Лариса Семенова
Коррекционное занятие с элементами куклотерапии для детей с ОВЗ 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: Сегодня во всём мире для психологической коррекции детей активно используется куклотерапия. Этот метод позволяет мягко и тактично заглянуть во внутренний мир ребёнка и, главное, позволяет сделать так, что помощь взрослого будет принята, а все важные слова и советы – по-настоящему услышаны. Работа с куклой позволяет отделить страх и ребенка: это не он боится, а, например, любимый мишка или ослик. В этом случае ребенок выступает в роли храброго защитника своей любимой игрушки. Дополнительное преимущество данного метода заключается в том, что игра с куклами привлекательна для детей дошкольного возраста сама по себе. А значит, уже в детстве у ребенка может появиться верный друг и надежный защитник в лице куклы.
Публикация «Коррекционное занятие с элементами куклотерапии для детей с ОВЗ 5–6 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Куклотерапия
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Создание ситуации развития для сохранения и укрепления психологического здоровья детей посредством использования элементов куклотерапии.
Задачи:
1. Способствовать формированию у детей уверенности в себе, снятию тревожности и эмоционального напряжения.
2. Создать условия для профилактики страхов у детей, через создание куклы-оберега.
3. Развивать мышление, мелкую моторику, коммуникативные навыки, творческую активность.
4. Закреплять умение узнавать эмоции по фонограмме.
Участники: дети с ОВЗ 5-6 лет.
Материалы: платковые куклы «Настроения», домики из картона, воздушные шары темного цвета, музыкальное сопровождение, носовые платки, вата, резиночки.
Новизна: в том, что она не только знакомит с основами куклотерапии, но и влиянием кукол на становление личности ребенка. Создание куклы целительно, как и любой акт творческого самовыражения.
План
1 этап- организационный
Приветствие
2 этап –мотивационный
Беседа по эмоциям, помощь жителям волшебной страны (расселяем эмоции в домики)
3 этап- основной
Коррекция страхов (игра «В кого хочешь превращусь», игра со страхами, выпускание воздушных шаров, изготовление куклы.
4 этап- рефлексивный
Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания.
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята!
Рада с вами вновь встречаться, увлечённо заниматься,
Но для этого, друзья, в путешествие пора.
Сегодня такой день, когда все из вас могут стать волшебниками. И я хочу пригласить вас в волшебную страну.
Далеко или близко есть такая волшебная страна, где живут эмоции и чувства. А какие эмоции вы знаете? (дети отвечают)
Правильно. А живут они все в разных цветных домиках. Каждый день с восходом солнца жители выходят из своих домиков и занимаются своими делами. Хотите отправиться к ним в гости? Тогда закрывайте глаза и повторяйте за мной: «Волшебство сейчас начнётся, топ-топ, хоп-хлоп. Вокруг себя повернись, в стране волшебной окажись. (музыка волшебства)
Вот мы и в волшебной стране. (музыка ураган) Ой, что это? Налетел ураган и перемешал все домики. Теперь жителям будет трудно отыскать свой дом. Поможем им? Выбирайте себе любого жителя и отправимся на помощь. (дети берут платочные куклы «Настроения»)
А как же мы узнаем, кто в каком домике живёт (ответы детей) Может заглянуть в окошко? А может определить по цвету? Но как узнаем у какой эмоции какой цвет? Как вы думаете, у эмоции радость может быть синий домик? А у эмоции злость может быть желтый? (ответы детей)
Давайте всё же попробуем заглянуть в окошко (дети открывают окно первого домика, раздаётся фонограмма смех). Чей же это домик? Давайте поместим эмоцию радость в свой домик (ребёнок помещает куклу в домик)
Отправляемся к следующему домику. (фонограмма удивление) Чей же это домик? Давайте поместим эмоцию удивление в свой домик (ребёнок помещает куклу в домик)
Следующий домик (фонограмма злость) Чей же это домик? Давайте поместим эмоцию злость в свой домик (ребёнок помещает куклу в домик)
Следующий домик (фонограмма страх) Чей же это домик? Давайте поместим эмоцию страх в свой домик (ребёнок помещает куклу в домик)
А как можно определить настроение? (по лицу, по мимике) А ещё как? (по жестам, движениям) Давайте поиграем в игру «В кого хочешь превращусь» Мы будем идти по кругу и проговаривать слова: «Ничего я не боюсь, в кого хочешь превращусь», а я вам буду называть персонажа сказки (Карлсон, Баба-Яга, Кощей, Мальвина, Золушка, Змей Горыныч). Вы должны быстро в него превратиться и показать эмоцию.
Ну что ж, жителей по домам мы разместили, но посмотрите- ураганом занесло в страну много тёмных шаров (музыка) я вам открою секрет: в этих шарах спрятаны ваши страхи. Что же нам с ними делать? Как можно избавиться от страхов (лопнуть, выпустить) А можно сделать шары весёлыми, нарисовать на них улыбку, мы ведь сегодня волшебники. Давайте поиграем со стахом. Представьте, что у вас большой страх (разводим руки широко). У нас от страха большие глаза (руками изображают большие глаза) но теперь страх уменьшается (сдвигают руки, а затем совсем исчезает (пожимают плечами, разводят руками).
Страх боится солнечного света, страх боится весёлых людей,
Страх боится интересных затей. Давайте отпустим шарики со страхами и страх исчезнет навсегда. Скажем вместе: «Я улыбнусь и страх пропадёт и больше меня никогда не найдёт».(музыка) Вот и от страха мы избавились. А так как вы начинающие волшебники, вам предстоит многому научиться. И я могу научить вас превращать обычные предметы во что- то необычное, волшебное.
Хотите? Тогда давайте подойдём к столу, уберем с него волшебную скатерть –самобранку, которая уже что-то приготовила нам для нашего урока волшебства. Здесь лежат разные обычные предметы (платочки, резиночки, вата, ленточки) как вы думаете для чего они нам? (ответы) Вроде бы обычные предметы, но я научу вас превращать их в куколок, обладающих волшебной силой. Садитесь и начнем наше превращение, только давайте договоримся, что вы будете меня внимательно слушать, повторять за мной, чтобы у нас всё получилось. Раньше дети не грустили и сами игрушки себе мастерили, делали себе куколку, чтобы не грустить, чтобы она всегда была рядом и защищала от бед и тревог. И называли такую куклу «Утешница». Эта кукла, как подружка, прошепчу ей всё на ушко, знаю куколка поймёт, все печали заберёт.
Начнём мы с головки.
А мы шарики катали и желанье загадали.
Чтоб здоровым всем расти, счастье в дом нам принести. (звучит музыка-релакс (дети делают куклу по показу)
Теперь у вас есть надёжный друг, сделанный от всего сердца своими руками. Придумайте ей имя. Она всегда теперь будет рядом с вами, выслушает и утрёт слёзки своим сарафанчиком. Вот вы и научились делать настоящее волшебство- превращать платочки в кукол, которые теперь будут вашими защитниками. Давайте скажем все вместе: «Ты теперь мой талисман, ты помогаешь мне бороться с любыми страхами. Раз, два, три, четыре не один я в этом мире. Я со страхом поборюсь, ничего я не боюсь!
Давайте поиграем с нашими куклами? Вы будете выполнять движения вместе с куклой.
Руки вверх я подниму, это тоже я могу. Вправо, влево разведу, это тоже я могу.
И как птица полечу, это тоже я могу. Головою поверчу, это тоже я могу.
Я попрыгаю немного и пешком пойду в дорогу. Это тоже я могу.
Если надо- побегу. (дети выполняют движения с куклой)
Вам понравилось сегодня быть волшебниками? Появилось желание сделать такую же куклу кому-то? Расскажите дома о сегодняшнем уроке волшебства? Я хочу сказать вам по секрету, что добрые поступки тоже волшебство.
Ребята, к сожалению, нам пора превращаться в обычных детей. Давайте скажем волшебные слова: «Топ-топ, хлоп-хлоп, вокруг себя повернись, в обычного ребёнка превратись».
Улыбнёмся друг- другу и передадим своё тепло и доброту всем окружающим. Живите в радости, пусть Утешница всегда будет с вами. До свидания.