Светлана Кулагина
Корригирующая ритмическая гимнастика при сколиозе
▼ Скачать + Заказать документы
Самое действенное средство предупреждения и устранения дефектов осанки –
физические упражнения. В последнее время в лечебных целях специалисты
рекомендуют упражнения ритмической гимнастики. Главная причина
такого предпочтения – в эмоциональности этих упражнений, в том, что они
Темочки:
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Музыкальное развитие
- Осанка. Формируем правильную осанку
- Ритмическая гимнастика
- Темочки
благотворно влияют на психическую сферу человека с отклонениями в состоянии здоровья. Дети с большим удовольствием занимаются веселыми упражнениями, чем упражнениями заведомо известными как лечебные. Именно поэтому ритмическую гимнастику следует рассматривать и как важнейшее средство обязательного комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий для школьников с нарушениями осанки.
В целях профилактики и устранения сколиоза упражнения ритмической гимнастики наибольшую пользу приносят тогда, когда их проводят по группам, комплектуемым соответственно выявленным типам осанки, а также с учетом пола, возраста и уровня физического развития учащихся. В таких группах всегда есть возможность предложить каждому занимающемуся выполнение комплекса тех упражнений, которые ему наиболее необходимы в данный момент. Поэтому, организуя занятия, учитель физкультуры и врач должны тщательно обследовать каждого с тем, чтобы правильно отнести его к той или иной группе и разработать для каждой группы соответствующий ее задачам комплекс упражнений.
При стойких нарушениях осанки занятия следует проводить в специальных группах корригирующей гимнастики под наблюдением врача. В группах корригирующей ритмической гимнастики, где занимаются с функциональными нарушениями осанки, присутствие врача на каждом занятии необязательно. Однако он обязан и в них осуществлять систематический медицинский контроль, оказывая помощь учителю физической культуры в обеспечении дифференцированного подхода к решению задач, стоящих перед каждой группой.
Методика составления комплексов упражнений корригирующей ритмической гимнастики аналогична методике построения комплексов для уроков с элементами ритмической гимнастики.
Следовательно, каждый такой комплекс должен состоять из трех частей.
В подготовительную часть включают несложные общеразвивающие и корригирующие упражнения, соответствующие типу нарушения осанки. Темп выполнения – медленный, умеренный и средний. Оптимальная дозировка упражнений – 6–8 повторений.
Основную часть насыщают собственно корригирующими упражнениями, большинство из которых должно выполняться в положении лежа на спине, на боку и на животе.
В этих положениях легче следить за выпрямленным положением тела, мышцы не испытывают длительной статической нагрузки, как при удержании тела в
положениях стоя и сидя. Темп выполнения – медленный, умеренный и средний.
Дозировка зависит от самочувствия детей, их физической подготовленности и
усвоенности материала. В среднем упражнения повторяют 8–16 раз. Все
упражнения обязательно выполняются в обе стороны.
Заключительная часть строится из упражнений на расслабление, выполняемых в исходных положениях лежа на спине, дыхательных и специальных упражнений на ощущение правильной осанки.
Выполняя упражнения, дети должны дышать через нос, не задерживая дыхание.
Следует учитывать также, что формированию правильной осанки способствуют
упражнения с предметами. С помощью их можно усилить эффект воздействия на отдельные мышечные группы.
Идеальный вариант занятий ритмической гимнастикой для детей с нарушениями осанки предполагает наличие в помещении зеркал, которые дают возможность каждому следить за своей осанкой как в статике, различных исходных положениях, так и в движении. Все это облегчает разучивание комплекса, а также увеличивает лечебный эффект гимнастики.
Комплексы корригирующей ритмической гимнастики должны быть интересными, увлекательными, желательно имитационного характера, тогда их будут выполнять охотнее.
Примерный комплекс упражнений ритмической гимнастики
1. И. п. : о. с., руки к плечам. 1 – наклон вправо, руки в стороны, кисти
разогнуть; 2 – и. п. ; 3 – наклон влево, руки в стороны, кисти разогнуть; 4 –
и. п. ; 5 – наклон вправо, шаг левой влево, руки вверх, пальцы врозь; 6 – и. п. ;
7 – наклон влево, шаг правой вправо, руки вверх, пальцы врозь; 8 – и. п. 8–16
раз. Темп средний.
2. И. п. : стойка ноги врозь, руки за голову. 1–2 – два пружинящих наклона
вправо; 3 – поворот туловища направо; 4 – и. п. То же в другую сторону. По
8–16 раз. Темп средний.
3. И. п. : о. с., руки вверх, кисти в замок. 1 – наклон назад, правая назад на
носок; 2 – и. п. То же с другой ноги. По 8 раз. Темп средний.
4. И. п. : широкая стойка ноги врозь. 1 – наклон вперед, руками коснуться пола;
2 – поворот туловища направо, правая рука в сторону-назад; 3–4 – то же в другую сторону. По 4–8 раз. Темп средний.
5. И. п. : стойка на коленях, руки к плечам. 1 – поворот туловища направо,
правую руку в сторону-назад, левую руку вверх; 2 – и. п. То же в другую
сторону. По 8 раз. Темп средний.
6. И. п. : стойка на коленях, руки за голову. 1–2 – два пружинящих поворота
туловища направо; 3–4 – два пружинящих поворота туловища налево; 5–6 – сед на
пятки с небольшим наклоном назад, руки вперед ладонями кверху; 7–8 – и. п. 4
раза. Темп средний.
7. И. п. : стойка на коленях, руки вперед, кисти разогнуть; 1–2 – сесть на
правое бедро, руки влево; 3–4 – то же в другую сторону. По 4–8 раз. Темп
средний.
8. И. п. : стойка на левом колене, правую в сторону на носок, руки в стороны.
1–2 – наклон к правой ноге, левой рукой коснуться правого носка, правую руку
назад; 3–4 – и. п. То же в другую сторону. По 4–8 раз. Темп средний.
9. И. п. : то же. 1–2 – наклон к правой ноге, головой коснуться правого колена,
руки назад; 3–4 – и. п. То же в другую сторону. По 4 раза. Темп средний.
10. И. п. : стойка на коленях, ноги врозь. 1–3 – три пружинящих наклона к
правому колену, руки в стороны; 4 – и. п. То же в другую сторону. По 4 раза.
Темп средний.
11. И. п. : сед на левом бедре с упором на левую руку. 1 – выпрямить правую
ногу и руку в сторону; 2 – согнуть правую ногу и руку влево; 3 – выпрямить
правую ногу и руку в сторону; 4 – и. п. 4 раза. То же в другую сторону. Темп
средний.
12. И. п. : упор на коленях. 1–2 – правую назад на носок, левую руку вверх; 3–4
– и. п., расслабить мышцы спины. То же в другую сторону. По 8 раз. Темп
медленный и средний.
13. И. п. : упор на правом колене, левую ногу в сторону. 1 – согнуть руки; 2 –
и. п. То же с другой ноги. По 4–8 раз. Темп средний.
14. И. п. : сед ноги врозь, руки вверх, кисти в замок. 1–3 – три пружинящих
поворота туловища направо; 4 – и. п. То же налево. По 4–8 раз. Темп средний.
15. И. п. : сед ноги скрестно, руки в стороны. 1 – наклон вправо, правая рука
за спину, левую согнуть вверх; 2 – и. п. То же в другую сторону. По 4–8 раз.
Темп средний.
16. И. п. : лежа на левом боку с упором на правую руку, левая рука вверх. 1 –
мах правой ногой в сторону; 2 – и. п. ; 3 – мах правой согнутой ногой в
сторону; 4 – и. п. То же в другую сторону. 8–16 раз. Темп средний.
17. И. п. : лежа на спине, руки в стороны. 1 – ноги врозь; 2 – ноги скрестно
приподнять над полом; 3 – то же, что на счет 1; 4 – и. п. Во время выполнения
упражнения поясницу прижимать к полу. 8 раз. Темп медленный.
18. И. п. : лежа на спине, руки за голову. 1–2 – приподнять над полом верхнюю
часть туловища; 3–4 – и. п., расслабиться; 5–6 – ноги вперед (до угла 30° от
пола); 7–8 – и. п., расслабиться. 4–8 раз. Темп средний и медленный.
19. И. п. : лежа на спине, руки вверх. 1–2 – наклон вправо, руки за голову; 3–4
– и. п., потянуться вверх. То же в другую сторону. По 4–8 раз. То же с
пружинящими наклонами. Темп медленный.
20. И. п. : лежа на животе, правую руку вверх, левую вниз. 1 – прогнуться, руки
скрестно перед собой; 2 – левую руку вверх. правую вниз; 3–4 – то же в другую
сторону; 4–8 раз, не возвращаясь в исходное положение. Темп средний.
21. И. п. : упор лежа на предплечьях. 1–2 – упор лежа на бедрах, прогнуться,
поворот головы направо, посмотреть на пятки; 3–4 – и. п., расслабиться. То же
в другую сторону. По 4–8 раз. Темп медленный.
22. И. п. : лежа на животе, кисти под подбородок. 1–2 – наклон вправо, голову
приподнять, правую ногу согнуть, коснуться коленом локтя правой руки; 3–4 –
и. п., расслабиться. То же в другую сторону. По 4–8 раз. Темп медленный.
23. И. п. : лежа на животе, руки вверх. 1–2 – правую руку за спину, левую
приподнять над полом, левую ногу в сторону; 3–4 – и. п., расслабиться. 4–8
раз. То же в другую сторону. Темп средний.
24. И. п. : лежа на животе, руки в стороны. 1 – мах правой ногой назад; 2 –
правую ногу скрестно за левую, носком коснуться пола; 3 – мах правой назад; 4
– и. п. То же с другой ноги. По 4–8 раз. Темп средний.
25. И. п. : лежа на животе, кисти под подбородок. Поочередное сгибание ног
назад. То же с разогнутыми стопами. 8–16 раз. Темп средний.
Заключение
В формировании правильной осанки основную роль играют позвоночник и мышцы, окружающие его.
Причины, которые могут привести к нарушениям осанки (сколиозу,
многочисленны. Отрицательное влияние на формирование осанки оказывают
неблагоприятные условия окружающей среды, социально-гигиенические факторы, в частности длительное пребывание ребенка в неправильном положении тела. В результате неправильного положения тела происходит образование навыка неправильной установки тела. В одних случаях этот навык неправильной установки тела формируется при отсутствии функциональных и структурных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, а в других - на фоне патологических изменений в опорно-двигательном аппарате врожденного или приобретенного характера.
Таким образом, только разумные занятия спортом и физической культурой
приносят профилактический и оздоровительный эффект. А неправильно
организованные занятия физическими упражнениями или проводимые без учета анатомо-физиологических особенностей и состояния детского организма приводят к патологическим отклонениям в опорно- двигательном аппарате.
Профилактика развития нарушений осанки и сколиозов
должна быть комплексной и включать :
· сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине;
· правильная и точная коррекция обуви : устранение функционального
укорочения конечности, возникшее за счет нарушений осанки; компенсация
дефектов стоп (плоскостопие, косолапость).
· организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна
, бодрствования, питания и т. д.);
· постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия
физическими упражнениями, спортом, туризмом, плавание,;
· отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге,
неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом,
дома в кресле и т. д.);
· контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при
ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др. ;
· плавание.
· ритмическая гимнастика
Для выработки правильной осанки и профилактики ее нарушений необходимо
систематически, не менее 3-х раз в неделю тренировать мышцы спины и живота.
Занятия физической культурой должны быть систематическими и регулярными.
Только в этом случае можно рассчитывать на максимальный положительный эффект.
При этом необходимо учитывать свои возможности, состояние здоровья, уровня
тренированности и рекомендации лечащего врача. Оздоровительный эффект занятий массовой физической культурой связан прежде всего с повышением аэробных возможностей организма, уровня общей выносливости и физической
работоспособности. Повышение физической работоспособности сопровождается профилактическим эффектом в отношении факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний: снижением веса тела и жировой массы, содержания холестерина и триглицеридов в крови, уменьшением ЛИП и увеличением ЛВП, снижением артериального давления и частоты сердечных сокращений. Выполнение физических упражнений положительно влияет на все звенья двигательного аппарата, препятствуя развитию дегенеративных изменений, связанных с возрастом и гиподинамией. Повышается минерализация костной ткани и содержание кальция в организме, что препятствует развитию остеопороза. Увеличивается приток лимфы к суставным хрящам и межпозвонковым дискам, что является лучшим средством профилактики артроза и остеохондроза. Все эти данные свидетельствуют о
неоценимом положительном влиянии занятий оздоровительной физической культурой на организм человека.
Список использованной литературы
1) Большая медицинская энциклопедия том 23 стр. 386-389
2) Ю. И. Курпан, Е. А. Таламбум, Л. Л. Силин "Движения против остеохондроза
позвоночника" - М: Физкультура и спорт, 1987.
3) Журнал "Здоровье" №1 за 1991 год
4) Н. А. Касьян "Боль в спине" М: Физкультура и спорт, 1991.
5) С. Д. Шевченко с соав., Вестник травм. и ортоп. им. Н. Н. Приорова. - 1997.
N 3.
6) Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности.
- М., Медицина, 1966. - 349 с.
7) Гранит Р. Основы регуляции движений / пер. с англ. - М., Мир, 1973. -
368 с.
8) Угрюмов В. М. Повреждения позвоночника и спинного мозга и их
хирургическое лечение. - М. -Л., Медгиз, 1961.
9) Физиология движений / под ред. М. А. Алексеева, В. С. Гурфинкеля, П.
Г. Костюка и др. - Л., Наука. - 1976. - 375 с.
10)Опорно-двигательный аппарат, спланхнология, центральная нервная система.
Методическое пособие по изучение анатомии человека. Казань, 1972.