории родного края, особенно в средних классах. А знакомиться с ней нужно как можно раньше. Вспоминаются слова одного из рассказчиков преданий Д. С. Асламова: «Тот, кто знает свой край хорошо, тот и Родину крепче любит».
Новизна работы заключается в том, что исторические и литературные источники предлагается использовать на занятиях по прикладному творчеству с выходом на театральное искусство.
Нормативно-правовая база.
Программа разработана в соответствии с:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (далее – Минобрнауки России) от 29 августа 2013 года № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»»;
- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р).
- Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденным приказом Минобрнауки России от 26.06.2012 г. № 504
- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24.07.1998
При разработке программы учитывались методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки России «О направлении рекомендаций» от 18.11.2015 года № 09-3242).
Цель программы:
постановка кукольного спектакля, на основе культуры родного края, средствами прикладного творчества.
Задачи:
1) изучить сказки родного края;
2) разработать сценарий для постановки спектакля;
3) развивать творческие способности и навыки обучающихся, расширять представления о разнообразии изобразительного языка искусства родного края через подготовку и инсценировку спектакля;
4) создать куклы и декорации для спектакля;
5) показать спектакль;
6) подведение итогов по проделанной работе
Возраст детей, участвующих в реализации программы.
Программа предназначена для детей 6-15 лет. Занимаются мальчики и девочки.
Режим занятий.
Занятия для детей проводятся 3 раза в неделю по 2 часа (9 занятий по 2 часа за сезон). Длительность: 2 занятия по 45 минут с перерывом 10 минут.
Этапы работы:
Занятия проводятся в летний период в школьном оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей.
1. Исследовательский (сбор информации) – выявление знаний детей об истории родного края, изучение сказок родного края, костюмов коренных народов;
2. Подготовительный - организация творческой деятельности обучающихся при подготовке к проведению спектакля, разработка сценария, распределение ролей и обязанностей;
3. Практический – изготовление кукол и декораций для спектакля, постановка спектакля, репетиции;
4. Финальный – выступление со спектаклем перед публикой;
5. Аналитический – анализ проведенных мероприятий.
Прогнозируемые результаты программы:
Краткосрочные результаты:
Увеличение интереса у обучающихся к изучению истории родного края и проектной деятельности;
Развитие и укрепление у обучающихся чувства любви к родному краю
Приобретение обучающимися навыков исследовательской, проектной и творческой деятельности;
Знакомство с легендами и сказаниями родного края;
Умение создавать куклы в национальных костюмах, декорации для спектакля и выражать в своем творчестве отношение к окружающей действительности;
Приобретение навыка подготовки, организации, проведения публичных и театрализованных;
Долгосрочные результаты:
Активное участие в творческих проектах;
Формирование гражданских чувств к родному краю.
Оценка успешности программы:
Показатели и критерии успешности выполнения проекта
1. Сохранность контингента обучающихся не менее 90%
2. Выполнение всех этапов программы
3. Проведение опросов по знанию культуры родного края до проекта и после, с целью выявления уровня знаний культуры родного края (приложение 1 и 2)
4. Количество детей, принявших участие в программе поэтапно, и в целом в процентном отношении.
5. Изучение мнения зрителей (лист отзывов и пожеланий после демонстрации спектакля)
На всех этапах реализации проекта отслеживается вовлеченность детей в программу, даются рекомендации по решению задач (изготовление атрибутов, декораций и т. д.). В коллективе создается благоприятный психологический климат, в котором дети максимально смогут проявить свои способности и получить удовлетворение от результатов своей работы. Эмоционально положительный настрой поможет в дальнейшем поводить проекты по выбранной теме.
Дальнейшее развитие программы
В дальнейшем программа может быть продолжена по следующим направлениям:
- Подготовка спектаклей на различные сказания народов Байкала, их демонстрация;
- Подготовка и проведение выставок народного костюма, национального быта, национальных украшений;
- Проведение дней Культуры родного края на разных образовательных уровнях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Если знакомить ребенка с раннего детства с культурой собственного народа, природой родного края, воспитывать желание сохранить все это для последующих поколений, то это будет способствовать развитию активной творческой деятельности человека. И перед педагогом встаёт задача социализации ребёнка – включение его в систему собственной культуры. Прикладное творчество дает возможность развивать у детей творческие способности. Оно интегрировано в такие виды искусства, как изобразительная деятельность, анимация, музыка, литература. Являясь наиболее доступным для детей видом деятельности, прикладное творчество имеет глубокий социальный смысл и является средством нравственного, эстетического и патриотического воспитания детей особенно в сочетании с изучением родного края, т. е. краеведением.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
3. Ерошенко Л. Г Культура бурят Прибайкалья: Популярное издание Издательство «Репроцентр. – 2014 г.
4. Легенды Байкала / Библиотека Байкала / Фонд содействия сохранению озера Байкал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://baikalfund.ru/library/legends/
5. Национальные костюмы народов Прибайкалья [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bogard.isu.ru/bai-mich/p_baik/costume.htm
Приложение 1
Опрос на знание культуры Прибайкалья в начале программы
1. Зачем надо знать историю и культуру родного края?
2. Какие исторические культурные памятники родного края вы знаете?
3. Какие коренные народа Прибайкалья Вы знаете?
4. Какие национальные праздники есть у коренных народов Прибайкалья?
5. Какие легенды Байкала вы можете рассказать?
6. О каких бурятских художниках вы знаете?
7. Какие знаменитые писатели творили в Иркутске?
8. Что Вы знаете об этнической музыке коренных народов Прибайкалья?
9. Какие особенности национальных костюмов коренных народов Прибайкалья?
10. Как называется традиционное жилище у бурят?
11. О чем вы бы хотели узнать более подробно?
Приложение 2
Опрос на знание культуры Прибайкалья в конце программы
1. Интересует ли Вас тема сохранения культуры родного края?
2. О чем вы бы хотели узнать более подробно?
3. Какие музеи и памятники культуры Прибайкалья Вам понравились?
4. Какие музеи Вы посетили и какие хотели бы еще посетить?
5. Что такое легенды Байкала и откуда они взялись?
6. Какие традиции коренных народов Прибайкалья, по вашему мнению, требуется сохранять?
7. О каких видах прикладного творчества коренных народов Прибайкалья вы узнали? Что понравилось больше всего?