Адигамова Лилия
Проект «Волонтерское движение в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : образовательный, творческий
Продолжительность: Краткосрочный.
Срок реализации проекта :1 месяц
Новизна проекта состоит в том, что организация волонтёрского движения предполагается в условиях дошкольного учреждения.
Актуальность темы проекта.
Темочки:
В последние десятилетия в нашей стране произошли ошеломляющие изменения в сознании людей. Произошел спад духовных и моральных ценностей, необходимость материальных благ в большей степени преобладают в сознании. Маленькие граждане нашей страны, неосознанно впитывают моральные и духовные ценности из своего окружения. Исходя из этого, актуальным является вопрос о развитии волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. Для волонтера ценны такие качества, как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание безвозмездно помочь взрослым и окружающему миру. Волонтерство в дошкольном учреждении способствует развитию у детей милосердия, как умения пожалеть слабого, маленького, больного; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для себя. Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества.
Цель: развитие дошкольного волонтерского движения в ДОУ. Заинтересовать родителей и детей старшего возраста в волонтерском движении, и их участие в добровольческих мероприятиях.
Задачи:
1. Расширить представления о волонтерском движении у детей старшего дошкольного возраста, и у родителей
2. Учить детей ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
3. Способствовать эмоциональному, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию.
4. Развивать уверенность в себе и своих возможностях.
5. Формировать у детей положительное отношение ко всем людям.
6. Закреплять знание правил вежливого общения.
7. Поощрять стремление детей совершать добрые поступки.
8. Воспитывать: нравственные качества (доброту, отзывчивость, взаимопомощь, самостоятельность, инициативность, ответственность.
Проектная идея :
В ходе работы над проектом подвести детей к пониманию того, что добро приносит радость, что добрый человек – хороший друг.
Участники проекта :
Дети старшей и подготовительной группы "Теремок", родители (законные представители, воспитатели.
Формы организации проекта :
Наша задача не дать иссякнуть маленькому источнику тепла, мягкости, терпения и любви. Дети рано начинают чувствовать любовь и справедливость взрослых, а также сверстников, они чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности и пренебрежения.
Очень важно, чтобы свои самые добрые чувства дети распространяли не только на себя, а еще и умели бы сострадать взрослым, своим сверстникам, «братьям нашим меньшим»- животным. Что такое милосердие? Само слово говорит само за себя – иметь доброе, милое сердце. Быть готовым всегда помочь кому-нибудь, не посмеяться над чьей-то бедой, а суметь пожалеть, помочь, простить, просто из чувства сострадания.
В чем же должна проявляться эта способность? В умении относиться к другому как к самому себе, понимать, что другому может быть больно и неприятно, когда его обижают. В готовности прощать нечаянно причиненную боль, извиняться, если виноват. В умении считаться с желаниями и интересами друзей. В чуткости к настроению другого. Мы все стремимся к тому, чтобы наши дети выросли честными, добрыми, отзывчивыми. И очень хочется, чтобы воспитанное в детстве чутье к добру и злу навсегда осталось в человеке.
Проблема: отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста в проявлении социально нравственной позиции связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Сейчас многие семьи живут в своём небольшом окружении и большинство детей не знает правды, что в мире есть не только здоровые и красивые люди, но и одинокие, пожилые и беспомощные, дети у которых нет родителей, ветераны, и все они очень нуждаются в нашем с вами внимании и сострадании.
Правильно ли, что милосердные дети растут только у милосердных родителей? В основном, да. А как же помочь другим детям?
Что можем сделать мы, воспитатели, в условиях детского сада?
Наверное, самым главным в данном воспитательном процессе является вдохновение и пример педагогов и родителей нашего детского сада.
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Ресурсы для реализации проекта :
1. Интеллектуальные (потенциал педагогического коллектива, Интернет- ресурсы, анализ методической литературы).
2. Материальные ( материально-техническая база: развивающая предметно- пространственная среда, компьютер, принтер, фотоаппарат)
3. Духовно-ценностные (ценностно-ориентационное единство в отношении проблемы обеспечения эмоционального благополучия детей).
Практическая значимость. В результате реализации проекта воспитывающие взрослые и старшие дошкольники получат новые знания о волонтёрском движении, а также приобретут опыт участия в добровольческих мероприятиях. Мероприятия в рамках проекта позволят сформировать такие качества личности дошкольника как трудолюбие, толерантность, потребность в здоровом образе жизни, доброжелательность, бережное отношение к природе, милосердие, что будет являться основой волонтёрской направленности личности ребёнка в дальнейшем.
Девиз волонтёрской организации воспитанников МОБУ Линевская СОШ (ДГ) «Добрые сердца» :
Всех нужнее и дороже
Всех доверчивей и строже
В этом мире доброта!
Гимном является песня поросенка Фунтика «Доброта»
Шарф и эмблема сочетают два цвета – жёлтый и зелёный. Жёлтый цвет символизирует Ловкость, Сообразительность, Оригинальность, Радость жизни, Восприимчивость, Терпимость, Честность, Уверенность в себе, Справедливость Свободу, Радость, Веселье. Зелёный цвет символизирует Стабильность, Прогресс, Обязательность.
Этапы осуществления проекта
1. Подготовительный этап:
1. Сбор литературы о добре: стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, поговорки, песни.
2. Подбор картин, фотографий, иллюстраций.
3. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
4. Разработка занятий, определение тематики бесед.
7. Подборка материалов для консультаций
2 этап. Реализация проекта
1. Физическое развитие.
Физическая культура: комплекс упражнений «Тропинка доброты».
2. Социально-личностное развитие.
Социализация: занятие «Маленькие волонтеры», дидактическая игра «Оцени поступок»; словесная игра «Что доброго делают люди этой профессии»; сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Пожарные», «Спасатели» и др. ; игровая ситуация «Утешаем куклу», «Помогаем другу в беде», «Ищем ласковые слова».
Труд: «Лечим книжки» (ремонт книг, уборка листьев на участке.
Помощь взрослым (бабушкам, дедушкам) и младшим.
- Рассматривание иллюстраций с изображением добрых и злых героев.
-Работа с сюжетными картинками «Правила для добрых детей»
-Работа с тематическим альбомом «Наши эмоции»
-Дидактическая игра «Хорошо – плохо»
-Просмотр мультфильмов о доброте и добрых поступках: «Кот Леопольд», Волшебник изумрудного города, «Фунтик», «Крошка енот», «Лунтик» и др.
-Консультации для родителей о волонтерском движении.
-Беседа для детей "Кто такие волонтеры"
Анализ результатов проектной деятельности.
- Дошкольники научились вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию, стали готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных. У них отмечены более развитые коммуникативно - речевые умения и навыки.
- Волонтеры осознают свою важную миссию - считают себя старшими помощниками, готовыми прийти на помощь младшим во всех режимных моментах в течении дня. Тем самым они получили отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными.
- Наши дети уже понимают, что волонтер обязательно должен быть добрым, терпеливым и ответственным.
- Воспитатели учат дошкольников проявлять инициативу, затем у них формируется потребность в её проявлении по выбору мероприятий и их количеству.
- воспитатели и родители, объединив усилия, по воспитанию у детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности - повысили свою педагогическую компетентность.
Для детей раннего возраста: дети стали больше говорить, охотнее стали идти на контакт со старшими детьми, с удовольствием слушают сказки, потешки, песенки. Стали употреблять в речи больше сложных предложений, задавать много вопросов "Почему?", "Зачем?", "Где?".
Выходя из стен детского сада, наши дети, не только узнали о таком благородном и нужном движении как волонтерство, но и сами в нем поучаствовали. Надеюсь, что в будущем это оставит отпечаток в сознании у детей, как желание помогать другим людям безвозмездно.
Анализируя опыт проведённой работы, планирую в дальнейшем продолжить работу над обогащением опыта. А также немаловажно, чтобы с каждым годом вновь приходящие дети из младших дошкольников в волонтерский отряд становились более коммуникабельными и знакомились с сущностью работы волонтера. Считаю, что главный ресурс технологии волонтерства - это создание оптимальной социальной ситуации развития дошкольника, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) от старших к младшим и развитие инициативы и самостоятельности в естественной среде.
Опыт работы в этом направлении оцениваю как положительный, показывающий эффективность, многофункциональность используемых форм и возможность их применения. Волонтерское движение в детском саду - это гарантия того, что наши дети вырастут открытыми, честными, всегда готовыми прийти на бескорыстную помощь ближнему.