Ямбушева Валентина Евгеньевна
Конспект занятия по познавательному развитию «Огонь — он хороший или плохой?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе
Тема: «Огонь – это друг или враг?»
Цель: Познакомить детей с правилами безопасности в быту.
Задачи:
Образовательные:
1. Активизировать словарь по теме «Пожарная безопасность».
2. Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Огонь — он хороший или плохой?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Темочки
3. Учить видеть противоречия, уметь их решать.
4. Закрепить умение подбирать прилагательные и глаголы к существительным.
Развивающие :
1. Развивать мышление.
2. Формировать умения понимать задачу, отвечать на вопросы.
3. Развивать умение устанавливать сходство.
4. Развивать речь.
Воспитательные:
1. Воспитывать личностные качества детей – организованность и самостоятельность.
2. Вырабатывать усидчивость, внимание.
Основная образовательная область: Познавательное развитие
Интегрированные образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Активизация словаря: Пожарная безопасность, пожар, пожарная команда.
Предварительная работа: Изучение иллюстраций из серии «Дошкольникам о пожарной безопасности», заучивание пословиц и поговорок, чтение рассказа Л. Н. Толстого «Пожарные собаки».
Материал: Кукла – мальчик, демонстрационная картина по пожарной безопасности, набор картинок.
Раздаточный материал: Карточка «Огонек» (хороший – плохой огонь).
Ход занятия.
Ребята отгадайте загадку:
- Рыжий зверь в печи сидит, рыжий зверь на всех сердит, он со злости ест дрова, ты его рукой не тронь, искусает всю ладонь (огонь).
- Скажите, что такое огонь?
- Для чего нужен огонь?
- Вы правильно рассказали мне о том огне, который помогает нам в жизни. Он помогает нам готовить еду, огонь согревает нас в холода, огонь светит нам, когда нам темно. Огонь помогает человеку в его делах, он является полезным помощником и другом человека.
- Это огонь – хороший или плохой? (хороший).
- Значит это друг, хороший огонь. Он, посмотрите, улыбается нам (показываю карточку).
- Скажите, а огонь может стать плохим?
- А в каких случаях, как может стать огонь плохим, каким образом? Ответы детей (показываю карточку вот какой огонь враг, злой). Огонь становится врагом и оборачивается страшным пожаром. Случился пожар в природе – гибнут деревья, травы, животные. Если в доме – горит мебель, пол, стены. Посмотрите, огонь с одной стороны хороший, добрый, а с другой он плохой, злой.
Ребята, посмотрите на картинки и скажите какие еще правила мы должны знать? (показываю картинки).
- Что может произойти, если оставить не затушенный костер? (ответы детей).
- Что будет, если зажигать бенгальские огни возле елки? (ответы детей).
- Почему детям не разрешают включать газовую плиту? (Ответы детей.)
- Можно ли оставлять включенный телевизор? (Ответы детей.)
- Можно ли играть со спичками? (Нет.)
Почему?
- Дети, постарайтесь запомнить все эти правила и соблюдать их, чтобы пожарная машина никогда не приезжала к вашему дому.
Физминутка:
Руки в стороны, в кулачок,
Разжимаем и на бочок.
Левую вверх!
Правую вверх!
В стороны, накрест,
В стороны, вниз.
Тук-тук, тук-тук-тук!
Сделаем большой круг. Возьмем карточки в руки.
- Огонь хочет с вами поиграть в игру «Огонь друг – огонь враг». Давайте покажем ему, когда бывает хорошим, а когда плохим.
- Я буду задавать вопросы, а вы будете поворачивать огонь той стороной, которая соответствует вопросу. Если огонь друг – улыбается, если огонь враг – злится.
1. Огонь в лампочке (хороший).
2. Огонь зажег штору (плохой).
3. Огонь помогает готовить обед (хороший).
4. Огонь зажег в лесу дерево (плохой).
Стук в дверь:
- Ребята, кто-то к нам стучится, посмотрите, к нам пришел Петя, почему-то он грязный, разутый. Сейчас у него спрошу, что же у него случилось? Ладно. Петя, не переживай, посиди с нами. (Поворачиваю картину детям.)
- Вот, ребята, посмотрите, что случилось с Петей. Петя решил подогреть на кухне обед, включил газовую плиту и ушел в комнату смотреть телевизор, он смотрел свой любимый мультфильм «Ну, погоди!», а в это время полотенце, которое лежало рядом с плиткой, вспыхнуло и начался пожар. Когда Петя забежал в кухню, там все горело.
- Как вы думаете, что начал делать Петя? (правильно он убежал снова в комнату и стал звать на помощь людей).
- Кто приехал на помощь? (Пожарные.)
- А что было бы, если бы Петя спрятался под диван, под стол, в шкаф? (Нельзя прятаться в дальних углах комнаты, опасен не только огонь, но и дым.)
- Что Петя сделал неправильно? (Включил плиту и ушел в комнату.)
- Почему случился пожар? (Плита была включена, загорелось полотенце.)
На кухне стоит в каждом доме плита, еду нам готовит и греет она. Ребята, скажите, а можно плиту, зажечь самому и оставить одну? (Нет.)
Ведь многим детям так и не ясно, что трогать плиту очень опасно.
- Какое правило всегда должны помнить дети?
- Правильно, дети не должны включать электроприборы: плиту, утюг, телевизор. Это должны делать взрослые. Дети не должны играть со спичками. Спички – это не игрушки. И правильно вы мне подсказали, что Петя не должен был прятаться, если дома возник пожар, Петя должен был звать на помощь, что он и сделал. Если спрячетесь, то вас будет очень сложно найти пожарным.
- Скажите, кто должен тушить пожар?
- Конечно, тушат пожарные люди, которые умеют это делать. Людей называют пожарными или спасателями. А кто мне скажет, по какому номеру телефону можно вызвать спасателей? (01.)
Дым увидел – не зевай
И пожарных вызывай.
Помни, каждый гражданин
Этот номер 01.
Игра- загадка:
-Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. В руках человека, при условии соблюдения правил пожарной безопасности, он послушен. Но если дать ему волю, то добро превращается в зло.
- Воспитатель читает четверостишия. Дети, после каждого четверостишия выбирают, как нужно поступить, либо: «Это я, это я, это все мои друзья!», либо – молчат.
Воспитатель: Кто задорный и веселый,
Верность правилам храня,
Бережет родной свой садик
От огня?
Дети: Это я, это я, это все мои друзья!
Воспитатель: Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?
Дети: молчат.
Воспитатель: Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнем недаром
Завершается пожаром!
Дети: Это я, это я, это все мои друзья!
Воспитатель: Кто украдкой в уголке
Жег зажигалку на чердаке?
Загорелся старый стол,
Еле сам живой ушел!
Дети: молчат.
- Молодцы ребята, а сейчас назовите пословицы и поговорки про огонь :
- «нет дыма без огня»;
- «не шути с огнем – обожжешься»;
- «не имей привычки носить в кармане спички»;
- «огонь – друг и враг человека»;
- «с огнем не играй, пожар не затевай»;
Итог: Итак дети, Петя благодарит вас за советы, которые он получил на нашем занятии, как нужно обращаться с огнем, что огонь бывает другом, но и может быть врагом.
Поэтому детям нужно твердо знать такие правила:
Нельзя играть с огнем,
Огонь не игрушка!
Молодцы ребята, теперь вы знаете, что огонь бывает хороший и плохой!