Папки-передвижки

Корригирующая ритмическая гимнастика при сколиозе

Светлана Кулагина
Корригирующая ритмическая гимнастика при сколиозе
▼ Скачать + Заказать документы

Самое действенное средство предупреждения и устранения дефектов осанки –

физические упражнения. В последнее время в лечебных целях специалисты

рекомендуют упражнения ритмической гимнастики. Главная причина

такого предпочтения – в эмоциональности этих упражнений, в том, что они

Темочки:

благотворно влияют на психическую сферу человека с отклонениями в состоянии здоровья. Дети с большим удовольствием занимаются веселыми упражнениями, чем упражнениями заведомо известными как лечебные. Именно поэтому ритмическую гимнастику следует рассматривать и как важнейшее средство обязательного комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий для школьников с нарушениями осанки.

В целях профилактики и устранения сколиоза упражнения ритмической гимнастики наибольшую пользу приносят тогда, когда их проводят по группам, комплектуемым соответственно выявленным типам осанки, а также с учетом пола, возраста и уровня физического развития учащихся. В таких группах всегда есть возможность предложить каждому занимающемуся выполнение комплекса тех упражнений, которые ему наиболее необходимы в данный момент. Поэтому, организуя занятия, учитель физкультуры и врач должны тщательно обследовать каждого с тем, чтобы правильно отнести его к той или иной группе и разработать для каждой группы соответствующий ее задачам комплекс упражнений.

При стойких нарушениях осанки занятия следует проводить в специальных группах корригирующей гимнастики под наблюдением врача. В группах корригирующей ритмической гимнастики, где занимаются с функциональными нарушениями осанки, присутствие врача на каждом занятии необязательно. Однако он обязан и в них осуществлять систематический медицинский контроль, оказывая помощь учителю физической культуры в обеспечении дифференцированного подхода к решению задач, стоящих перед каждой группой.

Методика составления комплексов упражнений корригирующей ритмической гимнастики аналогична методике построения комплексов для уроков с элементами ритмической гимнастики.

Следовательно, каждый такой комплекс должен состоять из трех частей.

В подготовительную часть включают несложные общеразвивающие и корригирующие упражнения, соответствующие типу нарушения осанки. Темп выполнения – медленный, умеренный и средний. Оптимальная дозировка упражнений – 6–8 повторений.

Основную часть насыщают собственно корригирующими упражнениями, большинство из которых должно выполняться в положении лежа на спине, на боку и на животе.

В этих положениях легче следить за выпрямленным положением тела, мышцы не испытывают длительной статической нагрузки, как при удержании тела в

положениях стоя и сидя. Темп выполнения – медленный, умеренный и средний.

Дозировка зависит от самочувствия детей, их физической подготовленности и

усвоенности материала. В среднем упражнения повторяют 8–16 раз. Все

упражнения обязательно выполняются в обе стороны.

Заключительная часть строится из упражнений на расслабление, выполняемых в исходных положениях лежа на спине, дыхательных и специальных упражнений на ощущение правильной осанки.

Выполняя упражнения, дети должны дышать через нос, не задерживая дыхание.

Следует учитывать также, что формированию правильной осанки способствуют

упражнения с предметами. С помощью их можно усилить эффект воздействия на отдельные мышечные группы.

Идеальный вариант занятий ритмической гимнастикой для детей с нарушениями осанки предполагает наличие в помещении зеркал, которые дают возможность каждому следить за своей осанкой как в статике, различных исходных положениях, так и в движении. Все это облегчает разучивание комплекса, а также увеличивает лечебный эффект гимнастики.

Комплексы корригирующей ритмической гимнастики должны быть интересными, увлекательными, желательно имитационного характера, тогда их будут выполнять охотнее.

Примерный комплекс упражнений ритмической гимнастики

1. И. п. : о. с., руки к плечам. 1 – наклон вправо, руки в стороны, кисти

разогнуть; 2 – и. п. ; 3 – наклон влево, руки в стороны, кисти разогнуть; 4 –

и. п. ; 5 – наклон вправо, шаг левой влево, руки вверх, пальцы врозь; 6 – и. п. ;

7 – наклон влево, шаг правой вправо, руки вверх, пальцы врозь; 8 – и. п. 8–16

раз. Темп средний.

2. И. п. : стойка ноги врозь, руки за голову. 1–2 – два пружинящих наклона

вправо; 3 – поворот туловища направо; 4 – и. п. То же в другую сторону. По

8–16 раз. Темп средний.

3. И. п. : о. с., руки вверх, кисти в замок. 1 – наклон назад, правая назад на

носок; 2 – и. п. То же с другой ноги. По 8 раз. Темп средний.

4. И. п. : широкая стойка ноги врозь. 1 – наклон вперед, руками коснуться пола;

2 – поворот туловища направо, правая рука в сторону-назад; 3–4 – то же в другую сторону. По 4–8 раз. Темп средний.

5. И. п. : стойка на коленях, руки к плечам. 1 – поворот туловища направо,

правую руку в сторону-назад, левую руку вверх; 2 – и. п. То же в другую

сторону. По 8 раз. Темп средний.

6. И. п. : стойка на коленях, руки за голову. 1–2 – два пружинящих поворота

туловища направо; 3–4 – два пружинящих поворота туловища налево; 5–6 – сед на

пятки с небольшим наклоном назад, руки вперед ладонями кверху; 7–8 – и. п. 4

раза. Темп средний.

7. И. п. : стойка на коленях, руки вперед, кисти разогнуть; 1–2 – сесть на

правое бедро, руки влево; 3–4 – то же в другую сторону. По 4–8 раз. Темп

средний.

8. И. п. : стойка на левом колене, правую в сторону на носок, руки в стороны.

1–2 – наклон к правой ноге, левой рукой коснуться правого носка, правую руку

назад; 3–4 – и. п. То же в другую сторону. По 4–8 раз. Темп средний.

9. И. п. : то же. 1–2 – наклон к правой ноге, головой коснуться правого колена,

руки назад; 3–4 – и. п. То же в другую сторону. По 4 раза. Темп средний.

10. И. п. : стойка на коленях, ноги врозь. 1–3 – три пружинящих наклона к

правому колену, руки в стороны; 4 – и. п. То же в другую сторону. По 4 раза.

Темп средний.

11. И. п. : сед на левом бедре с упором на левую руку. 1 – выпрямить правую

ногу и руку в сторону; 2 – согнуть правую ногу и руку влево; 3 – выпрямить

правую ногу и руку в сторону; 4 – и. п. 4 раза. То же в другую сторону. Темп

средний.

12. И. п. : упор на коленях. 1–2 – правую назад на носок, левую руку вверх; 3–4

– и. п., расслабить мышцы спины. То же в другую сторону. По 8 раз. Темп

медленный и средний.

13. И. п. : упор на правом колене, левую ногу в сторону. 1 – согнуть руки; 2 –

и. п. То же с другой ноги. По 4–8 раз. Темп средний.

14. И. п. : сед ноги врозь, руки вверх, кисти в замок. 1–3 – три пружинящих

поворота туловища направо; 4 – и. п. То же налево. По 4–8 раз. Темп средний.

15. И. п. : сед ноги скрестно, руки в стороны. 1 – наклон вправо, правая рука

за спину, левую согнуть вверх; 2 – и. п. То же в другую сторону. По 4–8 раз.

Темп средний.

16. И. п. : лежа на левом боку с упором на правую руку, левая рука вверх. 1 –

мах правой ногой в сторону; 2 – и. п. ; 3 – мах правой согнутой ногой в

сторону; 4 – и. п. То же в другую сторону. 8–16 раз. Темп средний.

17. И. п. : лежа на спине, руки в стороны. 1 – ноги врозь; 2 – ноги скрестно

приподнять над полом; 3 – то же, что на счет 1; 4 – и. п. Во время выполнения

упражнения поясницу прижимать к полу. 8 раз. Темп медленный.

18. И. п. : лежа на спине, руки за голову. 1–2 – приподнять над полом верхнюю

часть туловища; 3–4 – и. п., расслабиться; 5–6 – ноги вперед (до угла 30° от

пола); 7–8 – и. п., расслабиться. 4–8 раз. Темп средний и медленный.

19. И. п. : лежа на спине, руки вверх. 1–2 – наклон вправо, руки за голову; 3–4

– и. п., потянуться вверх. То же в другую сторону. По 4–8 раз. То же с

пружинящими наклонами. Темп медленный.

20. И. п. : лежа на животе, правую руку вверх, левую вниз. 1 – прогнуться, руки

скрестно перед собой; 2 – левую руку вверх. правую вниз; 3–4 – то же в другую

сторону; 4–8 раз, не возвращаясь в исходное положение. Темп средний.

21. И. п. : упор лежа на предплечьях. 1–2 – упор лежа на бедрах, прогнуться,

поворот головы направо, посмотреть на пятки; 3–4 – и. п., расслабиться. То же

в другую сторону. По 4–8 раз. Темп медленный.

22. И. п. : лежа на животе, кисти под подбородок. 1–2 – наклон вправо, голову

приподнять, правую ногу согнуть, коснуться коленом локтя правой руки; 3–4 –

и. п., расслабиться. То же в другую сторону. По 4–8 раз. Темп медленный.

23. И. п. : лежа на животе, руки вверх. 1–2 – правую руку за спину, левую

приподнять над полом, левую ногу в сторону; 3–4 – и. п., расслабиться. 4–8

раз. То же в другую сторону. Темп средний.

24. И. п. : лежа на животе, руки в стороны. 1 – мах правой ногой назад; 2 –

правую ногу скрестно за левую, носком коснуться пола; 3 – мах правой назад; 4

– и. п. То же с другой ноги. По 4–8 раз. Темп средний.

25. И. п. : лежа на животе, кисти под подбородок. Поочередное сгибание ног

назад. То же с разогнутыми стопами. 8–16 раз. Темп средний.

Заключение

В формировании правильной осанки основную роль играют позвоночник и мышцы, окружающие его.

Причины, которые могут привести к нарушениям осанки (сколиозу,

многочисленны. Отрицательное влияние на формирование осанки оказывают

неблагоприятные условия окружающей среды, социально-гигиенические факторы, в частности длительное пребывание ребенка в неправильном положении тела. В результате неправильного положения тела происходит образование навыка неправильной установки тела. В одних случаях этот навык неправильной установки тела формируется при отсутствии функциональных и структурных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, а в других - на фоне патологических изменений в опорно-двигательном аппарате врожденного или приобретенного характера.

Таким образом, только разумные занятия спортом и физической культурой

приносят профилактический и оздоровительный эффект. А неправильно

организованные занятия физическими упражнениями или проводимые без учета анатомо-физиологических особенностей и состояния детского организма приводят к патологическим отклонениям в опорно- двигательном аппарате.

Профилактика развития нарушений осанки и сколиозов

должна быть комплексной и включать :

· сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине;

· правильная и точная коррекция обуви : устранение функционального

укорочения конечности, возникшее за счет нарушений осанки; компенсация

дефектов стоп (плоскостопие, косолапость).

· организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна

, бодрствования, питания и т. д.);

· постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия

физическими упражнениями, спортом, туризмом, плавание,;

· отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге,

неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом,

дома в кресле и т. д.);

· контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при

ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др. ;

· плавание.

· ритмическая гимнастика

Для выработки правильной осанки и профилактики ее нарушений необходимо

систематически, не менее 3-х раз в неделю тренировать мышцы спины и живота.

Занятия физической культурой должны быть систематическими и регулярными.

Только в этом случае можно рассчитывать на максимальный положительный эффект.

При этом необходимо учитывать свои возможности, состояние здоровья, уровня

тренированности и рекомендации лечащего врача. Оздоровительный эффект занятий массовой физической культурой связан прежде всего с повышением аэробных возможностей организма, уровня общей выносливости и физической

работоспособности. Повышение физической работоспособности сопровождается профилактическим эффектом в отношении факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний: снижением веса тела и жировой массы, содержания холестерина и триглицеридов в крови, уменьшением ЛИП и увеличением ЛВП, снижением артериального давления и частоты сердечных сокращений. Выполнение физических упражнений положительно влияет на все звенья двигательного аппарата, препятствуя развитию дегенеративных изменений, связанных с возрастом и гиподинамией. Повышается минерализация костной ткани и содержание кальция в организме, что препятствует развитию остеопороза. Увеличивается приток лимфы к суставным хрящам и межпозвонковым дискам, что является лучшим средством профилактики артроза и остеохондроза. Все эти данные свидетельствуют о

неоценимом положительном влиянии занятий оздоровительной физической культурой на организм человека.

Список использованной литературы

1) Большая медицинская энциклопедия том 23 стр. 386-389

2) Ю. И. Курпан, Е. А. Таламбум, Л. Л. Силин "Движения против остеохондроза

позвоночника" - М: Физкультура и спорт, 1987.

3) Журнал "Здоровье" №1 за 1991 год

4) Н. А. Касьян "Боль в спине" М: Физкультура и спорт, 1991.

5) С. Д. Шевченко с соав., Вестник травм. и ортоп. им. Н. Н. Приорова. - 1997.

N 3.

6) Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности.

- М., Медицина, 1966. - 349 с.

7) Гранит Р. Основы регуляции движений / пер. с англ. - М., Мир, 1973. -

368 с.

8) Угрюмов В. М. Повреждения позвоночника и спинного мозга и их

хирургическое лечение. - М. -Л., Медгиз, 1961.

9) Физиология движений / под ред. М. А. Алексеева, В. С. Гурфинкеля, П.

Г. Костюка и др. - Л., Наука. - 1976. - 375 с.

10)Опорно-двигательный аппарат, спланхнология, центральная нервная система.

Методическое пособие по изучение анатомии человека. Казань, 1972.

Публикации по теме:

Конспект тематического развлечения к Дню матери с элементами фольклора «При солнышке тепло, при матушке добро»Конспект тематического развлечения к Дню матери с элементами фольклора «При солнышке тепло, при матушке добро» Конспект Тематического развлечения посвящённого Дню матери с элементами фольклора «При солнышке тепло, при матушке добро»Подготовила:.

Консультация для родителей «Упражнения для детей при сколиозе» Упражнения для детей при сколиозе. Все упражнения для исправления сколиоза нужно выполнять не спеша, при этом правильно и сильно напрягать.

Корригирующая гимнастика после сна (ранний возраст) Психика ребенка, особенно в раннем возрасте, устроена так, что малыша практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо,.

Корригирующая дорожка «Веселое путешествие»Корригирующая дорожка «Веселое путешествие» С давних времен люди бегали босыми ногами по скошенной траве и злакам – это укрепляло не только здоровье, но и иммунную систему. Сейчас.

Корригирующая гимнастика для детей первой младшей группы Комплекс № 1 «Мы проснулись»  1. «Ручки просыпаются» -  И. п. : лежа на спине. Поднимать руки в стороны и опускать вниз. 2. «Ножки просыпаются».

Музыкально ритмическая композиция «ВДВ» МРК «ВДВ» (А. Буйнов)Проигрыш. Мальчики маршем выходят двумя колоннами палка на плече, доходят до определенной линии. Выполняют повороты.

Педагогический опыт инструктора по ФК. Ритмическая гимнастика как инновационная технология физкультурно-оздоровительной работы Уважаемые коллеги, современная система образования требует от нас новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса в.

Рабочая программа логоритмического кружка «Ритмическая Радуга» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЛОГОРИТМИЧЕСКОГО КРУЖКА «РИТМИЧЕСКАЯ РАДУГА» Возраст детей: 5-7 лет Срок реализации: 2 года Составила: Павлова Маргарита.

Ритмическая гимнастика «Мишка и Шишки» Ритмическая гимнастика «МИШКА И ШИШКИ» (Муз. сопровождение Юрий Кудинов) И. п. : Дети стоят по кругу. Вышел мишка из берлоги. Чтоб макушку.

Творческий отчёт танцевального кружка «Ритмическая мозаика» Ведущая. Дорогие друзья! Мы рады приветствовать Вас в нашем зале и предлагаем вашему вниманию концерт под названием ««Как здорово, что можно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Корригирующая ритмическая гимнастика при сколиозе
Опубликовано: 21 октября 2018 в 21:02
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Корригирующая ритмическая гимнастика при сколиозе» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Кулагина (УИ 1680308) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД