Ирина Свиридова
Краткая памятка родителям старших дошкольников по формированию фонематического восприятия у ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
СФОРМИРОВАННОСТЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА – ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ.
Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте.
Частыми причинами сложностей при обучении являются:
- нарушение фонематического восприятия
- дефекты произношения
- несформированность навыков звукового анализа и синтеза.
Публикация «Краткая памятка родителям старших дошкольников по формированию фонематического восприятия у ребенка» размещена в разделах
Для того чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности.
Если мы хотим, чтобы ребенок усвоил чтение быстро и легко, а также избежал многих ошибок, следует развивать фонематическое восприятие (различение звуков родного языка).
Для успешного освоения навыков письма и чтения первокласснику необходимо уметь:
- Различать гласные – согласные звуки
- различать звонкие-глухие, твердые-мягкие звуки
- определять порядок звуков в слове
- интенсивно развивать словарь и овладевать правильным произношением звуков родного языка.
Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:
• Наша речь состоит из предложений.
• Предложение - это законченная мысль.
• Предложения состоят из слов.
• Слова состоят из звуков.
• Звук - это то, что мы слышим и произносим.
• Буква - это то, что мы видим и пишем.
• Звук на письме обозначается буквой.
• Звуки бывают гласные и согласные.
• Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
• В русском языке шесть гласных звуков: [А] [У] [О] [И] [Э] [Ы].
• На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.
• Гласных букв - десять: «А» «У» «О» «И» «Э» «Ы» «Я» «Ю» «Е» «Ё».
• Шесть гласных букв - «А» «У» «О» «И» «Э» «Ы» - соответствуют звукам.
• Четыре гласные буквы - «Я» «Ю» «Е» «Ё» -йотированные, то есть обозначают два звука: («Я» - [ЙА], «Ю» - [ЙУ], «Е» - [ЙЭ], «Ё» - [ЙО]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «Я» - [А], «Ю» - [У], «Е» - [Э], «Ё» - [О] (береза, мяч).
• Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
• Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.
• Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит) : [К] [П] [С] [Т] [Ф] [Х] [Ц] [Ч] [Ш] [Щ].
• Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит) : [Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З] [Й] [Л] [М] [Н] [Р].
• Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.
• Согласные звуки [Б] [В] [Г] [Д] [З] [К] [Л] [М] [Н] [П] [Р] [С] [Т] [Ф] [Х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «А» «У» «О» «Э» «Ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «И» «Е» «Ё» «Ю» «Я»).
• Всегда твердые согласные: [Ж] [Ш] [Ц].
• Всегда мягкие согласные: [Й] [Ч] [Щ].
• Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.
• Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.
Подбирая слова для игр со звуками, следует помнить, что звонкие согласные звуки оглушаются в конце слов (гриб) и перед глухими согласными (кружка).