Папки-передвижки

Коррекционно — развивающее влияние логоритмики на речевое развитие детей

елена мельникова
Коррекционно — развивающее влияние логоритмики на речевое развитие детей
▼ Скачать + Заказать документы

Речь ребёнка не возникает сама собой. Она развивается постепенно, иногда со значительными нарушениями. С момента рождения до поступления в школу ребёнку предстоит научиться правильно произносить все звуки, накопить многотысячный запас слов, усвоить грамматический строй речи, овладеть связной речью и коммуникативными навыками. Ребёнок учится говорить на примере близких ему людей. В дальнейшем ребенку предстоит обучение в школе, где правильность устной речи скажется на правильности письменной речи.

Публикация «Коррекционно — развивающее влияние логоритмики на речевое развитие детей» размещена в разделах

В современных условиях школы, когда скорость устаревания информации очень высока, все более актуальной становится переориентация образовательного процесса с методов, способствующих усвоению большого объема информации, на методы, нацеленные на развитие способностей думать, анализировать, самостоятельно находить и обобщать информацию, делать выводы. Подобный подход к процессу обучения – это такой образовательный процесс, когда ребенок становится именно субъектом деятельности, и активная деятельность формирует у него чувство личной причастности, вовлеченности, усиливает интерес к приобретению новых знаний.

Поэтому педагогическая деятельность в ДОУ должна строиться с учетом данных изменений в образовании. Значит, педагоги должны найти такие методы и формы коррекционно – развивающей работы с детьми, которые будут отражать все образовательные, воспитательные и личностные компоненты, и, кроме этого, будут интересны, увлекательны для самих детей. Одной из соответствующих форм является логоритмика.

Логопедическая ритмика – эффективный метод преодоления речевых нарушений. Это одна из форм активной терапии, которая ставит перед собой цель: преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патрологией двигательной сферы в сочетании со словом, музыкой.

Занятия логоритмикой способствуют :

- формированию двигательных умений и навыков, воспитывают правильную осанку, походку, способствуют развитию силы и ловкости, выносливости, координации движений, ориентировки в пространстве; укреплению костно-мышечного аппарата;

- развитию дыхания, моторных функций, слухового, зрительного внимания, памяти, мимики лица;

- развитию чувства ритма, темпа, просодики, фонематического слуха, способности

восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом;

- умению расслабляться, снять напряжение;

- воспитанию личностных качеств, чувства коллективизма, решительности, уверенности в себе;

- раскрытию творческих способностей через интонирование, театрализацию, придумывание стишков и сказов, сопровождая их соответствующими движениями, звуками.

Речевые упражнения без музыкального сопровождения представляют интерес для логопедов и воспитателей, не владеющих музыкальными инструментами.

Такие упражнения в стихотворном варианте можно использовать в разных видах занятий, режимных моментах, на прогулке, в качестве физкультминутки.

Не все речевые упражнения можно выполнять двигаясь и одновременно произнося стихи. Это может вызвать расстройство дыхания. Поэтому при интенсивных движениях, лучше разделить детей на две группы : одна произносит текст, а другая – выполняет движения, затем они меняются ролями.

«Рассказывание» стихов с помощью рук вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения.

Обязательно надо учитывать возраст детей при выборе содержания и объема стихотворения.

Логоритмические занятия имеют сюжетный характер, доступны и интересны детям.

Речевые упражнения без музыкального сопровождения можно использовать в разных видах занятий, бытовой деятельности, в процессе наблюдений на природе, в качестве физминутки.

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, рече-двигательной, познавательной и др.

Надо отметить, что полезна логопедическая ритмика всем детям, и особенно имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе дети с Дизартрией, алалией, задержкой речевого развития, при нарушениях звукопроизношения, заикания, аутистические расстройства, а также детям с отклонениями в психическом и поведенческом развитии, детям, имеющим проблемы с коммуникацией. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр. Песенки, стишки и считалки, сопровождающиеся ритмичными движениями, очень нравятся малышам.

Игровые занятия построены с учетом основных педагогических принципов – последовательности, постепенного усложнения и повторяемости материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

Логопедическая ритмика включает в себя:

- ходьбу в разных направлениях;

- упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

- упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;

- речевые упражнения без музыкального сопровождения;

- упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

- ритмические упражнения;

- пальчиковые, коммуникативные игры;

- пение;

- упражнения на развитие мелкой моторики.

Основной принцип построения всех перечисленных видов работы — тесная связь с музыкой. Музыка с её огромным эмоциональным влиянием позволяет бесконечно разнообразить приёмы движения и характер упражнений. В логоритмические занятия обязательно вводится речевой материал. Введение слова позволяет создавать целый ряд упражнений, построенных не на музыкальном ритме, а на стихотворном, который способствует ритмичности движений. Проговаривание стихотворных строк совмещается с движением. Например, топая ногами продвигаемся вперед по комнате и проговариваем слова:

Вот поезд наш едет, колёса стучат,

А в поезде нашем ребята сидят.

Вытянуть руки в стороны, сжать кисти в кулачок, разжать и положить на пояс, при этом проговаривать:

Руки в стороны, в кулачок. Разжимай — и на бочок.

В игровой форме дети осваивают и закрепляют понятия величины, формы и цвета предметов, овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, знакомятся с элементарными приемами самомассажа.

Сюжетно - тематическая организация работы позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

Главная задача педагога - создание на занятиях атмосферы радости.

Поэтому логоритмика становится праздником красивой речи для детей.

Этот метод актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.

В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности.

Задачи.

1. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи.

2. Развивать речевые и творческие способности детей.

3. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.

4. Увеличить объем коррекционного воздействия,

5. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания.

6. Побуждать детей к совместной деятельности.

7. Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал.

8. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.

Эффективность данных результатов

Для детей :

- положительная динамика речевого развития;

- успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;

- выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации.

Для родителей:

- положительная оценка деятельности ДОУ;

- готовность и желание помогать;

- активизация педагогического потенциала родителей,

- приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей;

- овладение родителями регулярной рефлексии достижений ребенка;

- чувство удовлетворенности от совместного творчества.

Для педагогов

- положительный психологический климат между психологом (логопедом) и воспитателями;

- заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;

- удовлетворенность собственной деятельностью;

- повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через разнообразные формы и методы работы.

Примерные логоритмические упражнения.

Листья

Листья осенние тихо кружатся, Дети кружатся, расставив руки в стороны.

Листья нам под ноги тихо ложатся. Приседают.

И под ногами шуршат, шелестят, Движения руками влево-вправо.

Будто опять закружиться хотят. Снова кружатся на носочках.

Дождик

Майский вдруг закапал дождь. Кап-кап-кап-кап. Дети ритмично щелкают пальцами рук.

И по лужам ты идешь. Так-так-так-так. Ритмично притопывают.

Ветер шелестит листвой. Ш-ш-ш-ш. Ритмично потирают ладонь о ладонь.

Спрятал кудри под травой. Тш-тш-тш-тш. Ритмично потирают ладонями о колени

Дождь сильнее застучал. Тук-тук-тук-тук. Ритмично стучат указательным пальцем одной руки о ладонь другой.

Скоро дождик ливнем стал. Тук-тук-тук-тук, тук-тук Ритмично хлопают в ладоши

Расскажи стихи руками.

Ученые мартышки.

Две проказницы мартышки

Полистать любили книжки.

Потрясти их, полистать

И как будто почитать.

Ловко принялись за дело

И очки они надели.

К носу книжку поднесли,

Вдруг подальше отвели.

Ничего в очках не видно.

И мартышкам так обидно!

Упражнение на дифференциацию звуков.

Хорек и хомяк [х]

Жил в лесу густом зеленом

Хитрый маленький хорек.

Был он хищником отменным

И ловить мышей он мог.

Почесать любил он ухо,

Хвост красиво распушить,

До охоты зубы утром

Хорошенько наточить.

С хомяком дружил хорек,

Но сдержаться все не мог –

Над щеками хохотал,

Хомяка за них щипал.

Хорохорился хомяк:

- Ты худой, а я — толстяк.

Мне без щек никак нельзя,

В них запасы у меня.

Их я бережно храню,

Ни за что не уроню.

Вопросы и задания

Как называется стихотворение?

Кто жил в лесу?

Как называют животных, которые охотятся за другими животными?

Что любил почесать хорек?

Что хорек любил красиво распушить?

В какое время он точил зубы?

С кем хорек дружил?

Над чем хорек хохотал?

Как реагировал на шутки друга хомяк?

Что хорьку отвечал хомяк?

Как вы понимаете, что такое насмешка? Шутка?

Назовите все слова со звуком [х] (хитрый, хорек, хищником, ухо, хвост, охоты, хорошенько, хомяком, хохотал, хорохорился, худой, их, храню).

Назовите слова, в которых звук [х] находится в начале слова (хищник, хорек, хитрый, хвост, хорошенько, хомяк, хохотал, хорохорился, худой, храню).

Назовите слово, в котором звук [х] находится в середине слова (ухо, охоты, хохотал, хорохорился).

Назовите слово, в котором звук [х] находится в конце слова (их).

Назовите слова, в которых звук [х] мягкий (хитрый, хищник).

Упражнение на выделение антонимов.

Новый дом

Вчера сломали старый дом.

Мы много лет прожили в нем.

Сегодня мы переезжаем,

Все вещи быстро собираем.

Наш новый дом — многоэтажный.

Вверху — четыре стройных башни,

Внизу — парадное крыльцо.

Мне нравится буквально все.

Внутри — порядок, чистота.

Снаружи — просто красота!

Лифт едет быстро, как ракета, Мечтали долго мы об этом.

Упражнение на развитие диалогической речи.

Глупая ворона

Ворона каркает:

- Кар! Кар!

Спасайтесь все!

Пожар! Пожар!

В ответ ей хором воробьи

Такую речь произнесли:

- Ворона!

Как же ты глупа!

Восходит солнце к облакам.

Заря пылает, как пожар.

Не от огня весь этот жар.

Пальчиковые игры.

Птицы прилетели

С юга прилетели Дети соединяют попарно

Черные грачи, пальцы обеих рук, начиная с

Жаворонки, гуси, мизинца.

Чайки и скворцы,

Зяблики и утки, Разъединяют парные пальцы,

Лебеди, дрозды, начиная с большого.

Ласточки-касатки. Скрещивают пальцы обеих

Ждали все весны! рук.

Пока скворец не прилетел

Занял воробей скворечник, Дети образуют из ладоней шалашик.

Стал скворечник убирать. Трут ладонь о ладонь.

Клювом выбросил подстилку, Соединяют и разъединяют

сомкнутые пальцы руки и противопоставленный им большой палец (пальцы смотрят вперед).

Начал перья собирать, Выполняют щипковое движение

Вымел крылышком шерстинки пальцев одной руки по другой.

И соломинки убрал, Водят расслабленной кистью вверх-вниз по руке.

Ну а пыль, как пылесосом, Проглаживают одной рукой

поочередно пальцы другой руки.

Ветром быстро разогнал. Шевелят пальцами обеих рук.

Упражнения на развитие речевого дыхания.

Футбол. Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.

Ветряная мельница. Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

Снегопад. Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.

Публикации по теме:

Комплексное коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ «Лягушка-путешественница» •Цель: Формировать способность регулировать процессы возбуждения и торможения, умение быстро переключаться с одной деятельности на другую.

Коррекционно-развивающее сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в детском саду Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья.

Коррекционно-развивающее занятие для детей 5–9 класса «Без ошибок говорим и за речью мы следим» Цели и задачи: Повышать речевую культуру Развивать интерес и любовь к русскому языку Побудить к более бережному обдуманному владению собственным.

Коррекционно-развивающее занятие для детей и родителей Цель. Развивать чувство равновесия, осознанное умение владеть своим телом. Материал. Мешочек с песком, теннисные мячи. Игра "Четыре стихии".

Коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ «Какая бывает вода?»Коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ «Какая бывает вода?» Цель: Закреплять и расширять знания детей о неживой природе, формировать взаимосвязь и взаимозависимость объектов и явлений природы. Задачи:.

Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста с нарушением осанки «В царстве подводного мира» Образовательные области использования : 1. Социально-коммукативное развитие. 2. Познавательное развитие. 3. Физическое развитие. Задачи: 1.

Коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ «Какого человека можно назвать красивым?» Цель: дать элементарное представление о том, что такое - красивый человек (внешний вид и поведение человека). Задачи: 1. Продолжать воспитывать.

Коррекционно-развивающее занятие для старшей группы «Развитие познавательной сферы» Конспект занятия педагога-психолога в старшей группе на тему: «Развитие познавательной сферы» Цель: развитие познавательной сферы детей.

Влияние предметно — развивающей среды на речевое развитие детей.Влияние предметно — развивающей среды на речевое развитие детей. Влияние предметно – развивающей среды на речевое развитие детей. Загляни за створчатые двери В дом, где слышен звонкий детский смех. Пусть.

Влияние развивающей предметно-пространственной среды на речевое развитие дошкольников. Из опыта работы Хорошая речь – важнейшее условие разностороннего развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционно — развивающее влияние логоритмики на речевое развитие детей
Опубликовано: 1 августа 2016 в 20:27
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекционно — развивающее влияние логоритмики на речевое развитие детей» (включая файлы) размещена пользователем елена мельникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД