Алена Богданова
Конспект интегрированного занятия «Солнечная система» в старшей логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие подготовили и провели:
учитель-логопед Дюжаева Анна Александровна
воспитатели Богданова Алена Владимировна,Шулдикова Лариса Андреевна
Задачи
Образовательные
1)Закрепление знаний детей о солнечной системе. Расширение и конкретизация представлений о планетах солнечной системы.
2)Уточнение и расширение словаря по теме.
3)Совершенствование грамматического строя речи.
4)Работа над связной речью.
Развивающие
1)Развитие диалогической речи
2)Развитие логического мышление детей: умение устанавливать причинно - следственные связи, рассуждать, делать выводы при сравнении планет.
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Солнечная система“ в старшей логопедической группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Логопедические занятия
- Планеты солнечной системы
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
3)Развитие умения находить решения в проблемных ситуациях.
4)Развитие артикуляционнной, тонкой и общей моторики.
Воспитательные
1)Формирование коммуникативных отношений, положительной установки на участие в занятии.
2)Формирование ответственного отношения к выполнению задания.
Словарная работа :
расширить словарь прилагательных (антонимов, существительных и глаголов.
Материалы и оборудование:
костюм космонавта, рисунок гигантской ракеты, плакат планет, плоскостные рисунки планет, индивидуальные зеркала, дополнительные картинки по теме, пластилиновые заготовки (предварительная работа, фольга, геометрические заготовки, кольца, глобус.
Ход занятия:
I.Организационный момент.
Дети проходят в группу и видят, что со стороны двери к ним заходит космонавт. Космонавт предлагает детям отправиться в путешествие по солнечной системе. Космонавт спрашивает, сколько планет в солнечной системе и как они называются. (кратко прорабатывается терминология).
Космонавт объясняет правила передвижения по планетам и что нужно на каждой планете найти плоскостную модель, выполнив задание и разместив ее правильно на карте с орбитами.
На чем же нам лететь в космос (проблемная ситуация). Приходим к выводу, что полетим на ракете, а в это время ребята замечают на ковре гигантскую ракету с зеркалами иллюминаторами. А для чего ребята здесь так много зеркал? (ребята должны догадаться, что нужно выполнить артикуляционную гимнастику для того чтобы справиться со всеми сложными заданиями в процессе полета). Пока ребята делают артикуляционную гимнастику – космонавт незаметно уходит.
Начинаем путешествие, по планетам передвигаемся под музыку.
II Основная часть
МЕРКУРИЙ.
Самая маленькая, жаркая и быстрая планета нашей солнечной системы. На этой планете долго задерживаться нельзя - она очень горячая. А внутри планета холодная. Ой ребята посмотрите у нас получились противоположности. Какая интересная планета. ГОРЯЧАЯ-ХОЛОДНАЯ. А сейчас мы поиграем в игру – выясним какой должен быть настоящий космонавт. Я буду называть вам неправильные признаки – а вы должны угадать противоположные правильные:
Ленивый - трудолюбивый
Злой - добрый
Слабый - сильный
Медлительный - быстрый
Неряшливый - аккуратный
Грустный - веселый
Нервный - спокойный
Старый - молодой
Трусливый - смелый
Неуклюжий — ловкий
Выполнив задание получают ребята планету и располагают в солнечной системе
ВЕНЕРА
Ребята вот мы с вами и на Венере. Венера движется в противоположную стороны в отличии от других планет. Тут везде облака, постоянно идет дождь с грозами и молниями. Не доходит до этой планеты солнечный свет. Давайте мы с вами порадуем планету и сделаем для неё звезду солнце. Дети собирают из геометрических фигур солнце. Из частей собираем целое.
Выполнив задание получают ребята планету и располагают в солнечной системе
ЗЕМЛЯ (голубая планета)
Как называется наша планета? (Земля)
-А что такое глобус? (уменьшенная модель Земли)
- Давайте рассмотрим нашу планету. Что изображено на поверхности глобуса? Каким цветом? (реки, озера, моря, океаны нанесены синим, светло-голубым цветом; горы, равнины, пески – суша – коричневым, желтым, бежевым цветом) .
- Как называют нашу планету? (ее называют голубой планетой)
- Дети, скажите, в чем заключается уникальность нашей планеты Земля? (на нашей планете есть вода, воздух, атмосфера, растительность – Земля обитаема, только на ней существует жизнь). А еще у нашей планеты есть спутник (дети рассказывают о луне)
ФИЗМИНУТКА
В небе плавает луна.
(покачивания влево и вправо)
В облака зашла она.
1,2,3,4,5
(хлопки в ладоши)
Можем мы луну достать.
(руки вверх)
6,7,8,9,10-
(хлопки над головой)
И пониже перевесить.
(руки вниз)
10,9,8,7-
(ходьба на месте)
Чтоб луна светила всем.
(дети тихо садятся)
Выполнив задание получают ребята планету и располагают в солнечной системе
МАРС
Немного сведений о планете. Марс немного меньше земли, но там никогда не бывает тепло – самая высокая температура 0 градусов. На марсе дуют сильные ветра. Существует мнение, что на марсе есть жизнь. Ребята, давайте пофантазируем и смастерим космический корабль марсианина. для этого нам понадобятся старые диски, футляры от бахил и пластилин.
Выполнив задание получают ребята планету и располагают в солнечной системе
ЮПИТЕР
Самая большая планета в солнечной системе. На ней нет твердых тел. Это газовый гигант. Планета звезда – сама излучающая энергию в солнечную систему. Ой ребята - какой сильный воздух задул на юпитере – поднимаем руки скорее. Ш-Ш-ш-ш-ш. (Элементы фоноритмики) Какой звук мы услышали? Это какой звук – твердый, согласный. Поиграть в игру на развитие фонематического слуха – «Поймай звук» (звук ш). (Ребята хлопают в ладоши, если услышат звук «Ш»). Затем выбрать из картинок только те, где есть звук «ш».
Выполнив задание получают ребята планету и располагают в солнечной системе
САТУРН
У сатурна миллионы колец. У нас с земли видно объединения этих колец, их 6. Помоги сатурну собрать кольца. Игра на счет и согласование числительного с существительным. (1 кольцо, два кольца, три кольца, пять колец). Ребята считают и приклеивают кольца к картинке планеты.
Выполнив задание получают ребята планету и располагают в солнечной системе.
УРАН
Уран с массой в 14 раз больше, чем у Земли, является самой лёгкой из внешних планет. Уникальным среди других планет его делает то, что он вращается «лёжа на боку». Работа над пространственными предлогами. Ой ребята посмотрите видимо не так давно на этой планете был метеоритный дождь. Надо нам с вами метеориты собрать, но ведь у нас особенная планета – она движется по орбите на боку. Мы сможем взять метеорит только сказав, как по отношению к ракете он находится – слева справа, под над, на. Работа над пространственными предлогами
НЕПТУН
На Нептуне бушуют самые сильные ветра. Поэтому, побывав на этой планете ветер поможет вернуться нашей ракете обратно гораздо быстрее.
Дыхательная гимнастика
Я ветер сильный, я лечу, лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос).
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть).
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох).
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох).
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот).
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
И вас обратно на землю возвращаю.