Юлия Жукова
Красивая речь как яркий показатель всестороннего развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Какую речь мы можем считать «красивой»?
- Речь с правильным звукопроизношением, лексически сформированную ( богатый словарный запас: предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности, грамматически сформированную речь (взаимодействие слов друг с другом в словосочетаниях и предложениях; словообразование, словоизменение, согласование, формирование предложений и словосочетаний). Каждая из этих тем очень насыщенна, очень важна.
Но свое внимание снова и снова хочется уделить звукопроизношению.
Публикация «Красивая речь как яркий показатель всестороннего развития ребенка» размещена в разделах
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку, нижней челюсти, мягкому небу, голосовым складкам. Но из-за ряда причин: общая физическая ослабленность, недостаточная степень развития фонематического слуха, неправильного воспитания речи в семье, педагогической запущенности, дефектов речевого аппарата работа может быть разлажена, звукопроизношение становится нарушенным. Проявляется оно по-разному: отсутствие звука, искажение звука, замена одного звука другим. Нормативный возраст для формирования правильного звукопроизношения от 4 до 5 лет. Если к 5 годам у ребенка наблюдаются нарушения звукопроизношения, необходимо обратиться за помощью к логопеду. Специалист проводит обследование и начинает работу.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Важность занятий артикуляционной гимнастикой определяется:
- улучшением кровоснабжения артикуляционных органов и их нервной проводимости;
- улучшением подвижности артикуляционных органов;
- укреплением мышечной системы языка, губ, щек;
- увеличением амплитуды движений;
- уменьшением напряженности артикуляционных органов;
- подготовкой ребенка к правильному произношению звуков;
- развитию гибкости органов речевого аппарата.
Показания к проведению артикуляционной гимнастики для дошкольников:
- дети могут самостоятельно научиться говорить чисто и правильно, что позволяет впоследствии не прибегать к помощи логопеда;
- на фоне сложных нарушений звукопроизношения подобные занятия помогут подготовить мышцы для последующих занятий с логопедом, что ускорит процессс устранения дефектов речи;
- помогает быстрее выработать четкость произношения и выразительность речи.
Упражнения бывают статические - неподвижные, направленные на удержание определенного положения губ, языка; динамические - подвижные - требуют ритмичного повтора движений, координации движений и переключаемости.
Все упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет определенную направленность:
1 группа - вырабатывают основные движения и положения ОАА
2 группа - способствуют выработке движений и положений для произнесения определенных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров, заднеязычных)
3 группа - специфические упражнения, направленные на постановку звуков, способствующие выработке определенных движений: подвижность кончика языка, мягкого неба, для растягивания подъязычной уздечки.
Учитывая вышесказанное, привожу подборку основного комплекса артикуляционной гимнастики:
«Лопаточка» - рот приоткрыт, широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Удерживать положение на счет до 10.
«Чашечка» - рот широко раскрыть. Широкий язык в форме чашечки поднят кверху, края прижаты к верхней губе. Удерживать положение на счет до 10.
«Иголочка» - рот открыт. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать положение на счет до 10 - 15.
«Горка» - рот приоткрыт. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать положение на счет до 10 .
«Трубочка» - высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Удерживать положение на счет до 10.
«Часики» - высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уголку губы, то к левому. Двигать языком в медленном темпе. Проделать упражнение 10.
«Лошадка» - присосать язык к небу, щелкнуть языком. Проделать упражнение 10.
«Качели» - рот широко открыть. Попеременно тянуться кончиком языка к верхним, затем нижним зубам. Проделать упражнение 10.
«Вкусное варенье» - рот приоткрыть. Высунуть широкий язык, облизать верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать упражнение 10 раз, меняя направление.
И не забудем про основные требования к проведению артикуляционнои гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детеи навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнении за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание
артикуляционнои позы в одном положении).
4. При отборе упражнении для артикуляционнои гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнении к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровои форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнении новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнении, лучше отрабатывать старыи материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокоином положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнении. Поэтому ребенок и взрослыи во время проведения артикуляционнои гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см, но тогда взрослыи должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнении для губ.
9. Взрослыи, проводящии артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движении : точность движения, плавность, темп выполнения, устоичивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правои и левои стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своеи цели.
Таким образом, если понимать важность проведения артикуляционной гимнастики, и следовать ее простым правилам, результатом окажется четкое, правильное произношение, красивая речь.
Спасибо за внимание.