Юлия Лукоянова
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога по снижению агрессивности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно- развивающая работа педагога психолога по снижению
агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.
В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения человека стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. Невозможно сегодня представить себе такую газету, журнал или программу радио – и телевизионных новостей, где не было бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии или насилия.
Публикация «Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога по снижению агрессивности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Работа психолога в ДОУ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Особенно остро, в настоящий момент, является проблема роста детской преступности и ассоциальности. Агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и пр. Однако у определённой категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребёнка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребёнок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.
В старшем дошкольном возрасте проявление форм агрессивного поведения у детей наблюдается в процессе их взаимодействия со сверстниками, в совместной деятельности, игре.
Данная работа посвящена рассмотрению некоторых сторон детской агрессивности, методом её диагностики и коррекции.
Цель работы : диагностика и коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Базой экспериментального исследования являлась старшая группа МАДОУ № 95.
Для достижения поставленных задач были использованы следующие методы:
-наблюдение
-методика РНЖ (рисунок несуществующего животного)
-цветовой тест Люшера
-игровые приёмы
Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего возраста.
Генри Паренс рассмотрел две формы агрессии, которые проявляются у детей любого возраста даже у очень маленьких.
Первая – недеструктивная агрессия, то есть настойчивое, неврожденное самозащитное поведение, направленное на достижение цели и тренировку.
Вторая форма, врожденная деструктивность, проявляется в злобном и враждебном поведении, связанным с переживанием интенсивного дистресса и боли. К концу первого года, наблюдается реакция ярости у детей, без труда можно заметить, что ребенок испытывает чувство враждебности и нередко оно сопровождается желанием причинить вред. Примером этого может служить тот случай, когда ребенок гневно швыряет игрушки, если его против воли усаживают в коляску. Наблюдения за детьми (даже в тех случаях, когда их поведение исключает разрушительные желания) показывают, что должен существовать некий пусковой механизм для реакции ярости. Таким пусковым механизмом является переживание чрезмерной боли или дистресса и дискомфорт. Под воздействием дистресса или боли возникает желание причинить боль и вызвать деструкцию объекта или личности, которые были предметом контроля. В этом и состоит суть враждебного поведения и проявление ненависти и ярости.
Именно она может приводить к возникновению эмоциональных конфликтов, острого чувства вины, формировать грубые черты в характере, лимитировать способность к адаптации, к установлению доброжелательных отношений с людьми и ко многому другому. Без преувеличения можно сказать, что способность ребенка справляться со своей агрессией определяет его будущее благополучие и развитие его индивидуальных и социальных качеств.
Но прежде чем научить ребенка справляться со своей агрессией, необходимо проанализировать факторы, обусловливающие становление и развитие агрессивного поведения.
Дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из двух источников.
Семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечить его подкрепление. Агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между детьми и родителями огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлению детской агрессии безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий предполагают силовые методы, особенно физические наказания. На агрессивность ребенка будут влиять не только взаимоотношения в семье, но и стиль семейного воспитания, а также взаимоотношения ребенка с братьями и сестрами.
Вторым источником является взаимодействие со сверстниками. Игра со сверстниками дает детям возможность научиться агрессивным реакциям (например, пущенные в ход кулаки или оскорбление). Шумные игры - в которых дети толкаются, догоняют друг друга, дразнятся, пинаются и стараются причинить друг другу какой-то вред - фактически могут оказаться сравнительно «безопасным» способом обучения агрессивному поведению.
Исходя из целей работы вся экспериментальная программа, состоит из трех частей, в которые включены наиболее оптимальные методы и методики диагностики и коррекции агрессивного поведения детей.
1 этап – констатирующий эксперимент.
В него вошли: метод наблюдения, проективная методика «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ, Цветовой тест Люшера. Эти диагностики наиболее подходят для данного этапа, так как они ярко показывают наличие, и степень агрессивности у детей старшего дошкольного возрасти.
Метод наблюдения самый древний метод сбора информации о поведении детей. Он помогает получить полную, богатую информацию для предварительного психологического анализа особенностей поведения детей.
Методика РНЖ – одна из наиболее распространенных проективных методик диагностики агрессивности детей. Помогает выяснить и уточнить черты личности, установки и психологические проблемы ребенка. А так же дает возможность наглядно увидеть, и проанализировать неадекватное поведение ребенка.
Цветовой тест Люшера, методика интересная, воздействующая как мощный аккорд одновременно на разные стороны человеческой психики. Он прост и лаконичен, способен выявить неподвластные сознанию проявления индивидуально – личностных свойств человека, его эмоционального базиса и тонких нюансов в меняющемся состоянии. Тест доступен для диагностирования детей старшего дошкольного возраста.
2 этап – коррекционная работа.
Она состояла из цикла занятий, цель которых: обучение детей системе управления своим агрессивным поведением; развитие способности понимать, осознавать и принимать детьми старшего дошкольного возраста своего чувства гнева. Занятия состояли из игр и упражнений, направленных на реализацию поставленных целей.
3 этап – контрольный эксперимент.
В него вошли - Цветовой тест Люшера и анкетирование воспитателя. Эти методики позволяют отметить некоторые результаты коррекционного воздействия.
Анализ результатов диагностик показал, что наличие агрессивного поведения присутствует в жизни каждого ребенка. Но у одних детей агрессивное поведение носит пассивно-защитный характер, а у других детей активный, ярко выраженный. Но любое агрессивное поведение можно предотвратить, или уменьшить частоту его проявлений путем обучения детей конструктивным способам выражения агрессии, изменением психосоматического состояния в ситуации проявления гнева. Все это осуществляется в процессе проведения коррекционных упражнений с детьми.
Исходя из данных, полученных во время проведения диагностики детей старшего дошкольного возраста, была составлена и осуществлена на практике работа с агрессивными детьми в трё х направлениях:
1) Работа с родителями
2) Коррекционно-развивающая работа с детьми
3) Взаимодействие с воспитателями
Одной из важных перспектив является работа с их родителями : индивидуальные консультации, анкетирование родителей, выступление на родительском собрании, стендовая информация в рубрике «Рекомендации специалистов» способствует психологическому просвещению родителей по вопросу детской агрессивности.
Цель коррекционной программы : обучение детей системе управления своим агрессивным поведением, ослабление негативных эмоций, поиск альтернативных способов Коррекционная программа состоит из цикла занятий. Всего было проведено двадцать занятий по 30 – 35 минут каждое. Все занятия состояли из трех частей: вводная часть, основная, заключительная. Во вводную часть были включены физические упражнения, цель которых – поднять мышечный тонус, эмоциональное состояние детей. Содержание основной части предполагало знакомство детей с теоретическим материалом, игры и упражнения. Заключительная часть – релаксация. Занятия были основной частью коррекционной программы, но коррекция агрессивного поведения осуществлялась и вне занятий.
Наиболее эффективным методом преодоления агрессивного поведения детей является метод песочной терапии. Игра с песком всегда вызывает у ребёнка любого возраста неподдельный интерес. Она даёт возможность более быстро установить контакт с детьми. Ребёнок воздвигает на песке своё собственное миниатюрное изображение мира, тем самым, рассказывая о себе без слов. Анализируя песочную картину и рассказ ребёнка, можно провести диагностику причин агрессивного поведения ребёнка без травмирующих для него расспросов. Также игры с песком дают наиболее эффективные результаты в отработке и закреплении новых навыков общения, поскольку для дошкольников игра – это ведущая деятельность, которая помогает им научиться правильно относиться к другим людям в реальной жизни. На некоторых этапах с агрессивными детьми наряду с песком, используется рисование, которое ценно тем, что даёт возможность детям выразить себя невербально – ведь вербальная (с помощью слов) система общения развита у них ещё недостаточно. Рисование позволяет ребёнку отреагировать свои эмоции, выплеснуть агрессию на бумагу, дать волю своей фантазии: ведь нарисованное – это в какой-то мере сбывшееся. В частности были созданы условия, для того чтобы дети в любой момент времени могли выразить свои накопившиеся негативные эмоции. В группе постоянно висел «Листок гнева». Цель этого листа – дать возможность ребенку выместить агрессию на какой-либо объект, в частности на листок.
Не менее эффективным способом выражения гнева является работа с глиной, пластилином, гибкость и податливость которой делает её пригодной для удовлетворения самых разнообразных потребностей. Дети, которые очень рассержены, могут различными способами дать выход своему раздражению. Например, слепить фигурку того, на кого они очень злятся, а потом разломать её. Этот вид творчества – один из наглядных из всех видов искусства, который позволяет психологу наблюдать за состоянием ребёнка, что является достаточно важным в работе с любой проблемой.
Также активно осуществлялось взаимодействие с воспитателями в форме беседы, консультаций, практических рекомендаций по теме агрессивного поведения у детей. Для того, чтобы педагоги имели навык общения с такими детьми и понимали их психологические особенности, предлагалось тоже проводить различные игровые упражнения (как индивидуально, так и с группой) с целью обучения детей системе управления своей агрессией.
Проанализировав полученные результаты и сравнив их с имеющимися данными первичной диагностики можно сделать вывод о наметившихся позитивных изменениях в проявлении агрессивного повеления детей старшего дошкольного возраста. Цветовые выборки агрессивных детей изменились. Более предпочитаемыми цветами стали желтый, зеленый, синий. Они характеризуются устойчивым эмоциональным состоянием, самоконтролем. Это свидетельствует о том, что изменился характер проявления агрессивного поведения детей в процессе коррекционной работы, улучшилось эмоциональное состояние детей старшего дошкольного возраста.
Для более объективного анализа изменения агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста было проведено анкетирование воспитателя, работающего с данными детьми. Ответы воспитателя на вопросы анкеты позволили сделать следующие выводы: дети с агрессивным поведением стали более спокойными, уступчивыми. Во время конфликтов не прибегали к недопустимым в обществе формам проявления гнева (то есть не ломали мебель, не били и не кусали детей). Стали более вежливыми, уменьшились пререкания на замечание воспитателя. Некоторые агрессивные дети активно играли в сюжетно-ролевые игры, в случае возникновения конфликта сами разрешали его. Часто дети после занятий проигрывали упражнения «Колодец», «Я – лев!» и т. д.
Таким образом, можно сказать, что дети научились системе управления своей агрессией, хотя это только механический, то есть управление агрессией еще не стало внутренним процессом ребенка. Для этого нужна более длительная работа не только с детьми, но и с родителями.
Исходя из результатов полученных в ходе контрольного эксперимента, были даны рекомендации родителям и воспитателям агрессивных детей.
Список литературы
1. Бреслав Г. М. Эмоциональные процессы. – Рига. :Прогресс., 1984.
2. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М. :Просвещение., 1990.
3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – С. - П. :Питер., 1997.
4. Бюттер К. Жить с агрессивными детьми. – М. :Просвещение. ,1997.
5. Возрастные особенности психического развития детей. / Под ред. И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной. – М. :Академия., 1982.
6. Гамезо М. В. Атлас по психологии. –М. :Просвещение. ,1986.
7. Гарбузов В. И. Практическая психотерапия. – С. -П. :Питер., 1994.-
8. Детский психолог. / Под ред. Е. И. Рогова. - Вып. 1. - Ростов–на-Дону. :Прогресс., 1992.
9. Запорожец А. В. Эмоциональное развитие дошкольника. – Минск. :Педагогика., 1985.
10. Кабанова М. М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. – Л. :Академия., 1983.
11. Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни. – М. :Просвещение., 1983. –
12. Креч Д., Крачфилд А., Ливсон Н. Нравственность, агрессия, справедливость. //Вопросы психологии. – 1992. - №1-2. –
13. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль. :Литера., 1997.
14. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. – М. :Педагогика. ,1989.
15. Лешли Дж. Как работать с маленькими детьми. – М. :Педагогика., 1991.
16. Лоренц К. Агрессия. – М. :Просвещение., 1994.
17. Мартенс Р. Социальная психология и спорт. – М. :Педагогика., 1979.
18. Мид М. Развитие ребенка. – М. :Педагогика., 1968.
19. Паренс Г. Агрессия наших детей. – М. :Лайнер., 1997.
20. Пулкинен Л. Становление образа жизни с детства до юношеского возраста. // Психология личности и образ жизни. – М., 1987.
21. Рабочая книга социолога. / Под ред. Г. В. Осипова. – М. :Просвещение., 1983.
22. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. / Под ред. А. В. Запорожца., Л. З. Неверович., - М. :Просвещение., 1986.
23. Раншбург Й., Поппер П. Секреты личности. – М. :Прогресс., 1983.
24. Раттер М. Помощь трудным детям. – М. :Просвещение., 1987.
25. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М. :Владос., 1996.
26. Румянцева Н. М. Агрессия и контроль. // Вопросы психологии. – 1992.-№ 5,6.