Светлана Александровна Мажова
Новогодний топиарий. Фотоотчёт и краткая история
▼ Скачать + Заказать документы
Новогодний топиарий. Фотоотчёт и краткая история
Это вид рукоделия необычайно популярен в наши дни. Хотя до недавнего времени он был уделом исключительно профессионалов. А именно -садовников. Вы наверное догадались, что речь пойдет о топиарии - искусстве создания декоративных деревьев. Причем, декоративных как в прямом, так ив переносном смысле. Ведь, начав с причудливого дизайна кроны, мастера топиария пошли дальше и создали уникальный предмет дизайна, который приходится по вкусу даже тем, кто не любит возиться с совком и лейкой.
Публикация «Новогодний топиарий, Фотоотчёт и краткая история» размещена в разделах
- Новогодний топиарий
- Новый Год в детском саду
- Топиарий. Делаем топиарии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» декабрь 2019
Но вернемся к истокам. Топиарии (топиарий, топиари) - изначально был видом садово-паркового искусства, которое заключалось в декоративной стрижке деревьев и кустарников.
Традиция фигурной стрижки деревьев и кустарников берёт свое начало в садах Римской империи. В "Естественной истории" Плиния Старшего описываются топиарии в римских двориках и садах, причем заслуга создания первого аккуратно подстриженного деревца приписывается придворному Цезаря по имени Калвена. Однако саму идею стрижки деревьев, как полагают современные историки, римляне позаимствовали из Египта и стран Ближней Азии (вспомним знаменитые "висячие сады" Семирамиды).
Топиарии понравились и быстро получили распространение в атриумах римских вилл. Садовники, ответственные за парковые ландшафты и скульптуры (их называли topiaries) при помощи топиариев создавали причудливые зеленые статуи - в виде разнообразных геометрических форм, фигур животных и пр.
С расширением Римской империи традиции фигурной стрижки деревьев - топиарии - распространились по всей Европе. В средние века с упадком Римской империи и приходом христианства искусство топиария, казалось бы, пришло в упадок. Но неожиданно новое развитие ему дала. церковь. Монахи, всегда ценившие тишину и уединение садов для молитв и медитаций, сохранили и даже усовершенствовали искусство создания садов и цветников. Почти тысячу лет топиарное искусство было сокрыто за монастырскими стенами.
Так было до наступления эпохи Ренессанса. Расцвет всех видов искусств, обращение к античным каннам возродили и искусство создания классических садов в так называемом формальном стиле. Топиарное искусство тоже пережило настоящее возрождение. Способствовало тому и изменение архитектурного стиля. Отныне особняки, дворцы и поместья перестали походить на крепости и бастионы, их строительство приобрело совсем иное значение - создание домашнего очага, зачастую излишне яркого и напыщенного. В моду вошла показная роскошь, в том числе - и в садовом убранстве.
Изощрённые садовые дизайны того времени стремились воплотить в растениях орнаменты домашних гобеленов, ковров, гравюр и лепнин, стали появляться сады, в которых растения были выполнены в форме куба, шара, пирамиды, модели деревьев, формы изображающие людей, животных и другие объекты. Топиарии широко использовались для создания длинных прогулочных аллей и популярных в то время лабиринтов, в качестве солитёров, а также в виде бесконечных живых изгородей разной высоты, окаймлявших цветники и декоративные огороды.
Образцы таких садов с топиариями отлично сохранились и до сих пор поддерживаются в первозданном виде (например, Версаль и его многочисленные имитации, сады дворца Хэмптон Корт в Англии и другие) .
Позднее топиарное искусство распространилось в Голландии, и оттуда мода на топиарии с 1660 года пришла в Англию, где получила мощное развитие. Семнадцатый век по праву считается пиком популярности топиариев. В те годы они появились и в России, в убранстве дворцов и садов пригородов Петербурга - Петергофа, Ораниенбаума, Царского села.
Однако, постепенно в моду вошли так называемые естественные ландшафты, и топиарии были практически преданы забвению. Однако, стремление к созданию более уютных садов в поместьях вызвало новый всплеск интереса к ним в XIX веке. Самые прогрессивные садоводы оформляли загородные дома редкими фигурно подстриженными кустарниками, тисовыми изгородями и полуформальными узловыми садами и аккуратно подстриженными газонами. Так постепенно родился стиль, считающийся в настоящее время исключительно британским.
В конце XX века мода на топиарное искусство вернулось : снова стало модным украшать парки и сады изящной или причудливой формы деревьями и кустарниками, сооружать скульптуры из живых цветов. А поскольку мастеров такой скульптуры теперь называют флористами, идея фигурно подстригать растения распространилась и на те их них, что выращивали в горшках. Так топиарий из садово-паркового объекта стали предметом дизайна интерьеров.
Современные топиариии - их еще называют "Европейским деревом" и "Деревом счастья" - формой очень походят на своих римских предков, а вот изготовлены могут быть из чего угодно? из натуральных материалов (веток, орехов, шишек, листьев, сизаля, соломы) высушенных пряностей, зерен кофе и орехов, из конфет, искусственных цветов и плодов, из ткани, шнуров, лент и пряжи, из бумаги, салфеток, полиэтилена, пластика и даже из мусора. Яркость и оригинальность достигается не только за счет формы (форма круга сама по себе очень интересна, но и за счет использования в композиции множества сочетаний цветов и применения материалов разной фактуры, изогнутого стволика.
Это способ для современных мастериц выразить себя и порадовать близких. Ведь топиарий сейчас - самый стильный и модный подарок.