Наталья Казова
Коррекционное занятие в подготовительной логопедической группе «Любимый звук Буратино»
▼ Скачать + Заказать документы
Задача: Познакомить детей со звуком и буквой Р
Цели:
Коррекционно-образовательные :
1. Закрепить правильную артикуляцию и навык чёткого произношения звука [р] в слогах, словах и предложениях.
2. Познакомить с характеристикой звука [р] и буквой Р.
3. Совершенствовать навык звукового и слогового анализа и синтеза, навык звукобуквенного состава слова.
4. Совершенствование грамматического строя речи (образование глаголов совершенного вида и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
Публикация «Коррекционное занятие в подготовительной логопедической группе „Любимый звук Буратино“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- «Буратино»
- Темочки
5. Активизировать словарь детей по теме занятия.
6. Активизировать связную речь: умение отвечать на вопросы развёрнутыми предложениями.
7. Формировать навык составления предложения из деформированных слов, упражнять в составлении графической схемы предложения.
Коррекционно-развивающие :
1. Активизировать мыслительные процессы за счёт применения знаний о своей малой Родине (посёлке Стрельна).
2. Развивать слуховое и зрительное внимание, память и восприятие.
3. Развивать фонематические процессы.
4. Развивать умение рифмовать слова, совершенствовать координацию речи с движением.
Воспитательные:
1. Воспитывать эмоциональную отзывчивость и желание оказать помощь; активность; самостоятельность; умение управлять своим поведением в организованных формах деятельности; слушать взрослого и выполнять словесные инструкции.
Демонстрационный материал:
Игрушка Буратино.
Синий и зелёный «звуковички».
Буква «Р» синего цвета.
Буквы ГРУША (чёрного цвета).
Объёмные буквы ГРУША.
Фланелеграф.
Магнитная доска с круглыми магнитами синего и красного цвета.
Волшебный мешочек.
Проект дома с верандой (чёрно-белый).
Цветные картинки для фланелеграфа - части дома: стены, крыша, труба, веранда, рамы, дверь; клумба, цветы (астры, розы, ромашки); фруктовое дерево груша.
Карточки - символы, соответствующие основным видам совместной и самостоятельной деятельности детей.
Корзинка с грушами.
Раздаточный материал:
Дидактические коробки для индивидуальной деятельности (для проведения звукового, слогового анализа, анализа предложений) по количеству детей.
Ход:
1). Организационный момент:
Логопед : Сядет тот, у кого в имени:
- в середине слова мягкий согласный звук [Н],
- в конце слова звук [А], а буква Я.
- в середине слова звук [О], а буква Ё.
- в середине слова всегда твёрдый согласный [Ш].
- три слога т. п.
Дети: называют свои имена (Женя, Вася, Тёма, Паша, Виталик и т. д.) и садятся.
2). Введение в тему:
Логопед : К нам за помощью пришёл Буратино. Ему скоро идти в школу, а он не научился произносить свой любимый звук. Отгадайте, какой у Буратино любимый звук :
Этот звук трудней всего,
Долго учим мы его.
Язык повыше поднимаем,
К бугорочку прижимаем.
А потом подуем сильно,
Так, что трубы затрубят,
И моторы зарычат.
Дети: Любимый звук [Р]!
Логопед : Почему?
Дети: Потому, что он есть в имени «Буратино».
Логопед : Ребята, поможем Буратино?
Дети: Да, конечно!
Логопед : Ребята, вспомните, как мы с вами учились правильно произносить этот звук.
Дети: Рассказывают и показывают с помощью рук артикуляцию [Р] :
1. Артикуляция звука.
• Между зубами - щель.
• Кончик языка поднимается вверх и прижимается к бугорочку (альвеолам, а боковые края прижимаются к зубам.
• Сильная струя выдыхаемого воздуха направлена на кончик языка.
2. Характеристика звука.
Дети с опорой на тактильно-двигательный и слуховой анализаторы определяют, что звук [р] :
• Согласный, потому что ему живё тся трудно: воздух встречает преграду; язык двигается.
• Звонкий, потому что его произносим с голосом.
• Бывает твёрдым и мягким.
• Непарный, «у него нет глухого братика – близнеца».
Логопед : Ставит на доску 2 «звуковичка» : синий и зелёный.
3. Работа над чётким произношением изолированного звука детьми :
Логопед : Читает стихотворение, каждый ребёнок в конце строчки произносит звук [Р], а логопед «ловит» его в «волшебный мешочек»
Самолёт рокочет … (ррр).
Прямо в небо хочет … (ррр).
Он всё выше мчится (ррр).
Как большая птица (ррр).
Самолёт рокочет (ррр).
Приземляться хочет (ррр).
Логопед : Давайте все вместе скажем волшебные слова: «Абра, кодабра, фрэкс».
Что произошло со звуком [Р] в волшебном мешочке?
Дети: Он «надел» на себя волшебный костюмчик и превратился в букву Р.
4. Знакомство детей с буквой Р.
Логопед : достаёт из «Волшебного мешочка» букву Р и ставит её рядом со «звуковичками».
Дети: Говорят, что им напоминает буква Р; указательным пальцем рисуют её в воздухе и на столе. Обращают внимание на то, что буква смотрит в правую сторону.
Логопед : Буратино очень рад. Он научился произносить звук [Р], узнал букву Р, но не понял, чем звук отличается он буквы.
Координация речи с движением.
Дети:
Звуки чётко произносим,
Слушаем внимательно.
Буквы правильно читаем,
Пишем их старательно.
5. Произношение слоговых рядов со звуком Р.
Логопед : Буратино хочет с вами поиграть: игра «Тарабарский язык». Он произносит слоговые ряды, а дети их повторяют. (Сложность зависит от возможностей ребёнка).
Ра-ры-ру-ра
Ро-ра-ру
Ра-ра-ры и т. п.
6. Развитие зрительного внимания, восприятия, памяти. Упражнять детей в чётком произношении звука [Р] в словах, словосочетаниях, и предложениях. Образование глаголов совершенного вида, прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Буратино обрадовался, что нашёл в Стрельне друзей, которые помогают тем, кто нуждается в помощи. Буратино решил построить дом и остаться жить в Стрельне, чтобы подружиться с вами. Помогите Буратино выбрать улицу в Стрельне с его любимым звуком. Дети вспоминают и называют улицы: Правды, Фронтовая, Кропоткинская, Дружбы и т. д. Затем советуют Буратино построить дом на ул. Дружбы, потому что он хочет подружиться с теми, кто живёт в Стрельне. А на улице Дружбы живут самые дружелюбные люди.
Логопед : Предлагает детям помочь построить дом для Буратино по проекту, который начертил архитектор.
Игра «Составь из частей».
Дети с опорой на чёрно-белый чертёж дома с верандой составляют на фланелеграфе из красочных частей дом (кирпичные стены, черепичная красная крыша, чёрная труба, деревянные рамы, деревянная дверь, кирпичная веранда, сопровождая речью свои действия.
Логопед : Что ты делаешь?
Дети: Я строю кирпичные стены.
Я строю черепичную красную крышу.
Я ставлю на крышу чёрную трубу.
Я вставляю деревянные рамы.
Я ставлю деревянную дверь.
Я пристраиваю к дому кирпичную веранду.
7. Звуковой и слоговой анализ.
Логопед : Замечательный дом для Буратино получился!
Вскопал Буратино в саду около дома землю, разбил клумбу и решил посадить садовые цветы, но не все, а только те, в названиях которых есть звук [Р]. (Логопед прикрепляет на Фланелеграф клумбу).
Дети называют цветы: роза, астра и садовые ромашки, закрепляют их на клумбе. При этом выполняют задания:
Роза - выделяют гласные и согласные.
Логопед : Какого цвета? Скажи ласково? (Красненькая розочка).
Астра – «бегут по звуковой цепочке» - каждый ребёнок называет по одному звуку последовательно
Логопед : Какого цвета? Скажи ласково? (Розовенькая астрочка).
Ромашка – делят слова на слоги, выделяя в каждом слоге гласный звук.
Логопед : Какого цвета? Скажи ласково? (Беленькая ромашечка).
Закрепляют правило деления слов на слоги.
Координация речи с движением:
В каждом слоге, словно в доме,
Красный огонёк горит.
Это звуки гласные, красные, прекрасные.
Образуют слог.
Звукобуквенный анализ слова. Развитие тактильного внимания, памяти, мышления.
Буратино решил посадить возле дома фруктовое дерево, в названии которого есть любимый звук [Р].
Дети: персик, груша, гранат.
Логопед : Буратино решил посадить грушу.
(Логопед прикрепляет на Фланелеграф дерево, с висящими на нём грушами).
Дети: Самостоятельно составляют звуковую схему слова «груша», используя индивидуальные дидактические коробки, называют последовательность и количество звуков в слове.
Игра «Узнай букву» : Дети в волшебном мешочке на ощупь находят и узнают объёмные буквы. Взамен объёмной буквы получают плоскостную (Г,Р,У,Ш,А).
Игра «Живое слово»
Логопед : Ну-ка, дети покружитесь и в буквы быстро превратитесь. Составьте слово «ГРУША».
Дети: Кружатся, затем встают в нужном порядке, держа перед собой буквы так, чтобы получилось слово «ГРУША». Оставшиеся дети читают слово.
Логопед : Ну-ка буквы, покружитесь и в детей все превратитесь.
Дети: Кружатся, ставят на доску буквы в нужном порядке: ГРУША. Читают сами это слово. Садятся.
8. Звуковой синтез.
Логопед : Буратино устал, проголодался. Отгадайте, что он будет готовить на обед.
Дети: По первым звукам в названиях картинок (бабочка, осы, ракета, щенок) называют слово «БОРЩ».
4). Динамическая пауза. Уточнение знаний детей о местах и достопримечательностях Стрельны. Развитие чувства ритма и умения рифмовать слова.
Логопед : Пусть Буратино сварит борщ и хорошенько пообедает, а мы с вами пока поиграем с мячом.
Игры с мячом:
«Замени первый звук в слове на [Р]»
жакетка – ракетка
забота – работа
хобот – робот
танец – ранец
пыжик – рыжик
мычать – рычать
«Продолжи слово»
Ра - … (кета)
Ра - … (бота)
ро - …
ры - …
ру - и т. д.
«Продолжи предложение»
Ра-ра-ра – у нас весёлая (игра).
Руд-руд-руд – в Стрельне есть орловский (пруд).
Тра-тра-тра – в Стрельне есть музей (Петра).
Рец-рец-рец – восстановили в Стрельне Константиновский (дворец)
Рец-рец-рец – а ещё есть в Стрельне и Михайловский (дворец).
Ру-ру-ру – мы заканчиваем (игру).
5). Составление предложения из деформированных слов. Анализ предложения. Составление графической схемы.
Логопед : Буратино услышал, как вы хорошо рифмовали слова. Предложения получились складные, как стихи. Он тоже решил придумать предложение. Послушайте: «Буратино, разный, игры, любить».
Дети: Это не предложение, а отдельные слова, потому что слова не дружат друг с другом и нам ничего не понятно.
Исправляют Буратино. Составляют предложение «Буратино любит разные игры».
Самостоятельно составляют графическую схему предложения и определяют место звука [Р] в словах.
6 Итог.
Логопед :
Ребята, вы сегодня помогли Буратино, поиграли с ним в разные игры, многому его научили. Ставит карточки-символы, соответствующие видам деятельности детей, пропуская 2 из них. Предлагает детям вспомнить, что они делали после того как Буратино вскопал клумбу (после ответа детей ставит карточку-символ «цветы»). Что делали перед тем, как стали играть с мячом? (После ответа детей ставит карточку-символ «тарелку»).
Буратино благодарит всех детей и индивидуально оценивает работу каждого. В знак благодарности Буратино вручает детям корзину с грушами, которые выросли на грушевом дереве в его саду.