МААМ-картинки

Формирование лексических категорий у старших дошкольников возраста через использование дидактического пособия «Чудо-дерево»

Оксана Булатова
Формирование лексических категорий у старших дошкольников возраста через использование дидактического пособия «Чудо-дерево»
▼ Скачать + Заказать документы

В последние десятилетия отечественная педагогическая наука обращается к понятиям, которые являются интегративными по своему содержанию и направлены на решение задач, связанных с целостным развитием личности воспитанника. Одной из подобных идей является понятие «культурные практики», которое в педагогику ввела в 2000 г. Н. Б. Крылова.

Важным средством социализации детей дошкольного возраста является игровая деятельность, которая выступает в виде культурной игровой практики.

Публикация «Формирование лексических категорий у старших дошкольников возраста через использование дидактического пособия „Чудо-дерево“» размещена в разделах

Она согласуется с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которая «направлена на формирование общей культуры, развитие личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность детей дошкольного возраста» [1, с. 2].

Культурные практики – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах и привычные для ребенка виды его самостоятельной деятельности, поведения, душевного самочувствия и складывающегося с первых дней жизни уникального индивидуального жизненного опыта. Эти виды деятельности и поведения он начинает практиковать, как интересные ему и обеспечивающие самореализацию» [2, с. 13].

Н. Б. Крылова употребляет словосочетание «игровая практика» не раскрывая его сущностный смысл и рассматривая игру как одну из разнообразных культурных практик [2, с. 19].

Игровая культурная практика ребенка – это основанный на его текущих и перспективных интересах и привычный для него вид самостоятельной игровой деятельности, поведения и душевного самочувствия в ней, а также складывающегося в процессе этой деятельности уникального индивидуального жизненного опыта. Из определения видно, что игровая культурная практика имеет очень тесную или неразрывную связь с жизнью ребенка. [3, с. 24]

Мы считаем, что игровая культурная практика ребенка – это самостоятельный вид деятельности, основанный на его интересах, поведении и душевном самочувствии в этой сфере, так же во время этого занятия ребенок получает индивидуальный жизненный опыт.

Игровая культурная практика наполняет дошкольника не только жизненным опытом, но и помогает в формировании лексико – грамматических категорий у старших дошкольников с ОНР.

Ежегодное логопедическое обследование детей старшего дошкольного возраста в нашем ДОУ показал, что большая часть воспитанников имеет общее недоразвитие речи.

Общее недоразвитие речи подразумевает нарушение всех компонентов речи, звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны речи при сохранном слухе и интеллекте.

В современной литературе достаточно точно проанализированы особенности овладения грамматическими компонентами оформления речевого высказывания при общем недоразвитии речи (ОНР).

Разработкой формирования грамматического строя речи занимались такие специалисты, как Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. (2000г, Арушанова А. Г. (2005) и другие. Филичева Г. В., Коновалова С. Н., Тихеева Е. И отмечают, что для детей с речевым недоразвитием овладение грамматическими категориями представляет особую сложность.

Формирование грамматического строя речи — это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение занятия, их форму, подобрать необходимые методы, то можно добиться значительных результатов.

Использование дидактических игр и игровых приемов в процессе формирования грамматики у детей с нарушением речи является важным компонентом коррекционной работы логопеда. Дидактические игры позволяют закреплять навык словообразования, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь, являются эффективным средством закрепления грамматических навыков.

Грамматический строй речи у детей старшего дошкольного возраста будет успешно формироваться при использовании игровой культурной практики, если:

-игры будут соответствовать индивидуальным возрастным особенностям дошкольников;

-игры будут подобраны в соответствии с системой и закономерностями грамматического строя языка;

-игры будут соответствовать интересам старших дошкольников;

Формирование грамотной и полноценной речи у детей с ОНР при помощи игр и игровых пособий является актуальной проблемой.

Работая с детьми ОНР на практике, я решила использовать игровую технологию для более эффективного овладения детьми правильным грамматическим строем речи.

Для того чтобы заинтересовать детей я изготовила дидактическое пособие «Чудо дерево», которое помогает не только привлечь внимание, но и дает возможность проявлять самостоятельность, инициативу, стимулирует детскую активность. У детей развивается интерес к языку, формируется творческое мышление, обогащается словарный запас, развивается тактильная чувствительность и мелкая моторика, что является неотъемлемым и немаловажным фактором в формировании речи в целом.

«Чудо дерево» позволяет превратить образовательный процесс в игровую деятельность. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись игрой, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают фантазию. Доступность и последовательность материала позволяет детям более качественно усвоить программный материал.

«Чудо дерево» - пособие универсальное и может использоваться как в работе с детьми раннего возраста, так и со старшими дошкольниками по любой лексической теме. К своему пособию я прилагаю предметные картинки по разнообразным звукам.

За период использования дидактического пособия «Чудо дерево» я увидела положительные результаты своей работы дети стали меньше допускать ошибок в словообразовании, употреблении существительных, прилагательных, глаголов, порядке слов в предложении (искажении смысла и структуры) и замене по фонетическому сходству.

Применение игровой технологии в коррекционной работе логопеда во время непосредственной образовательной деятельности в течение длительного времени позволяет удерживать работоспособность на высоком уровне, стимулирует мыслительную деятельность дошкольников, повышает мотивацию детей к обучению, обеспечивает легкое и быстрое усвоение программного материала.

Таким образом, в работе логопеда в группе детей с нарушениями речи необходимо использование игровых в большей степени, нежели в обычных группах. Игра является одним из важнейших средств развития самостоятельной речевой деятельности, при этом следует помнить об их значении в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания у детей.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : проект.

URL :https://минобрнауки. рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-О. pd

2. Крылова Н. Б. Свободное воспитание в семье и школе: культурные практики детей. М. : Сентябрь, 2007

3. Фенькина А. А. Игровая культурная практика как жизнь дошкольника. Журнал педагогическое образование в России 2014 №5

Публикации по теме:

«Чудо дерево» — поделка из бисера. Развитие мелкой моторики рук через бисероплетение (фотоотчёт)«Чудо дерево» — поделка из бисера. Развитие мелкой моторики рук через бисероплетение (фотоотчёт) В В конце мая в нашей группе подвела итоги по самаобразованию развитие мелкой моторики рук через бисеро плетение. Занятия по бисероплетению.

Использование дидактического панно для познавательного развития ребенка младшего дошкольного возраста Познавательное развитие осуществляется не только в непосредственно организованной совместной деятельности, то есть на занятиях. Мероприятия.

Использование методического пособия «Звуковая карусель» в подготовке к обучению грамоте старших дошкольниковИспользование методического пособия «Звуковая карусель» в подготовке к обучению грамоте старших дошкольников По мнению В. П. Глухова, чтение характеризуется взаимодействием двух уровней – сенсомоторного и семантического, находящихся в сложном единстве.

Конспект СОД во второй группе раннего возраста. с использованием авторского дидактического пособия «Цветочное настроение» Видео Программные задачи: 1. Развивать моторные и познавательные способности детей, используя дидактическое пособие «Цветочное настроение». 2.

Мастер-класс «Изготовление пособия «Чудо-дерево»Мастер-класс «Изготовление пособия «Чудо-дерево» Уважаемые коллеги! Позвольте, предложить вашему вниманию самый простой и быстрый способ изготовления пособия «Чудо – дерево». Данное.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Дары осени» для детей дошкольного возрастаМастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Дары осени» для детей дошкольного возраста Данное пособие изготовлено с целью познавательного развития у детей представлений о дарах осени (овощи, фрукты, грибы, классификация овощи-фрукты,.

Методические рекомендации «Использование пособия «Чудо — дерево» для мотивации речевой деятельности детей»Методические рекомендации «Использование пособия «Чудо — дерево» для мотивации речевой деятельности детей» 1. На чудо - дереве появляются листья – поддувалочки. Педагог (без детей) снимает с чудо – дерева листья поддувалочки и раскладывает их.

Паспорт игрового дидактического пособия по развитию речи Игровое дидактическое пособие предназначено для совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Рекомендуется использовать.

Презентация авторского пособия «Чудо-дерево». Презентация авторского пособия «Чудо-дерево». Выхожу в костюме садовника в фартуке и с лейкой. Однажды в погожий апрельский денек Выйду.

Разработка дидактического материала: «Развитие речи, мелкой моторики старших дошкольников на занятиях ИЗО деятельности» Актуальность. Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием его речевого аппарата. Ребёнок узнаёт мир.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование лексических категорий у старших дошкольников возраста через использование дидактического пособия «Чудо-дерево»
Опубликовано: 1 декабря 2016 в 10:09
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование лексических категорий у старших дошкольников возраста через использование дидактического пособия «Чудо-дерево»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Булатова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД