Александра Захарова
Коррекционно-развивающее психологическое занятие «Я — хороший, я — плохой»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: научить детей видеть в людях хорошее и доброе, раскрыть свои возможности, способности и умения.
Задачи: 1. Развивать умение детей понимать мысль и настроение говорящего по его мимике, жестам и пантомимике;
2. Обращаться друг к другу по имени, при общении смотреть друг другу в глаза, использовать вежливые слова, не перебивать друг друга;
3. Развивать социальную компетентность, мыслительную активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать свои мысли;
4. Развивать элементы рефлексии, учить детей критически относиться к своим поступкам, повышать самооценку, упрочить уверенность в себе и самоуважение;
Публикация «Коррекционно-развивающее психологическое занятие „Я — хороший, я — плохой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Темочки
5. развивать произвольное внимание, быстроту реакции, овладение навыками управления своим телом и выполнение инструкции;
6. Развивать умение детей передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и пантомимики.
Ход занятия
Дети входят в сенсорную комнату, где их встречает психолог.
Психолог :»Ребята, хотите стать чуточку лучше, чтобы окружающим вас людям хотелось общаться с вами? (Дети отвечают). Тогда я приглашаю вас в мир общения! Но чтобы туда попасть, необходимо отгадать, что я хочу вам сказать при помощи рук, лица и тела.»
Игра «Угадай, что я хочу тебе сказать!»
Цель: развивать умение детей по мимике, жестам и пантомимике понимать мысль и настроение говорящего.
Психолог с помощью мимики, жестов и пантомимики демонстрирует детям следующее:
- здоровается за руку с ребенком («Здравствуй»);
- подносит к губам палец — знак молчания («Тише»);
- грозит пальцем («Так нельзя»);
- аплодирует («Браво! Молодец!»);
- машет рукой на прощание («До свидания!»);
- подзывает рукой ребенка к себе («Иди сюда!»);
- выставляет руку вперед, сжав в кулак и подняв большой палец вверх («Молодец! Хорошо! Это здорово!»).
Дети по очереди отгадывают, что хочет сказать им взрослый, и рассаживаются на стульчики, расположенные по кругу.
Приветствие по кругу «Я рада тебя видеть!»
Дети здороваются друг с другом при помощи обеих рук. Затем психолог вытягивает вперед руку, сжатую в кулак с поднятым вверх большим пальцем. Дети по очереди присоединяются к нему и дружно говорят: «Всем, всем добрый день!»
Психолог : «Каждое ваше утро в детском саду начинается с гимнастики. Для хорошего общения тоже необходима зарядка, только психологическая.»
Разминка.
Цель: Сосредоточение друг на друге, чередование напряжения и расслабления:
1. мимическая (с использованием соответствующих картинок) :
- улыбнитесь, как солнышко;
- нахмурьтесь, как тучка;
- рассердитесь, как два барана, столкнувшиеся на мостике;
- изобразите испуганного зайчика.
2. на расслабление и напряжение рук — упражнение «Ладошка — шарик» :
дети превращают свои ладошки в шарики (мягкая, округлая ладошка, солнышко (пальчики в стороны, напряжены, дождик (пальцы расслаблены, флажок (пальцы выпрямлены, напряжены, сжаты вместе).
3. голосовая разминка «У меня все получится!» :
детям предлагается повторить данную фразу вслед за психологом сначала шепотом, затем громко и наконец очень громко.
Беседа по теме занятия :
Ребята, взрослые вам часто говорят, что нужно быть дружными, не ссориться. А как вы понимаете, что такое дружба?
Поднимите руки те, кто уже нашел себе друга.
Выскажитесь по кругу, какой он — настоящий друг, какими качествами должен обладать.
А с какими детьми не хочется дружить?
Психолог : «В дружбе иногда возникают сложные ситуации, некоторые из которых мы сейчас попробуем решить с помощью игры «Профессор»
Цель: развивать социальную компетентность, мыслительную активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать свои мысли.
Каждому ребенку по очереди на голову надевается специальная «профессорская» шапочка. Психолог спрашивает «профессора» : «Как ты поступишь в ситуации, если:
- нечаянно обидел своего друга.
- с тобой никто не хочет дружить.
- твоего друга обидели.
- твой друг заплакал или загрустил.
- твоего друга воспитатель похвалила на занятии, а тебя нет.
- у твоего друга что-то не получается.
- твой друг принес в детский сад игрушку, которую ему купили родители, а у тебя такой нет, хотя ты давно мечтаешь о ней.
- твой друг знает больше, чем ты.
- твой друг нарушил правила поведения в группе.»
Вывод: каждый из нас за свою жизнь совершал как хорошие, так и плохие поступки. Но хорошего в нашем багаже должно быть намного больше.
Игра «Хорошие и плохие поступки»
Цель: развивать элементы рефлексии, научить детей критически относиться к своим поступкам, повышать самооценку, развивать уверенность в себе и самоуважение. Каждый ребенок получает листок бумаги. Необходимо сначала вспомнить какой — нибудь один свой плохой поступок, назвать его, затем представить, что лист бумаги — это он, скомкать его и выбросить в мусорное ведро (процедура проделывается по кругу).
Психолог : «А сейчас мы будем собирать чемодан в дорогу: передавать его по кругу и складывать в него свои хорошие поступки (символами хороших поступков будут бумажные голуби). Но не забывайте, что в данный момент вы-одна дружная, крепкая команда, поэтому, если вашему товарищу будет трудно высказаться о себе, помогите ему. Добрые поступки помогают человеку стать лучше. Не забывайте об этом!»
Игра «Зеваки»
Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, овладение навыками управления своим телом.
Играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу психолога (звук колокольчика) дети останавливаются, хлопают четыре раза в ладоши и идут в другую сторону.
Психолог :»А теперь мы перемещаемся в наш небольшой театр. Сейчас мы разыграем с вами маленькие сценки». Дети с помощью психолога инсценируют стихотворение С. Я. Маршака.
Цель: развивать умение детей передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и пантомимики.
Два маленьких котенка поссорились в углу,
Сердитая хозяйка взяла свою метлу
И вымела из кухни дерущихся котят,
Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.
А дело было ночью, зимою, в январе,
Два маленьких котенка озябли во дворе.
Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,
Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.
Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.
«Ну что, -она спросила, - не ссоритесь теперь?»
Прошли они тихонько в свой угол на ночлег,
Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег
И оба перед печкой заснули сладким сном,
А вьюга до рассвета шумела за окном.
ИГРА «Гадкий утенок»
ЦЕЛЬ: способствовать повышению самооценки детей,улучшению социального статуса» непопулярных «детей.
Ребятам предлагается вспомнить сюжет сказки Г. Х. Андерсена.
Психолог выясняет, кто из них хочет побыть в роли гадкого утенка. Желающему надевают на голову шапочку с изображением утенка. Остальные дети — прекрасные лебеди. Они не хотят дружить с гадким утенком и гонят его от себя, произнося фразы :»Кыш-кыш, уходи отсюда!», «Не подходи к нам!», «Мы не хотим с тобой дружить!»,
Наступает ночь, и лебеди «засыпают» (дети ложатся на ковер и «спят»). В это время педагог меняет маску гадкому утенку на шапочку лебедя. «Утром» лебеди просыпаются и видят, что гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя. Дети подходят к нему, обнимают, гладят и восхищаются : «Какой прекрасный лебедь!»
В роли гадкого утенка могут побыть все желающие.
Методика «Лесенка»
Цель: изучение самооценки детей.
Дети возвращаются в круг, рассаживаются на стульчики.
Психолог : «Мне кажется, что наше занятие помогло вам стать чуточку лучше. Посмотрите на эту лесенку.» Он показывает детям прикрепленную к мольберту картонную лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки красного цвета, и объясняет задание : «Если всех детей рассадить на этой лестнице, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети : умные, добрые, сильные, послушные, - чем выше, тем лучше ( показывает: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети, - чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажите, на какую ступеньку вы поставите себя».
После выполнения задания детям предлагается подарить немного добрых слов. Для этого два соседа по кругу кладут друг другу руки на плечи. Один ребенок говорит другому: «Оля (Миша,Таня, ты мне нравишься, потому что.» Можно обняться. И так по кругу.
Игра «Добрые слова».
Цель: научить видеть в людях хорошее и доброе, говорить комплименты; раскрыть перед детьми собственные возможности, способности и умения; тренировка доброжелательности.
Итог занятия — беседа по вопросам: понравилась ли сегодняшняя встреча? Что запомнилось больше всего? Что вызвало затруднения? Со всем ли удалось справиться?
Ритуал прощания, в конце которого все дружно произносят : «Всем, всем до свидания!»
Анализ мероприятия
Коррекционно - развивающее психологическое занятие
«Я — хороший, я — плохой».
Цель: научить детей видеть в людях хорошее и доброе, раскрыть свои возможности, способности и умения.
Задачи: 1. Развивать умение детей понимать мысль и настроение говорящего по его мимике, жестам и пантомимике;
2. Обращаться друг к другу по имени, при общении смотреть друг другу в глаза, использовать вежливые слова, не перебивать друг друга;
3. Развивать социальную компетентность, мыслительную активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать свои мысли;
4. Развивать элементы рефлексии, учить детей критически относиться к своим поступкам, повышать самооценку, упрочить уверенность в себе и самоуважение;
5. развивать произвольное внимание, быстроту реакции, овладение навыками управления своим телом и выполнение инструкции;
6. Развивать умение детей передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и пантомимики.
При проведении данного мероприятия удачными оказались следующие моменты:
- форма проведения: был отобран краткий, но в тоже время глубокий материал;
- задействовали наглядные подручные средства.
Вывод психолога : мероприятие прошло на высоком эмоциональном подъёме. Цель мероприятия достигнута, все поставленные задачи удалось реализовать.