Екатерина Белова
Коррекционно-развивающая среда в логопедическом кабинете школы для детей с ОВЗ класса «Особый ребенок»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В статье рассматривается проектирование коррекционно-развивающей среды в кабинете логопеда для детей младшего школьного возраста класса "Особый ребенок", в соответствии с ФГОС и пути совершенствования методов и форм логопедической помощи.
Публикация «Коррекционно-развивающая среда в логопедическом кабинете школы для детей с ОВЗ класса „Особый ребенок“» размещена в разделах
- Логопедические кабинеты. Образовательная среда
- Оформление детских садов
- Оформление кабинетов в ДОУ
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Ключевые слова: младшие школьники, "особый ребенок", коррекционно-развивающая среда, логопед, логопедическое сопровождение.
В XXI веке современная школа и специальное коррекционное образование предполагает переосмысление составляющих образовательного процесса в соответствии с ФГОС. Огромное внимание со стороны государства РФ уделяется содержанию образования детей с ОВЗ. Одним из важнейших условий работы школы с детьми с ОВЗ является создание коррекционно-развивающей среды и в кабинете логопеда.
В основу коррекционной системы обучения положена идея системного подхода к коррекционно-развивающему обучению и воспитанию детей, так в учебном плане по новым стандартам возникло коррекционно-развивающее направление работы. Оно опирается на современное представление о предметном характере деятельности, ее роли и значении для психического и личностного развития ребенка. В школе для обучающихся с ОВЗ создается позитивная коррекционно-развивающая среда,учитывающая интересы и потребности ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности и задачи коррекционно-воспитательного воздействия.
Для создания оптимальной коррекционно-развивающей среды в логопедическом кабинете школы для детей с ОВЗ, я также учитывала особенности развития учащихся класса "Особый ребенок". При знакомстве с такими классами, открытыми в данной школе и работающими на протяжении многих лет накопился опыт работы с данным контингентом. А именно:самые сложные и уникальные дети учатся в этих классах. Общим для детей с ограниченными возможностями здоровья является замедленный темп развития, задержка развития эмоциональной регуляции, дети не умеют говорить, нарушена координация движений, отсутствует активность во всех сферах жизнедеятельности. В отношении к предметной деятельности, к явлениям окружающего мира, к социальным явлениям у данных детей наблюдается – пассивное отношение к сверстникам, окружающим, взрослым, а бывает агрессивные, гиперактивные и неуправляемые реакции. Итак, для правильного построения среды необходимо анализировать структуру нарушений эмоциональной регуляции и соответственно для каждого ребенка продумывать, как создать такую среду. Чем мне и пришлось заняться в первую очередь.
По итогам предварительной диагностики каждый из учащихся класса "Особый ребенок" нуждается в логопедической помощи. Дети имеют схожие диагнозы, связанные с органическими поражениями ЦНС, которые проявляются тяжелыми нарушениями речи, мелкой моторики, расстройствами аутистического спектра, патологии органов зрения, слуха, артикляционного аппарата и нарушениями эмоционально-волевой сферы. Также и поведение таких учеников бывает неадекватно: агрессивное, либо пассивное, либо совершенно отвлеченное от действительности. Заниматься с такими детьми очень сложно. Внимания детей хватает самое большее на 10-15 минут. Как проводить логопедические занятия с детьми класса "Особый ребенок"?Наблюдая за организованной системой школы, я поняла, что дети попадают в упорядоченную, спокойную атмосферу, где отработан режим дня: уроки, перемены, коррекционные занятия, прогулки, двухразовое питание, то они очень быстро адаптируются и следуют ей. Было необходимо и на логопедических занятиях выстроить точную систему каждого урока, где будет все дозировано:знания, отдых, развитие иэмоциональный фон. Занятия с детьми данной категории делятся на две части: первая -образовательная, вторая - игровая. Длительность и соотношение частей определяется из реальных возможностей нервно-психического здоровья детей. Многие обучающие были поставлены на индивидуальные занятия, так как нуждались в определенных условиях и имели очень тяжелые дефекты, связанные с поведением и индивидуальным подходом.
Работа учителя логопеда с детьми с ОВЗ имеет ряд особенностей :
1. Диагностика выявления характера нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик.
2. Составление плана индивидуального развития, определение образовательного маршрута.
3. Личностно-ориентированный подход к каждому обучающемуся с ОВЗ.
Известный факт, что интеллект младших школьников с ОВЗ, соответствует дошкольному возрасту. Поэтому организация, форма работы, привлекаемый материал должны соответствовать уровню дошкольника. Главным методом работы является игра, включающая природное и бытовое окружение; ситуации и ролевые проявления; дидактические игры и игрушки.
В классе "Особый ребенок" обучаются дети с системными нарушениями речи тяжелой и средней степени тяжести. Поэтому можно выделить 2 категории - "говорящие" и " неговорящие" дети.
Если, при работе с детьми с системными нарушениями речи средней степени тяжести логопедическое занятие проводится как с дошкольником, то работа с "неговорящим" ребенком направлена на компенсацию, реабилитацию и профилактику вторичных нарушений. Много времени в работе уделяется всестороннему развитию способностей детей с ОВЗ, создающих доступность образовательной среды : музыка, компьютерная грамотность, рисование, труд. Т. е. на каждом логопедическом занятии я использую музыкальные песенки, ритмические палочки, игры со счетом и много карточек с заданиями. Все это максимально приближено в жизни и жизненным ситуациям. Учитывается время года, уровень подготовки ребенка и его эмоциональный настрой. На занятии часто приходится переключаться с одного вида деятельности на другой,так как дети подвержены быстрому утомлению и теряют интерес к занятию. Нужно очень внимательно следить за состоянием ребенка и использовать разные методы для поддержания тонуса и интереса.
К сожалению, при сравнении детей к концу года, динамика речевого развития незначительная. Но если работать в системе,учитывать подвижность нервной системы обучающегося, иметь тесную связь с семьей ребенка, то результаты всегда бывают намного лучше.
Учитывая вышесказанное, можно считать, что коррекционно-развивающая средалогопедического кабинета, а именно материально-техническое оснащение, обеспечение методической базы деятельности педагога, здоровьесбережение, индивидуальный подход, коррекционная работа, помогает обучению ребенка и компенсации имеющихся у него ограничений и достижения более высоких результатов.
Таким образом коррекционно-развивающая среда улучшает взаимодействие ребенка в социуме, стимулирует развитие самостоятельности, удовлетворяет жизненно важные потребности.
Литература:
1. Борщанская А. К. К созданию специальной коррекционно-развивающей среды в школе VIII вида, [Текст]/ Дефектология, 2002г. № 2, с. 8
2. Петровский, А. В. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / А. В. Петровский. — М., 1993. — 102 с.