Арина Черниюк
Дополнительная общеразвивающая программа «Инженерия для малышей «Экспериментариум»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка к программе
Программа естественнонаучной направленности ориентирована на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности в области формирования элементов естественных наук, способствует формированию интереса к исследовательской деятельности детей.
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Инженерия для малышей „Экспериментариум“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Актуальность данной темы заключается в том, что современная теория обучения и воспитания все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под влиянием деятельности и общения. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, протекающая в форме экспериментальных действий. Именно экспериментирование является одним из ведущих видов деятельности у маленьких детей. Для ребёнка важен конечный результат – создание базы данных о мире. И он стремиться достигнуть его любой ценой.
Осознанное экспериментирование как способ познания мира, начавшись примерно в пятилетнем возрасте, сохраняется в течение всей жизни. Именно поэтому он вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, ребенок стремиться, не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, почему загорается лампочка, из чего все сделано и т. п. В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что – то новое. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то – же время знакомит с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Ценность реального эксперимента, в отличие от мыслительного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно новый продукт.
Отличительной особенностью программы «Инженерия для малышей «Экспериментариум» лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат деятельности детей.
Цель программы – создание условий для развития способностей к научно – техническому творчеству дошкольников в процессе экспериментальной деятельности и макетирования.
Основные задачи:
1. Расширение представления детей о физических свойствах окружающего мира (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т. п.)
2. Расширение представления детей о физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество).
3. Совершенствование характера действий экспериментального характера, направленных на выявление скрытых свойств объектов.
4. Развитие познавательного интереса в процессе исследовательской деятельности.
5. Развитие речи и коммуникативных способностей.
6. Формирование у воспитанников осознанного стремления к познавательной деятельности по инженерным специальностям и рабочим профессиям технического профиля.
7. Формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
Организация познавательной деятельности
Программа предполагает проведение 2 раза в неделю во вторую половину дня педагогом дополнительного образования.
Продолжительность занятий:
Старшая группа (5-6 лет) – 25 минут
Подготовительная группа (6-7 лет) – 30минут
Педагогический анализ знаний, умений, навыков детей (диагностика) проводится 2 раза в год: в сентябре, в мае.
Формы организации:
- индивидуальная работа с детьми,
- работа парами,
- коллективная работа.
Занятия в подгруппах по 8-15человек.
Для организации познавательной деятельности с детьми используются виды занятий:
- экспериментирование,
-моделирование,
-коллекционирование,
-занятия- путешествия,
- занятия-эксперименты,
-наблюдения,
- проектная деятельность.
Ожидаемые результаты:
В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:
- представления о свойствах веществ
- умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования
- навыки исследовательской деятельности самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать
- расширять знания об объектах и их свойствах
Ожидаемый конечный результат состоит в положительной динамике развития личности ребенка, его воображения, способности к экспериментированию, творческому макетированию и в сохранении интереса к занятиям.
Условия реализации программы
Занятия проводятся в оборудованной лаборатории. Помещение, оборудованное светлыми столами и стульями, соответствующими росту и возрасту детей, подобранные с учетом санитарно – гигиенических норм. Имеются стеллажи с микроскопами, весами, оборудование для экспериментирования,наглядных пособий, выставочных работ детей; лампы дневного освещения. Аудио – и видеоаппаратура, предназначенная для просмотров обучающих фильмов в «развивающей комнате».
Учебно - тематический план
(Первый год обучения)
План-программа кружка «Инженерия для малышей «Экспериментариум» представлен разделами:
тема Кол-во часов
Вводное занятие 1
«Звук» 14
«Свет» 9
«Теплота» 9
«Жидкости, газы и твердые тела» 11
«Пространство и движение» 6
«Инерция и реактивное движение» 13
«Электричество и магнетизм» 9
Заключительное занятие 1
Тематическое планированиеМесяц № неделя № Название занятия Содержание
сентябрь 1 1 1 Что такое физика? Понятие «физика» - как наука.
2 2 Что такое звук?
О «дрожалке» и «пищалке». Извлечение звука из предметов.
2 1 3 О «дрожалке» и «пищалке». Опыт с ученической линейкой, со струной.
2 4 Спичечный телефон Макет телефона из спичечного коробка и нитки. Звуковые волны.
3 1 5 Как звук сделать громче? Макет виолончели
2 6 Как звук сделать громче? Макет ксилофона из деревянных палочек
4 1 7 Зачем зайцу длинные уши? Опыты с рупором.
2 8 Как увидеть свой голос? Приспособление для записи звука
8
Месяц № неделя № Название занятия Содержание
октябрь 1 1 9 Почему поет пластинка? Опыт с проигрывателем пластинки
2 10 Как аукнется, так и откликнется Эхо – это отраженный звук
2 1 11 Поющий шар Опыты с шариком и монетой, гайкой
2 12 Шаги по снегу Имитация звуков. Опыт с крахмалом
3 1 13 Ультразвук и антизвук Где встречается и как образуется
2 14 Закрепление. Викторина по теме «Звук»
4 1 15 Изготовление экспонатов на выставку «Звуковые игрушки» Концерт из самодельных инструментов
2 16 Что такое электричество Мультфильм фиксики - электричество
8
Месяц № неделя № Название занятия Содержание
ноябрь 1 1 17 Как добыть немного электричества Опыт с наэлектролизованными воздушными шарами
2 18 Лампочки на елке Опыты с лампочками
2 1 19 Игры с магическим шаром Получение света, звука
2 20 Про магниты Опыты с магнитами
3 1 21 Как это работает? Работа с электрическим конструктором
2 22 Волшебный гвоздик Макет электрического магнита
4 1 23 Закрепление. Викторина по теме «Электричество и магнетизм»
2 24 Изготовление экспонатов на выставку «Электрические приборы» Выставка самодельных макетов
5 1 25 Что такое свет? Солнечные зайчики Опыты с солнечными зайчиками
2 26 Фокусы с зеркалами Изготовление каледойскопа
10
месяц
№
недели № Название занятия Содержание
декабрь 1 1 27 Как изжарить яичницу на солнышке? Рисунок Солнцем при помощи увеличительной линзы
2 28 Увеличительное отверстие Почему, прищурившись, человек лучше видит?
2 1 29 Первобытный фотоаппарат Макет «камеры – обскур»
2 30 Водяная лупа Опыт с водой и пленкой
3 1 31 Серебряное яйцо Опыт с яйцом – свет отражается
2 32 Закрепление. Викторина по теме «Свет»
4 1 33 Изготовление экспонатов на выставку «Игра света» Выставка самодельных работ
2 34 Что такое тепло? Эксперимент с холодной и горячей водой
8
Месяц № неделя № Название занятия Содержание
январь 1 1 35 Что такое теплота? Греет ли шуба? Опыт с мороженным
2 36 Мандарин образует пламя Опыт по образованию искр пламени
2 1 37 Что такое термометр. Виды и назначение термометров
2 38 Термометр из бутылки Изготовление термометра из бутылки
3 1 39 Как достать монету из тарелки с водой, не намочив руки? Опыт со свечой. Свеча - насос
2 40 Как шаги переделать в огонь? Наблюдение за предметами во время трения –они нагреваются
4 1 41 Закрепление. Викторина по теме: «Теплота»
7 Изготовление экспонатов на выставку
«Как измерить тепло» Выставка самодельных работ
Месяц № неделя № Название занятия Содержание
февраль 1 1 42 Почему взлетает воздушный шар? Изготовление воздушного шара из авиамодельной бумаги
2 43 Почему дует ветер? Наблюдение за горящей свечой на ветру
2 1 44 Жидкие камни Опыт с водой: твердое состояние, жидкое и газообразное
2 45 Твердая вода Изготовление ледяных игрушек
3 1 46 Почему идет дождь Демонстрация конденсата
2 47 Буря в стакане Эксперимент со льдом. Айсберги
4 1 48 Кастрюля из бумаги Опыт, демонстрирующий «точка воспламенения»
2 49 Вода вверх тормашками Опыт на «атмосферное давление»
8
Месяц № неделя № Название занятия Содержание
март 1 1 50 Почему идет снег Обучающий мультфильм «Почему все снежинки разные»
2 51 Закрепление. Викторина по теме «Жидкости. Газы. Твердые тела.»
2 1 52 Изготовление экспонатов на выставку «Живая вода» Выставка самодельных макетов снежинок
2 53 Как в кино делают лилипутов Фотосъемка с перспективой- как монетой заслонить солнце
3 1 54 Как оживить солдатика Изготовление стробоскопа. Изготовление мультика на бумаге
2 55 Кто куда едет «принцип относительности движения»
4 1 56 Как узнать время без часов Макет солнечных часов
2 57 Закрепление. Викторина по теме «Пространство и движение»
5 1 58 Изготовление экспонатов на выставку «Пространство Выставка самодельных работ
9
Месяц № неделя № Название занятия Содержание
апрель 1 1 59 Ленивые колеса Инерция – неотъемлемое свойство предмета
2 60 Опыты с металлическими шариками Как Леня стал фокусником
2 1 61 Про ракету и консервную банку Опыт с шариком и трубочкой
2 62 Как клеит воздух Опыт с повисшим в воздухе шариком
3 1 63 Реактивные игрушки Макет кораблика с катушкой ниток
2 64 Упрямый шарик Воздушные потоки в опыте с шариком из фольги
4 1 65 Игрушка, которая покорила космос История создания космического корабля
2 66 Зачем кораблю паруса Изготовление «ветропарусомобиль»
8
Месяц № неделя № Название занятия Содержание
май 1 1 67 Свеча на ветру Обтекаемость предметов
2 68 Старая мельница Изготовление вертушек
2 1 69 Почему взлетает воздушный змей Изготовление макета воздушного змея
2 70 Закрепление. Викторин по теме: «Инерция и реактивное движение»
3 1 71 Изготовление экспонатов на выставку «Движение» Выставка самодельных макетов
2 72 Заключительное занятие. Подведение итогов за год
6
Оценка уровня освоения программы
1. Проведение выставок «Звуковые игрушки», «Электрические приборы», «Игра света», «Как измерить тепло», «Живая вода», «Пространство», «Движение»
Список литературы для педагога
1. Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н. ,Рахманова Н. П., Щетинина В. В «Ребенок в мире поиска». Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста.
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ - М. : ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
3. Большая книга экспериментов для дошкольников/ под ред. Мейяни А. ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС»2006.
4. Журнал «Слушай во все уши». Опыты со звуком (11.05) Издательского Дома "Карапуз
Список литературы для детей
1. В. Сикорука «Физика для малышей» М. : Педагогика, 1979.
2. Энциклопедия для детей. «Научные эксперименты дома» - М, 2014, ЭКСМО
Интернет-ресурсы:
1. «Физика вокруг нас» А. Кузнецов. Разговоры по утрам или физика для малышей
2. канал «Экспериментаторы» на YOUTOBE.com