МААМ-картинки

Красивая речь как яркий показатель всестороннего развития ребенка

Юлия Жукова
Красивая речь как яркий показатель всестороннего развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Какую речь мы можем считать «красивой»?

- Речь с правильным звукопроизношением, лексически сформированную ( богатый словарный запас: предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности, грамматически сформированную речь (взаимодействие слов друг с другом в словосочетаниях и предложениях; словообразование, словоизменение, согласование, формирование предложений и словосочетаний). Каждая из этих тем очень насыщенна, очень важна.

Но свое внимание снова и снова хочется уделить звукопроизношению.

Публикация «Красивая речь как яркий показатель всестороннего развития ребенка» размещена в разделах

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку, нижней челюсти, мягкому небу, голосовым складкам. Но из-за ряда причин: общая физическая ослабленность, недостаточная степень развития фонематического слуха, неправильного воспитания речи в семье, педагогической запущенности, дефектов речевого аппарата работа может быть разлажена, звукопроизношение становится нарушенным. Проявляется оно по-разному: отсутствие звука, искажение звука, замена одного звука другим. Нормативный возраст для формирования правильного звукопроизношения от 4 до 5 лет. Если к 5 годам у ребенка наблюдаются нарушения звукопроизношения, необходимо обратиться за помощью к логопеду. Специалист проводит обследование и начинает работу.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Важность занятий артикуляционной гимнастикой определяется:

- улучшением кровоснабжения артикуляционных органов и их нервной проводимости;

- улучшением подвижности артикуляционных органов;

- укреплением мышечной системы языка, губ, щек;

- увеличением амплитуды движений;

- уменьшением напряженности артикуляционных органов;

- подготовкой ребенка к правильному произношению звуков;

- развитию гибкости органов речевого аппарата.

Показания к проведению артикуляционной гимнастики для дошкольников:

- дети могут самостоятельно научиться говорить чисто и правильно, что позволяет впоследствии не прибегать к помощи логопеда;

- на фоне сложных нарушений звукопроизношения подобные занятия помогут подготовить мышцы для последующих занятий с логопедом, что ускорит процессс устранения дефектов речи;

- помогает быстрее выработать четкость произношения и выразительность речи.

Упражнения бывают статические - неподвижные, направленные на удержание определенного положения губ, языка; динамические - подвижные - требуют ритмичного повтора движений, координации движений и переключаемости.

Все упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет определенную направленность:

1 группа - вырабатывают основные движения и положения ОАА

2 группа - способствуют выработке движений и положений для произнесения определенных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров, заднеязычных)

3 группа - специфические упражнения, направленные на постановку звуков, способствующие выработке определенных движений: подвижность кончика языка, мягкого неба, для растягивания подъязычной уздечки.

Учитывая вышесказанное, привожу подборку основного комплекса артикуляционной гимнастики:

«Лопаточка» - рот приоткрыт, широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Удерживать положение на счет до 10.

«Чашечка» - рот широко раскрыть. Широкий язык в форме чашечки поднят кверху, края прижаты к верхней губе. Удерживать положение на счет до 10.

«Иголочка» - рот открыт. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать положение на счет до 10 - 15.

«Горка» - рот приоткрыт. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать положение на счет до 10 .

«Трубочка» - высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Удерживать положение на счет до 10.

«Часики» - высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уголку губы, то к левому. Двигать языком в медленном темпе. Проделать упражнение 10.

«Лошадка» - присосать язык к небу, щелкнуть языком. Проделать упражнение 10.

«Качели» - рот широко открыть. Попеременно тянуться кончиком языка к верхним, затем нижним зубам. Проделать упражнение 10.

«Вкусное варенье» - рот приоткрыть. Высунуть широкий язык, облизать верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать упражнение 10 раз, меняя направление.

И не забудем про основные требования к проведению артикуляционнои гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детеи навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнении за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание

артикуляционнои позы в одном положении).

4. При отборе упражнении для артикуляционнои гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнении к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровои форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнении новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнении, лучше отрабатывать старыи материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокоином положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнении. Поэтому ребенок и взрослыи во время проведения артикуляционнои гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см, но тогда взрослыи должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнении для губ.

9. Взрослыи, проводящии артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движении : точность движения, плавность, темп выполнения, устоичивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правои и левои стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своеи цели.

Таким образом, если понимать важность проведения артикуляционной гимнастики, и следовать ее простым правилам, результатом окажется четкое, правильное произношение, красивая речь.

Спасибо за внимание.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются.

Изобразительная деятельность как средство всестороннего развития детей В дошкольном детстве большое место занимает изобразительная деятельность, имеющая неоценимое значение для всестороннего развития ребенка.

Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка Что такое сюжетно-ролевая игра? Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает,.

Сюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенкаСюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенка Сюжетно-ролевые игры в детском саду Среди других видов деятельности ребёнка-дошкольника игра является ведущей. Именно в ней наилучшим образом.

Хореография как средство всестороннего развития дошкольника Хореография как средство всестороннего развития дошкольника В последние годы в современных дошкольных образовательных учреждениях среди.

Красивая речь как яркий показатель всестороннего развития ребенка Какую речь мы можем считать «красивой»? - Речь с правильным звукопроизношением, лексически сформированную (богатый словарный запас: предметы,.

Лэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возрастаЛэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возраста Как хочется быть всегда в работе, в движении, в самообразовании. И декрет тому – мне не помеха. Как только мой маленький комочек засыпает,.

Общение — средство всестороннего развития ребенка-дошкольника Малеева Любовь Семеновна, воспитатель I квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 308 «Звездочка» г. Челябинска» Общение – это деятельность,.

Развитие мелкой моторики ребенка в ДОУ как средство всестороннего развития в совместной работе логопеда и психолога А. Ю. Пирка, С. Н. Скоробогатова РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РЕБЕНКА В ДОУ КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ В СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ –.

Речь — показатель культуры. Воспитательное мероприятие для обучающихся 5 классов с ОВЗ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ногинская специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с ограниченными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Красивая речь как яркий показатель всестороннего развития ребенка
Опубликовано: 1 октября 2018 в 13:47
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Красивая речь как яркий показатель всестороннего развития ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Жукова (УИ 1566451) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД