МААМ-картинки

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с детьми с РАС

Ольга Ерофеева
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с детьми с РАС
▼ Скачать + Заказать документы

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С РАС.

Ерофеева Ольга Сергеевна,

Магистр, учитель-логопед,

МБОУ СОШ «Перспектива»

Аннотация: В статье раскрыты особенности работы логопеда с детьми с РАС в условиях общеобразовательной школы, основанные на практическом опыте. Логопедическая работа с детьми с аутизмом требует от специалиста не только теоретических знаний структуры развития, но также умение правильно организовывать свою коррекционную работу.

Публикация «Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с детьми с РАС» размещена в разделах

Ключевые слова: дети с аутизмом, аутизм, логопедическая работы, коррекционная работа.

CORRECTIONAL AND DEVELOPMENTAL WORK OF A SPEECH THERAPIST TEACHER WITH CHILDREN WITH ASD.

Erofeeva Olga Sergeevna

Abstract : The article reveals the features of the work of a speech therapist with children with ASD in a secondary school, based on practical experience. Speech therapy work with children with autism requires from a specialist not only theoretical knowledge of the structure of development, but also the ability to properly organize their correctional work.

Key words : children with autism, autism, speech therapy work, correctional work.

В современной системе образования важное место отводится инклюзивному образованию, а именно коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ, в том числе и детям имеющих РАС.

Коррекционно-развивающая работа с аутичными детьми достаточно сложная. И связана эта сложность со спецификой данного нарушения.

Мы с вами знаем, что АУТИЗМ – это погружение в мир личных переживаний.

Сопровождается ослаблением или потерей контакта с окружающим миром, качественным нарушением способности к общению, нарушение в сфере социального взаимодействия, ограниченностью интересов, наблюдается повторяющееся и стереотипное поведение, качественным нарушением речи (страдают – просодика, фонематика, лексика, грамматика, связная речь – осмысленное логическое высказывание, логика мышления).

Детский аутизм проявляется в различных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития.

О. С. Никольская и специалисты лаборатории под её руководством, разработали следующую классификацию таких детей:

1 группа. Дети с отрешенностью от внешней среды. Это дети с наиболее тяжелыми нарушениями. В тяжелых случаях ребенок не может произносить ни слова, ни отдельные звуки (за исключением спонтанных вокализаций, аутостимуляций).

2 группа. Отвергающие внешнюю среду. Они более контактны, но при этом имеют более высокий порог страха перед изменениями во внешней среде, даже малейшие сдвиги могут вызвать агрессию, истерику, уход в аутостимуляцию. Речь таких детей односложная, в диалог не вступают.

3 группа. Дети эмоционально обеднены, склонны к вспышкам агрессии. Речь у детей 3 группы, более развернутая, эти дети более адаптированы к внешней среде. Способны обучаться в общеобразовательной школе.

4 группа. У детей менее выражены аутистические признаки. Усваивают поведенческие штампы. Но эти дети остро реагируют на резкие замечания, сверхосторожны, пассивны в социальном взаимодействии. У таких детей нередко обнаруживается одаренность в какой-то определенной области.

У большинства детей с РАС наблюдается эхолалия. Что же такое эхолалия? Эхолалия бывает как естественная, так и патологическая. Естественная эхолалия встречается в возрасте, примерно, до 4 лет. Это связано с тем, что ребенок обучается коммуникативным навыкам путем повторения за взрослым. Патологической эхолалией можно назвать состояние, при котором наблюдаются еще и интеллектуальные нарушения. Если эхолалия проявляется во взрослом возрасте – это всегда патология. Эхолалия может быть как немедленная, возникающая «здесь и сейчас», так и отсроченная – проявляется через какой-то временной промежуток (час, 2 часа, день).

Так же у многих детей с РАС наблюдаются вокализации. Вокализации ребенок применяет в качестве аутостимуляции.

При изучении заключения ПМПК мы встречаем такую формулировку – системное недоразвитие речи. СНР ставится в случае нарушения интеллекта, сенсорных дефектах, органическом поражении ЦНС. Уровни речевого развития при СНР определяются по тем же параметрам что и ОНР.

Логопедическая работа с такими детьми ведется также как при ОНР с поправкой на первичный диагноз. При разработке программы необходимо учитывать особенности развития ребенка при аутизме.

В нашей образовательной организации была разработана «Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы учителя-логопеда по развитию речи для учащихся с РАС». Данная программа разработана в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ. Программа направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы УУД, выступающей как основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Программа по коррекции речевых нарушений у учащихся с РАС рассчитана на 4 года обучения. Сроки коррекции могут варьироваться в зависимости от тяжести и специфики нарушения, компенсаторных возможностей ребенка, регулярности посещения логопедических занятий и т. д.

Цель логопедической работы : освоение учащимися коммуникативной функции языка на основе ценностных ориентиров содержания образования в соответствии с требованиями ФГОС, развитие активной сознательной деятельности в области речевых фактов, создание условий для успешного освоения основной общеобразовательной программы путём развития речевых навыков у детей с аутизмом.

Основные задачи логопедической работы при аутизме :

• дифференциация речевых нарушений, обусловленных аутизмом и сопутствующими синдромами;

• установление эмоционального контакта с ребенком;

• активизация речевой деятельности;

• формирование и развитие спонтанной речи в быту и в игре; развитие речи в обучающей ситуации и развитие речи в целом.

Обратите внимание, что коррекция звукопроизношения не является основной задачей!

Психолого-педагогическое сопровождение детей с аутизмом осуществляется междисциплинарной командой специалистов (учителем-предметником, педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем–логопедом, тьютором). Коррекционному специалисту важно иметь постоянный диалог с учителем класса, учитывать его мнение, пожелание в построении индивидуальной работы с учениками.

Работа логопеда строится с опорой на диагностическое обследование, которое проводится в начале учебного года среди всех учеников начальных классов. Проводится в виде:

- наблюдения;

- беседа;

- внесение результатов в индивидуальные речевые карты.

Обследование речи детей начального школьного возраста проводится по методике Т. А. Фотековой.

Занятия с учащимися с аутизмом проводится в индивидуальной и групповой форме, так же занятия могут комбинироваться или чередоваться в зависимости от потребностей учащегося и его эмоционального состояния здоровья. Тематический план логопедической работы, разработанный учителями-логопедами нашей школы, подходит как для групповой, так и индивидуальной работы. Занятия проводятся два раза в неделю. Если в связи с учебной нагрузкой эмоциональное состояние учащегося ухудшается, количество занятий сокращается до одного раза в неделю.

Так же учителем-логопедом, в соответствии с учебным планом, 1 раз в неделю проводятся логоритмические занятия. Занятия логоритмикой способствуют развитию всех компонентов устной речи, слухо-зрительно-двигательной координации, общей и мелкой моторики. При проведении логоритмики используются стихотворения, потешки, песенки (сопровождающиеся движениями); подвижные игры на координацию и внимание. Движения и речь должны быть простыми и доступными для самостоятельного повторения ребенком, речевой материал должен быть знаком ребенку. В конце каждого занятия происходит момент релаксации – слушание музыки или песни, с последующим обсуждение музыкального материала.

Логоритмические занятия дублируют лексический материал основной логопедической программы, что способствует лучшему усвоению речевого материала учениками.

Продолжительность групповых занятий равна продолжительности школьного урока (35 – 40 минут). Время индивидуальных занятий варьируется от 20 минут до 40 минут (в зависимости от индивидуальных потребностей и возможностей каждого конкретного ученика).

Организация рабочего места – в поле видимости должно быть как можно меньше предметов. Все материалы располагаю рядом с собой, на отдельном столе или стуле, вверх «рубашкой».

Расположение учителя относительно ученика – напротив, рядом, слегка за спиной (в зависимости от того, требуется ученику физическая помощь и от его эмоционального настроя). С некоторыми детьми работа проводится в положении «стоя», «через парту».

Важно помнить: дети с РАС тяжело воспринимают вербальную инструкцию (т. к. мыслят образами, особенно длинную, многоступенчатую. Это может вызвать у них агрессию, аффективное поведение.

Необходимо:

- предъявлять четкие, конкретные инструкции, делить длинную инструкцию на несколько частей ( например: вместо «раскрась квадрат красным цветом» - «1. возьми красный карандаш - 2. найди квадрат - 3. раскрась»);

- использовать наглядный материал – печатные задания, дидактический (черно-белый, цветной – в зависимости от предпочтений ребенка);

- использовать подсказки (физическую – действовать «рука в руке», указательный жест, моделирование правильного ответа (сделай как я, речевая – начало слова или полное слово (ответ, визуальная - взглядом).

Так же важно соблюдать ритуалы урока:

Начало урока – приветствие (назови своё имя);

Конец урока – поощрение (словесное или визуальное и т. п., прощание.

«СНАЧАЛА – ПОТОМ»

Важно помнить, что дети с РАС не могут воспринимать временные рамки. Необходимо визуализировать время – сначала рисуем, потом играем, потом обед, потом уход домой. Это может быть – карточка с картинками (визуальное расписание, может быть - карточка с написанным с расписанием. На слайде 8 представлен пример такого расписания – уроки, перемены, поход в столовую, приветствие. Уход домой и т. д.

Фраза «сначала … - потом ….» помогает организовать ребенка на действие. Он понимает, что урок/задание не бесконечные, что, сделав какое-то задание он получит ожидаемое (отдых, полежать на парте, конфету или что-то другое).

Для визуализации времени можно использовать – таймер на телефоне/часах, песочные часы. Когда ребенок видит сколько осталось до конца занятия или сколько еще ему делать то или иное упражнение – ему легче «прожить» это время.

Кроме того, необходима система поощрений внутри урока (жетоны, звезды, возможность поиграть с любимой игрушкой, съесть конфету и т. п.). Индивидуальное поощрение подразумевает, что ребенок получает один жетон за выполненное задание/действие – собрав все жетоны – получает звезду и поощрение (маленькое – отдых 1минуту). Когда собирает 3 звезды – урок окончен – перемена. На групповых занятиях собирают общие большие жетоны, за выполнение общих заданий. Надо подгадать так. Чтоб пятый жетон был в конце урока. Пять жетонов – перемена.

Если ребенок находится в регулярном классе, он «не находится на жетонах», но ему необходимо поощрение – ему можно предложить после выполнения какого-либо задания, полистать книгу, поиграть с маленькой игрушкой, помять/разорвать бумагу, почиркать, съесть мармелад и т. д. то есть поощрение необходимо в любом случае, вопрос в том, как вы решите поощрять, какое поощрение будет действенным. Есть дети, которые ради маленького стеклянного камушка готовы выполнить любое задание.

Также, в кабинете на стене висят «поведенческие подсказки» - «не кусаться, не щипаться, не кричать». Карточка «сиди тихо». Во время урока часто приходится обращать внимание ребенка/детей на эти правила поведения.

Конечно, работой на логопедических занятиях сопровождение детей с РАС учителем-логопедом не ограничивается. Так же проводятся наблюдения за детьми на уроках, во время внеурочной деятельности (перемены, различные мероприятия). Важно услышать, как ребенок использует навыки коммуникативной речи в быту, в самостоятельных реакциях (выражает просьбу, вступает в диалог и т. д.); увидеть, как пользуется навыками письменной речи при самостоятельной работе – написание сочинений, изложений.

Главная задача любого специалиста сопровождения – это помочь ученику с РАС в усвоении УУД. Помочь стать успешным в учебе, уметь применять полученные навыки во внешней среде.

В заключении хочется еще раз вспомнить очень важную фразу:

Не ребенок с аутизмом адаптируется к окружающей среде, а окружающая среда адаптируется под ребенка с РАС.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопедаГодовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя – логопеда ЦЕЛЬ: формирование предпосылок учебной деятельности, компетенций, обеспечивающих.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (II часть)Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (II часть) Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя – логопеда Хворовой Е. В. на 2017 – 2018 учебный год. (II часть) Декабрь. Документационный.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (III часть)Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (III часть) Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя - логопеда Хворовой Е. В. на 2017 - 2018 учебный год. Март Документационный блок.

«Комплексная коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ». В помощь педагогам-психологам«Комплексная коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ». В помощь педагогам-психологам Работая в должности педагога-психолога в детском саду и имея под опекой несколько детей с ОВЗ, я в первую очередь решила приложить максимум.

Кружковая работа учителя-логопеда в ДОО: организационно-методические аспекты Кружковая работа учителя-логопеда в ДОО: организационно-методические аспекты МБДОУ «Детский сад № 66 «Белочка» города Смоленска, учитель-логопед.

Перспективное планирование работы учителя-логопеда с родителями и детьми адаптационной группыПерспективное планирование работы учителя-логопеда с родителями и детьми адаптационной группы Учебно-тематический план работы учителя-логопеда Голубевой Т. В. в адаптационной группе "Цыплята" МБДОУ «Детский сад № 38 «Золотой петушок».

Презентация «Коррекционно-развивающая работа по направлению «Развитие пространственных представлений у дошкольников» Тема освещена в форме презентации и представляет собой обоснование проблемы на основе научных данных и литературы, а так же представления.

Развивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДООРазвивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДОО Пояснительная записка Паспорт кабинета – основной документ, который отражает материально-техническое оборудование, состояние и оснащённость.

Коррекционно — развивающая работа с детьми, имеющими нарушение зрения Работа нашего дошкольного учреждения направлена на воспитание, обучение, разностороннее развитие детей с нарушениями зрения с целью ранней.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с детьми с РАС
Опубликовано: 15 июня 2023 в 07:08
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с детьми с РАС» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Ерофеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД