Фирдаус Абдулмянова
Коррекционно-развивающее занятие для детей 5–9 класса «Без ошибок говорим и за речью мы следим»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи:
Повышать речевую культуру
Развивать интерес и любовь к русскому языку
Побудить к более бережному обдуманному владению собственным словом
Развивать коммуникативные навыки.
Наглядный материал и оборудование:
1. Видеофрагмент к\ф «Свадьба в малиновке»
2. Видеофрагмент программы по русскому языку «Говорим без ошибок»
3. Карточки для игры «Составь пословицы»
4. Конверты с заданиями
Публикация «Коррекционно-развивающее занятие для детей 5–9 класса „Без ошибок говорим и за речью мы следим“» размещена в разделах
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
5. Презентация «Без ошибок говорим и за речью мы следим»
Ход занятия:
Ведущий: Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые взрослые! Я рада вас приветствовать на нашем занятии. И хотела бы представить участников (представление детей). Я надеюсь, вы проявите знания, умения, артистизм, находчивость. За правильные ответы будете получать жетоны. В конце занятия мы подведем итоги.
Ведущий: А сейчас предлагаю посмотреть фрагмент фильма. Презентация. СЛАЙД 1 «Свадьба в Малиновке»
Ведущий:
-Вы обратили внимание, как разговаривали герои фильма?
-Чья речь вам не понравилась и почему?
-А кто из участников разговора, по вашему мнению, поддерживал беседу, соблюдая общепринятые нормы речи?
Пояснения ведущего.
Как вы поняли, наше занятие будет посвящено правильной речи. Оно называется «Без ошибок говорим и за речью мы следим». СЛАЙД 2 (название занятия)
Вы убедились на примере этого видеофрагмента и, наверное, на небольшом жизненном опыте, как часто дети и даже мы взрослые допускаем в письменной и устной речи массу ошибок разного характера : орфографические, грамматические, стилистические, неправильно ставим ударение в словах. На этом занятии вы вспомните как правильно поставить ударение в знакомых вам словах, исправите ошибки в заданиях, продолжите знакомство с понятием «синквейн», узнаете много нового и интересного.
А прежде послушаем стихотворение «ОБРАЗЦОВАЯ РЕЧЬ» (Читает воспитанница)
Ведущий: Предлагаю следующее задание. Каждому из вас нужно поставить ударение в словах, указанных в карточке.
После выполнения проверяем на экране.
СЛАЙД 3
агентство цепочка документ столяр
обеспечение досуг статуя дремота
жалюзи одолжить туфля щавель
банты договор недуг торты
инспектор- новость- творог- среда-
инспектора - новостей творог по средам
инспекторы
Ведущий: После этого запишите словосочетания с ними и с одним любым словосочетанием составьте предложение. (Участники зачитывают свои варианты).
Ведущий: Иногда мы наблюдаем ошибки на рекламных щитах, вывесках, в объявлениях. И вам предстоит определить их и исправить. Каждый из вас получает по два задания.
СЛАЙД 4 Более 7000нАименований
СЛАЙД 5 День росийской милиции
СЛАЙД 6 Домашние куры торгуют в палатке 10
СЛАЙД 7 всегда огромный выбор Адежды
СЛАЙД 8 Продавец - консультаНт обрасяйтесь…
СЛАЙД 9 Мы отКрылись
СЛАЙД 10 Свежая магазин посуд
СЛАЙД 11 Детей в Детский клуб,
Мужа - в кино,
А самА - в магазин.
Ведущий: Молодцы! Справились с поставленной задачей. А сейчас переходим к следующему заданию. Смотрим на экран.
СЛАЙД 12 Стихотворный фельетон. («Между прочим»)
Говорил он между прочим,
«Красивее», «Мы так хочим»
«Досуг, шофер, процент, заем,
Квартал, портфель, бюлитень»,
«Поверх плана выполняем»,
«Агент, звонит целый день»
Ведущий: Каждая пара ребят в подчеркнутых словах ставит ударение и находит возможные ошибки в стихотворении, затем поочередно их озвучивает.
Ведущий: Молодцы. А сейчас постарайтесь запомнить написание следующих слов : (СЛАЙД 13)
Военачальник, грейпфрут, будущий, мадемуазель, двукратный, в две тысячи четырнадцатом году.
А чтобы запомнить, как пишутся слова поскользнуться, подстричь, постричь предлагаю посмотреть фрагмент занятия «Говорим без ошибок». (Видео, СЛАЙД 14)
Ведущий: В век высоких технологий, при быстрых темпах жизни нам часто приходится общаться по телефону. И при этом мы не задумываемся о правилах этикета. Я предлагаю посмотреть сценку «Разговор по телефону». СЛАЙД 15.
Обсуждение.
СЛАЙД 16 (Из предложенных ответов выбрать правильные)
Ведущий: Чтобы речь была выразительной, образной, используют пословицы, поговорки, крылатые выражения, высказывания знаменитых людей, (записать высказывания для каждой пары)
Ну и конечно, нашу речь украшают фразеологизмы. Они делают ее образной, яркой. Их употребление уместно в разных жизненных ситуациях. Вспомним, что называют фразеологизмами?
СЛАЙД 17 (Определение фразеологизмов)
Итак, это раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов. Они обычно имеют переносный смысл.
СЛАЙД 1 8 (Стихотворение читает воспитанница)
Ведущий:
Итак, не будем бить баклуши,
Вы засучите рукава,
Задания приготовьтесь слушать, Чтоб не кружилась голова
Предлагаю провести небольшой эксперимент. У вас на столах листы. Там записаны короткие стихи с фразеологизмами.
СЛАЙД 19 (короткие стихи для каждой пары)
Вставьте их, где нужно, а затем замените другими словами и сравните, где речь выразительнее?
Вывод:
СЛАЙД 20
1 группа: 1 капитан читает текст «Поспешишь - людей насмешишь»
Поочередно дают объяснения фразеологизмам.
2 группа: 2 капитан читает текст «Ситуация в лесу» и также дают объяснение.
Ведущий: Молодцы ребята! Справились с заданиями. В завершении небольшая творческая работа.
Работа с синквейнами. Вначале вспомним определение синквейна.
СЛАЙД 21 (определение синквейна, задание на тему олимпиада)
Существительные:
Олимпиада, Кубань, Россия, Спорт, Состязание, Сочи.
Прилагательные:
Гостеприимная, самобытная, олимпийская, спортивная, объединяющая, щедрая.
Глаголы:
Приглашать, принимать, встречать, соперничать, объединять, воодушевлять.
Фразы:
Сочи - олимпийская столица.
Кубань - встречает гостей.
Быстрее, выше, сильнее.
Олимпийские ценности.
Слова – резюме:
Ждем, гордимся, наследуем, готовимся, победа, олимпийское золото.
СЛАЙД 22 (задания дополнить синквейн на тему «РЕЧЬ»)
Ведущий показывает свой синквейн на тему речь.
РЕЧЬ
Выразительная, образная, грамотная.
Говорить, слушать, читать, думать.
Чем выразительнее речь, тем больше проявляется в ней говорящий, его характер.
ЧЕЛОВЕК
Ведущий:
Подводя итог занятия, хочется заметить.
Помните:
Правильная речь – визитная карточка образованного человека. Не прекращайте заниматься самообразованием, учитесь грамотно писать, говорить по-русски. И, думаю, в этом поможет вам общение с умными людьми, чтение книг, участие в познавательных мероприятиях…
Вопросы ведущего:
Ваше отношение к занятию.
Что вы узнали нового для себя?
Какие задания вызвали затруднения?
Итоги: Подсчет фишек. Награждение. СЛАЙД 23 (Всего доброго)