лариса девяткова
«Предметно — развивающая среда с детьми ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Бродовский детский сад»
Конспект
Предметно – развивающая среда с детьми ОВЗ
Воспитатель: Девяткова Л. А
2016 год
Пусть нет у меня ног, но чувства же остались,
Я видеть не могу, но думаю все время,
Не слышу я совсем, но я хочу общаться,
Так почему же люди не видят моей пользы,
Не знают моих мыслей, общаться не хотят.
Ведь я способна думать, совсем как остальные,
О том, что окружает Меня и всех других.
Карали Северс, 14 лет
Публикация «„Предметно — развивающая среда с детьми ОВЗ“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
С 1 сентября 2013 г. принят Закон "Об образовании в РФ"
Согласно закону, инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении. При этом они должны получать специализированную помощь.
С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. И если для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад - это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может быть местом, где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни, так как построение коррекционно-развивающей программы в ДОУ обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с ОВЗ.
Группы обучающихся с ОВЗ
• Глухие, слабослышащие, позднооглохшие, перенесшие кохлеарную имплантацию;
• Слепые, слабовидящие, имеющие функциональные нарушения зрения;
• Дети с тяжелыми нарушениями речи;
• Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
• Дети с задержанным психическим развитием;
• Дети с расстройствами аутистического спектра;
• Дети с нарушениями интеллекта;
• Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития.
• Глухие, слабослышащие, позднооглохшие, перенесшие кохлеарную имплантацию;
• Слепые, слабовидящие, имеющие функциональные нарушения зрения;
• Дети с тяжелыми нарушениями речи;
• Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
• Дети с задержанным психическим развитием;
• Дети с расстройствами аутистического спектра;
• Дети с нарушениями интеллекта;
• Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Условия инклюзивного образования детей с ОВЗ
• Создание соответствующего образовательного пространства
• Создание программно-методического обеспечения
• Создание предметно-развивающей образовательной среды
• Создание дидактического обеспечения
• Образовательное пространство для детей с ОВЗ
• Безопасная среда жизнедеятельности
• Функциональные помещения для обеспечения коррекции (кабинеты врача, учителя-дефектолога, учителя- логопеда, зал ЛФК, кабинет педагога- психолога)
• Взаимодействие с окружающим социумом (детская поликлиника, ПМПК, соцзащита, социокультурное пространство) Программно-методическое обеспечение для инклюзивного ребенка
• Основная образовательная программа
• Протокол ПМПК
• Индивидуальный коррекционно- развивающий маршрут
• Индивидуальная коррекционно- развивающая программа
• Система индивидуальной работы в календарном плане
Цель создания среды в инклюзивном пространстве детства
– обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности в соответствии с ее возможностями.
Развивающая среда выступает в роли
стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления
личности ребенка, она обогащает личностное развитие, компенсирует ряд несформированных функций.
Пути решение проблемы – создание адекватной среды
• Организация жизнедеятельности детей с ОВЗ и инвалидностью во многом зависит от того, насколько целесообразно создана окружающая среда, поскольку она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором корреккционного преодоления недостаточности психофизического развития детей.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать :
• реализацию различных образовательных программ;
• в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
• учет национально-культурных, климатических условий, в которых
осуществляется образовательная деятельность;
• учет возрастных особенностей детей.
• Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Предметно-пространственная среда в инклюзивном ДОУ должна иметь:
привлекательный вид;
выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
снимать утомляемость;
положительно влиять на эмоциональное состояние;
помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;
давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью
Требование к предметно – пространственной среде :
• Требования к предметному содержанию можно разделить на две группы: общие и специальные.
• Критерии первой группы указывают на такие качества, которые должны категорически у них отсутствовать, т. к. они оказывают негативное влияние на психическое и физическое здоровье ребёнка.
Предметно – развивающая среда для инклюзивного образования
• Обязательная зона коррекции
• Уголки уединения
• Индивидуальное авторское пространство ребенка
• Развивающая среда с учетом «зоны ближайшего развития»
Коррекция (спец условия) когнитивных нарушений средствами
Арт-терапия детей с ОВЗ
• изотерапия,
• музыкотерапия,
• библиотерапия,
• сказкотерапия,
• танцетерапия,
• театротерапия,
• псаммотерапия,
• литотерапия,
• ароматерапия,
• скультотерапия.
Совместная деятельность родителей и педагогов при создании предметно – развивающей среды :
Гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей
Обеспечивать эмоциональное благополучие детей
Способствовать профессиональному развитию педагогов
Создавать условия для развивающего вариативного дошкольного образования
Обеспечивать открытость дошкольного образования
Создавать условия для участия родителей в ОД
Комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность
Образовательная среда
Весь комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в ДОО, в том числе развивающая предметно-пространственная среда, взаимодействие между педагогами и детьми, детская игра, развивающее предметное содержание образовательных областей и другие условия перечисленные в Стандарте
Создание коррекционно-развивающей среды предусматривает :
• Ведущая роль в создании благоприятных условий для развития ребёнка с нарушениями в развитии, в коррекции и компенсации вторичных отклонений, которые возникают в течение его жизни, в их профилактике принадлежит родителям.
• От того, какую позицию будут занимать в воспитании родители, во многом зависит, вырастет ли их ребёнок самостоятельным человеком, способным не быть в тягость окружающим, найдёт ли он своё место в жизни