Светлакова Татьяна Георгиевна
Краткая характеристика речи детей от 5 до 6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Краткая характеристика речи детей (от 5 до 6 лет)
Словарь.
К пяти годам запас слов у ребёнка увеличивается до 2500-3000. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В процессе употребления слов совершенствуется их звукопроизношение. В речи ребёнка шестого года жизни, как правило, не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. исключения составляют только некоторые трудные малознакомые слова (эскаватор).Педагоги вводят в речь ребёнка новые слова, углубляют понимание ребёнком смысла слов, уже имеющиеся в его активном словаре, учат пользоваться словами, выражающими различные смысловые оттенки.
Публикация «Краткая характеристика речи детей от 5 до 6 лет» размещена в разделах
Уровень владения словарём.
1. Умение использовать в речи слова, обозначающие профессии (каменщик, маляр, комбайнёр, тракторист, животновод и т. д); названия техники (пылесос, овощерезка, картофелечистка, эскаватор и т. д.); прилагательные, обозначающие признаки предметов; наречия, характеризующие трудовую деятельность людей;
2. Умение подбирать синонимы к заданным словам разных частей речи.
3. Умение подбирать точные по смыслу слова в речевой ситуации.
4. Умение дифференцировать обощающие понятия (дикие и домашние животные и т. д., использовать существительные с обобщающим значением (строитель, рабочий, военный и т. д.)
Грамматический строй речи.
У детей пяти-шести лет возрастает количество простых распространённых предложений, а также количество сложных предложений. При оформлении фразы ребёнок использует все основные части речи.
Уровень владения грамматикой.
1. Умение согласовывать в предложении существительные с числительными.
2. Умение подбирать однокоренные слова.
3. Умение согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе.
4. Умение образовывать трудные формы родительного падежа (зайчат, жеребят, ягнят).
5. Умение образовывать слова (солонка, сахарница, учитель).
6. Умение строить сложные предложения разных типов.
Уровень владения фонетикой.
1. Умение дифференцировать пары звуков с-ш, с-ц, ш-ж, л-р.
2. Умение различать шипящие и сонорные звуки.
3. Умение различать твёрдые и мягкие звуки.
4. Умение изменять силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания.
5. Умение подбирать слова и фразы, сходные по звучанию.
Звукопроизношение.
На шестом году жизни ребёнок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в своей речи. На данном этапе дети обычно готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка. Однако, ещё встречаются отдельные недостатки произношения: шипящие не всегда произносятся чётко; р заменяется л или й; л заменяется ль. Наряду с заменами звуков в речи детей наблюдается неустойчивое употребление сформированных звуков в словах со сложной фонетической структурой. Перед педагогами стоит задача научить детей правильно произносить все звуки родного языка и вводить их в речь.
Уровень владения связной речью.
1. Умение передавать при пересказывании литературных произведений диалог действующих лиц, характеристику персонажей.
2. Умение составлять описание, повествование и рассуждение.
3. Умение развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей.