елена мельникова
Коррекционно — развивающее влияние логоритмики на речевое развитие детей
▼ Скачать + Заказать документы
Речь ребёнка не возникает сама собой. Она развивается постепенно, иногда со значительными нарушениями. С момента рождения до поступления в школу ребёнку предстоит научиться правильно произносить все звуки, накопить многотысячный запас слов, усвоить грамматический строй речи, овладеть связной речью и коммуникативными навыками. Ребёнок учится говорить на примере близких ему людей. В дальнейшем ребенку предстоит обучение в школе, где правильность устной речи скажется на правильности письменной речи.
Публикация «Коррекционно — развивающее влияние логоритмики на речевое развитие детей» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В современных условиях школы, когда скорость устаревания информации очень высока, все более актуальной становится переориентация образовательного процесса с методов, способствующих усвоению большого объема информации, на методы, нацеленные на развитие способностей думать, анализировать, самостоятельно находить и обобщать информацию, делать выводы. Подобный подход к процессу обучения – это такой образовательный процесс, когда ребенок становится именно субъектом деятельности, и активная деятельность формирует у него чувство личной причастности, вовлеченности, усиливает интерес к приобретению новых знаний.
Поэтому педагогическая деятельность в ДОУ должна строиться с учетом данных изменений в образовании. Значит, педагоги должны найти такие методы и формы коррекционно – развивающей работы с детьми, которые будут отражать все образовательные, воспитательные и личностные компоненты, и, кроме этого, будут интересны, увлекательны для самих детей. Одной из соответствующих форм является логоритмика.
Логопедическая ритмика – эффективный метод преодоления речевых нарушений. Это одна из форм активной терапии, которая ставит перед собой цель: преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патрологией двигательной сферы в сочетании со словом, музыкой.
Занятия логоритмикой способствуют :
- формированию двигательных умений и навыков, воспитывают правильную осанку, походку, способствуют развитию силы и ловкости, выносливости, координации движений, ориентировки в пространстве; укреплению костно-мышечного аппарата;
- развитию дыхания, моторных функций, слухового, зрительного внимания, памяти, мимики лица;
- развитию чувства ритма, темпа, просодики, фонематического слуха, способности
восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом;
- умению расслабляться, снять напряжение;
- воспитанию личностных качеств, чувства коллективизма, решительности, уверенности в себе;
- раскрытию творческих способностей через интонирование, театрализацию, придумывание стишков и сказов, сопровождая их соответствующими движениями, звуками.
Речевые упражнения без музыкального сопровождения представляют интерес для логопедов и воспитателей, не владеющих музыкальными инструментами.
Такие упражнения в стихотворном варианте можно использовать в разных видах занятий, режимных моментах, на прогулке, в качестве физкультминутки.
Не все речевые упражнения можно выполнять двигаясь и одновременно произнося стихи. Это может вызвать расстройство дыхания. Поэтому при интенсивных движениях, лучше разделить детей на две группы : одна произносит текст, а другая – выполняет движения, затем они меняются ролями.
«Рассказывание» стихов с помощью рук вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения.
Обязательно надо учитывать возраст детей при выборе содержания и объема стихотворения.
Логоритмические занятия имеют сюжетный характер, доступны и интересны детям.
Речевые упражнения без музыкального сопровождения можно использовать в разных видах занятий, бытовой деятельности, в процессе наблюдений на природе, в качестве физминутки.
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, рече-двигательной, познавательной и др.
Надо отметить, что полезна логопедическая ритмика всем детям, и особенно имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе дети с Дизартрией, алалией, задержкой речевого развития, при нарушениях звукопроизношения, заикания, аутистические расстройства, а также детям с отклонениями в психическом и поведенческом развитии, детям, имеющим проблемы с коммуникацией. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр. Песенки, стишки и считалки, сопровождающиеся ритмичными движениями, очень нравятся малышам.
Игровые занятия построены с учетом основных педагогических принципов – последовательности, постепенного усложнения и повторяемости материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.
Логопедическая ритмика включает в себя:
- ходьбу в разных направлениях;
- упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
- упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;
- речевые упражнения без музыкального сопровождения;
- упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
- ритмические упражнения;
- пальчиковые, коммуникативные игры;
- пение;
- упражнения на развитие мелкой моторики.
Основной принцип построения всех перечисленных видов работы — тесная связь с музыкой. Музыка с её огромным эмоциональным влиянием позволяет бесконечно разнообразить приёмы движения и характер упражнений. В логоритмические занятия обязательно вводится речевой материал. Введение слова позволяет создавать целый ряд упражнений, построенных не на музыкальном ритме, а на стихотворном, который способствует ритмичности движений. Проговаривание стихотворных строк совмещается с движением. Например, топая ногами продвигаемся вперед по комнате и проговариваем слова:
Вот поезд наш едет, колёса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят.
Вытянуть руки в стороны, сжать кисти в кулачок, разжать и положить на пояс, при этом проговаривать:
Руки в стороны, в кулачок. Разжимай — и на бочок.
В игровой форме дети осваивают и закрепляют понятия величины, формы и цвета предметов, овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, знакомятся с элементарными приемами самомассажа.
Сюжетно - тематическая организация работы позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.
Главная задача педагога - создание на занятиях атмосферы радости.
Поэтому логоритмика становится праздником красивой речи для детей.
Этот метод актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.
В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности.
Задачи.
1. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи.
2. Развивать речевые и творческие способности детей.
3. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.
4. Увеличить объем коррекционного воздействия,
5. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания.
6. Побуждать детей к совместной деятельности.
7. Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал.
8. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.
Эффективность данных результатов
Для детей :
- положительная динамика речевого развития;
- успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;
- выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации.
Для родителей:
- положительная оценка деятельности ДОУ;
- готовность и желание помогать;
- активизация педагогического потенциала родителей,
- приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей;
- овладение родителями регулярной рефлексии достижений ребенка;
- чувство удовлетворенности от совместного творчества.
Для педагогов
- положительный психологический климат между психологом (логопедом) и воспитателями;
- заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
- удовлетворенность собственной деятельностью;
- повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через разнообразные формы и методы работы.
Примерные логоритмические упражнения.
Листья
Листья осенние тихо кружатся, Дети кружатся, расставив руки в стороны.
Листья нам под ноги тихо ложатся. Приседают.
И под ногами шуршат, шелестят, Движения руками влево-вправо.
Будто опять закружиться хотят. Снова кружатся на носочках.
Дождик
Майский вдруг закапал дождь. Кап-кап-кап-кап. Дети ритмично щелкают пальцами рук.
И по лужам ты идешь. Так-так-так-так. Ритмично притопывают.
Ветер шелестит листвой. Ш-ш-ш-ш. Ритмично потирают ладонь о ладонь.
Спрятал кудри под травой. Тш-тш-тш-тш. Ритмично потирают ладонями о колени
Дождь сильнее застучал. Тук-тук-тук-тук. Ритмично стучат указательным пальцем одной руки о ладонь другой.
Скоро дождик ливнем стал. Тук-тук-тук-тук, тук-тук Ритмично хлопают в ладоши
Расскажи стихи руками.
Ученые мартышки.
Две проказницы мартышки
Полистать любили книжки.
Потрясти их, полистать
И как будто почитать.
Ловко принялись за дело
И очки они надели.
К носу книжку поднесли,
Вдруг подальше отвели.
Ничего в очках не видно.
И мартышкам так обидно!
Упражнение на дифференциацию звуков.
Хорек и хомяк [х]
Жил в лесу густом зеленом
Хитрый маленький хорек.
Был он хищником отменным
И ловить мышей он мог.
Почесать любил он ухо,
Хвост красиво распушить,
До охоты зубы утром
Хорошенько наточить.
С хомяком дружил хорек,
Но сдержаться все не мог –
Над щеками хохотал,
Хомяка за них щипал.
Хорохорился хомяк:
- Ты худой, а я — толстяк.
Мне без щек никак нельзя,
В них запасы у меня.
Их я бережно храню,
Ни за что не уроню.
Вопросы и задания
Как называется стихотворение?
Кто жил в лесу?
Как называют животных, которые охотятся за другими животными?
Что любил почесать хорек?
Что хорек любил красиво распушить?
В какое время он точил зубы?
С кем хорек дружил?
Над чем хорек хохотал?
Как реагировал на шутки друга хомяк?
Что хорьку отвечал хомяк?
Как вы понимаете, что такое насмешка? Шутка?
Назовите все слова со звуком [х] (хитрый, хорек, хищником, ухо, хвост, охоты, хорошенько, хомяком, хохотал, хорохорился, худой, их, храню).
Назовите слова, в которых звук [х] находится в начале слова (хищник, хорек, хитрый, хвост, хорошенько, хомяк, хохотал, хорохорился, худой, храню).
Назовите слово, в котором звук [х] находится в середине слова (ухо, охоты, хохотал, хорохорился).
Назовите слово, в котором звук [х] находится в конце слова (их).
Назовите слова, в которых звук [х] мягкий (хитрый, хищник).
Упражнение на выделение антонимов.
Новый дом
Вчера сломали старый дом.
Мы много лет прожили в нем.
Сегодня мы переезжаем,
Все вещи быстро собираем.
Наш новый дом — многоэтажный.
Вверху — четыре стройных башни,
Внизу — парадное крыльцо.
Мне нравится буквально все.
Внутри — порядок, чистота.
Снаружи — просто красота!
Лифт едет быстро, как ракета, Мечтали долго мы об этом.
Упражнение на развитие диалогической речи.
Глупая ворона
Ворона каркает:
- Кар! Кар!
Спасайтесь все!
Пожар! Пожар!
В ответ ей хором воробьи
Такую речь произнесли:
- Ворона!
Как же ты глупа!
Восходит солнце к облакам.
Заря пылает, как пожар.
Не от огня весь этот жар.
Пальчиковые игры.
Птицы прилетели
С юга прилетели Дети соединяют попарно
Черные грачи, пальцы обеих рук, начиная с
Жаворонки, гуси, мизинца.
Чайки и скворцы,
Зяблики и утки, Разъединяют парные пальцы,
Лебеди, дрозды, начиная с большого.
Ласточки-касатки. Скрещивают пальцы обеих
Ждали все весны! рук.
Пока скворец не прилетел
Занял воробей скворечник, Дети образуют из ладоней шалашик.
Стал скворечник убирать. Трут ладонь о ладонь.
Клювом выбросил подстилку, Соединяют и разъединяют
сомкнутые пальцы руки и противопоставленный им большой палец (пальцы смотрят вперед).
Начал перья собирать, Выполняют щипковое движение
Вымел крылышком шерстинки пальцев одной руки по другой.
И соломинки убрал, Водят расслабленной кистью вверх-вниз по руке.
Ну а пыль, как пылесосом, Проглаживают одной рукой
поочередно пальцы другой руки.
Ветром быстро разогнал. Шевелят пальцами обеих рук.
Упражнения на развитие речевого дыхания.
Футбол. Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
Ветряная мельница. Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
Снегопад. Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.