Любовь Палигина
Краеведческое образование детей дошкольного возраста в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Всем доброго дня! Сегодня я поделюсь с вами вестями с курсов, которые были организованы с 25 февраля по 13 марта 2020 года в НИПКиПРО по теме «Краеведческое образование детей дошкольного возраста в ДОО»
В процессе курсовой подготовки была изучена новая краеведческая программа, слушатели посетили несколько музеев и детских садов города Новосибирска. А также каждый педагог представил публично в докладе свой район.
Слайд 2
Публикация «Краеведческое образование детей дошкольного возраста в ДОО» размещена в разделах
Объединение обучения и воспитания дошкольного возраста в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества - одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Географические и природные особенности, культурно-исторические обычаи и традиции Новосибирской области, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развития интереса к разным сторонам жизни родного края. Поэтому появилась необходимость в разработке программы краеведческого образования детей дошкольного возраста в ДОО Новосибирской области.
Слайд 3
Создание программы «Новая Сибирь - мой край родной» осуществлялось на базе Центра научно-методического сопровождения краеведческого образования детей дошкольного возраста в ДОО Новосибирской области, действующего при кафедре теории и методики дошкольного образования ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО.
Слайд 4
Программа является региональным компонентом части основной
образовательной программы дошкольного образования, формируемой
участниками образовательных отношений, и направлена на нравственно- патриотическое воспитание детей 4-7 лет.
Цель: организация краеведческого образования детей дошкольного
возраста как основы нравственно-патриотического воспитания.
Достижение цели осуществляется через решение ряда задач: познакомить детей с историческим, культурным и природным наследием родного края, с символами края, способствовать популяризации подвигов, достижений и успехов в различных сферах деятельности, формировать представления детей о событиях, ставших основой памятных дат региона, воспитывать чувство гордости за достижения своей малой родины.
Слайд 5
Содержание настоящей Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено в соответствии
с принципами дошкольного образования, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Слайд 6
В результате освоения Программы на этапе завершения дошкольного образования предполагается : что у ребёнка будут сформированы представления о родном крае, он хорошо ориентируется в своём населённом пункте, знает и стремится выполнять правила поведения в общественных местах, с удовольствием включается в проектную деятельность, отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности.
Слайд 7
Содержание образовательной деятельности в программе разработано
для трёх возрастных групп (средней, старшей и подготовительной к
школе группе, имеет три части-вариативную часть «Мой район», и
две инвариантные части: «Город Новосибирск» и «Новосибирская область».
Каждая часть Программы состоит из четырё х блоков: «Природа», «Культура и достопримечательности», «Знаменитые люди» и «История».
Содержание программы реализуется в определённой последовательности, начиная с вариативной части (сентябрь, октябрь, ноябрь, затем идёт освоение инвариантной части «Город Новосибирск» (декабрь, январь, февраль, завершается инвариантной частью «Новосибирская область» (март, апрель, май)
Содержание образовательной деятельности представлено в перспективных планах для инвариантной части программы по возрастным группам.
В рамках вариативной части программы содержание разрабатывается самостоятельно педагогическими коллективами ДОО. Детский сад, являющийся стажировочной площадкой, предоставляет готовую разработанную вариативную часть.
Слайд 8
Для реализации Программы применяются методы Юрия Константиновича Бабанского и Лидии Васильевны Свирской - Михайловой.
Перед вами классификация методов обучения по Ю. К. Бабанскому.
Применяются: методы стимулирования мотивации учебно - познавательной
деятельности, организации учебно-познавательной деятельности и контроля и самоконтроля.
Слайд 9
Также для реализации Программы применяются методы индивидуализации дошкольного образования по Л. В. Свирской-Михайловой: это метод реагирования, иррадиирующее (распространяющее) обучение, предоставление детям выбора способа деятельности, гибкое педагогическое сопровождение и метод «строительных лесов».
Слайд 10
Решение задач воспитания у дошкольников любви к своему дому, к
своей родине зависит от позиции близких. Чтобы сделать процесс познания прошлого и настоящего нашей Родины творческим, развивающим и интересным для ребёнка необходимо привлечение родителей,
преемственность семьи и детского сада.
В Программе представлены Основные направления и формы взаимодействия с семьёй.
Слайд 11
Вашему вниманию представлен Режим организации образовательной деятельности.
Слайд 12
В ОБЛАКЕ загружен необходимый материал для реализации данной Программы. Это презентации, картинки, исторические справки, музыкальные файлы, разработки НОД и т. д. Пожалуйста, скачивайте и применяйте!
Слайд 13
Вы уже обратили внимание на то, что нас всё время сопровождают два мифических героя. Это Городовичок и гербовый соболь Семён.
Городовичок - был создан в Новосибирске, для Новосибирска к его 100 - летнему юбилею новосибирским писателем и поэтом Юрием Мегалифом.
( Для справки: Новосибирск основан в 1893 году, статус города получил 28 декабря 1903 (10 января 1904) года)
Городской мифологический герой, символизирующий индивидуальность Новосибирска, молодого, быстрорастущего города. Поэтому и сказочный символ города - это быстрорастущий мальчик-акселерат. На голове у Городовичка шапочка - точная копия купола оперного театра. Городовичок носит очки, потому что Новосибирск - город трёх академий, вузовский центр. Через очки предлагаем детям взглянуть в прошлое. Новосибирск - это и крупный промышленный центр, поэтому повседневная одежда Городовичка - маечка и рабочий комбинезончик, которые в силу быстрого роста города, чуть коротки ему. И если даже за секунду сшить на него новую одежду, то она будет ему чуточку мала. На ногах у Городовичка валеночки с калошами, потому что он - сибиряк. Обо всём этом подробно читайте в дополнительном материале к программе.
Слайд 14
Соболь изображён на гербе и флаге области. Он - щитоносец, потомок древнего рода сибирских соболей.
Фон для презентации выбран не случайно. Эту картинку вы видите на обложке самой Программы. Это одно из самых прекрасных и замечательных мест Новосибирской области, природный памятник - местность Искитимского района (скалы вдоль реки Бердь, бердские скалы).
Слайд 15
Чтобы преподнести знания по краеведению, необходимо самому знать и изучать родной край. Посещение музеев обогатило представления о природе, культуре, истории родного края.
В Новосибирском государственном художественном музее мы познакомились с работами художников Сибири. Вот такие замечательные работы детей дошкольного и раннего школьного возраста представлены на выставке. Но, конечно, это работы воспитанников школы искусств. Обычные, детские, но выполнены с соблюдением особых требований.
Слайд 16
Окунуться в историю, увидеть много интересного можно в Новосибирском краеведческом музее.
Слайд 17
Музей природы Новосибирской области расположен сразу за ЦУМом. Животный мир родного края был представлен нашему вниманию. Здесь можно увидеть муравейник в разрезе. Сенсорные табло. Интересное пособие «Выставка» с картинками, которые можно легко вставлять. По желанию, можно сделать это пособие, пусть оно будет даже небольшое. Например, детям предлагается из предложенных картинок составить выставку домашних животных и т. д.
Слайд 18
Интерес и положительный отклик вызвали занятия, организованные на базе ДОО города Новосибирска, где участники курсов не только познакомились с содержанием и методикой работы по краеведческому образованию дошкольников, но и увидели работу с детьми с применением современных средств обучения.
Детский сад № 158.
Слайд 19
По краеведению были показаны три НОД в одном. Подготовительная группа (не вся).
Тема: Архитектура. «Зодчие и плотники» (создание коллективного макета крепости (острога). Это блок программы «Культура, достопримечательности»
Всему предшествовал небольшой рассказ (сидя на «полянке между двух рек»)
Затем: дружно собирали Острог из готовых деталей на песочной основе, отдельных предметов, изготовленных из художественного картона, на воображаемом пространстве «карте», лепили из солёного теста и глины. Всё проходило в свободной игровой форме. Деление на группы происходило по жеребьё вке: «кувшин» - лепка из глины, «сушка» - лепка из теста. Присутствующим захотелось «собрать острог» самим. Оказывается, его можно сделать из обычных пакетов из - под молока, коробок из - под лампочек.
В саду есть небольшой, но богатый музей, ИЗО - студия. Ну, а помыть руки можно в небольшом «уголке природы».
Слайд 20
Детский сад № 460
Упор сделан на работу с родителями. НОД с «Пчёлками» : коврик для игры изготовили родители.
Слайд 21
В саду проходят выставки макетов мест родного края, которые мастерят родители с детьми. Вместе делаем. Узнаём. Учимся любить родной край! Изящно оформлена сцена к 8 марта, патриотический уголок. Вот такими замечательными зонтиками, которые очень легко сделать, оформлен занавес.
Слайд 22
Детский сад № 484
Обновлённое трёхэтажное разноцветное здание. Огромная площадь здесь позволяет иметь несколько кабинетов специалистов, ИЗО - студию, отдельные тематические уголки, бассейн. Бассейн посещают дети даже ясельной группы. Конечно, в воде постоянно находятся несколько инструкторов, дети в спасательных жилетах и нарукавниках. Глубина бассейна колеблется от 0,6 до 0,8 м.
Дети здесь также осваивают азы туризма.
Слайд 23
В саду широко применяется монтажная пена. С помощью пены оформлен уголок Пушкина («У лукоморья дуб зелёный», фон - дерево для конкурса «Скворечников».
Уделяется внимание изготовлению макетов.
Слайд 24
Прекрасен и удивителен наш край! Много интересного вокруг!
Кольцово - посёлок городского типа в Новосибирской области, имеющий статус наукограда Российской Федерации. Вирус оспы хранится лишь в двух лабораториях мира: Кольцово и Атланты.
Памятники природы Искитимского района: Бедские скалы, река Бердь, мраморные месторождения (кстати, искитимский мрамор использовался при строительстве новосибирского метрополитена). Но, к сожалению, в настоящее время добыча мрамора приостановлена.
Сам Новосибирск - потрясающий и удивительный!
В Новосибирске самый длинный крытый метромост в мире. Длина составляет 2145 метров.
Новосибирск - единственный в мире город, где есть памятник ж/д МОСТУ,
самый быстрорастущий город в мире.
В Новосибирске находится самая длинная прямая (без поворотов) улица в мире - Красный проспект. Длина 7,5 км.
Удивительное чувство Родины… Невозможно человеку жить уверенно без этого чувства, без близости к деяниям своих предков, без внутреннего постижения своей ответственности за судьбу Отчизны.
Преподносить знания о родном крае детям возможно любыми способами и средствами: НОД, маршруты выходного дня, опыты, эксперименты и т. п.
Слайд 25
Краеведческое образование сегодня является одним из актуальных аспектов в познавательном и социальном развитии детей дошкольного возраста. Оно способствует формированию нравственных, социально - ценностных понятий, воспитанию сознательной любви к родному краю как части большой родины - России.
Краеведение - это важно!