Папки-передвижки

Работа педагога-психолога с психосоматическими проявлениями у детей и взрослых

Ольга Маскина
Работа педагога-психолога с психосоматическими проявлениями у детей и взрослых
▼ Скачать +Заказ

Мы живем с вами в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах мы ведем и чувствуем себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению здоровья. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ранее ресурсов, духовному совершенствованию - как бы вопреки экстренным ситуациям.

Давно доказан факт психологической природы многих заболеваний – психологи призывают искать причины болезни в отношении к жизни, окружающим людям, самим себе.  Психосоматические расстройства у детей и взрослых, являются важной проблемой практического здравоохранения. Неумение распознать эту патологию часто приводит к тому, что истинный диагноз устанавливается спустя многие годы после возникновения первых проявлений болезни.  Вы часто нервничаете и получаете проблемы с сердцем и сосудами, злитесь – страдают зубы и печень, много грустите – неизбежны бронхиты, хронический кашель и т. д. Детская психосоматика имеет ту же природу, что и взрослая – все душевные переживания находят выход в частых простудах, следующих одна за другой.

Публикация «Работа педагога-психолога с психосоматическими проявлениями у детей и взрослых» размещена в разделах

Термин "психосоматика" включает в себя 2 понятия.  Психосоматика (от греч. psyche - душа, soma - тело)

Психосоматические расстройства - физиологические болезни, возникающие на основе психотравмирующих обстоятельств.

Факторы риска возникновения психосоматических расстройств у детей и подростков

1. Генетические

1. Наследственная отягощенность психическими заболеваниями;

- психотического характера;

- непсихотического характера.

2. Наследственная отягощенность психосоматическими расстройствами

3. Личностные особенности родителей.

4. Личностные особенности больных.

2. Церебрально-органические

1. Патология беременности и родов.

2. Нарушение вскармливания.

3. Нарушения психомоторного развития

4. Травмы, операции, интоксикации.

5. Остаточные явления раннего органического поражения ЦНС.

6. Вредные привычки (патологически привычные действия - ППД - сосание пальца, грызение ногтей, раскачивание туловищем, выдергивание волос и др.). 

3. Психосоциальные

1. Плохие материально-бытовые условия и конфликты в семье.

2. Нарушение системы мать-дитя.

3. Дефекты воспитания.

4. Посещение детских учреждений.

5. Наличие сестер и братьев.

6. Неполная семья.

7. Курение и алкоголизм у родителей.

8. Потеря (болезнь) родителей или близких родственников.

9. Изменение стереотипа общения.

10. Психоэмоциональные перегрузки.

Наиболее частыми причинами возникновения отрицательных эмоций у детей дошкольного возраста являются:

- срыв первичного стереотипа поведения (смена обстановки или крута общения);

- неправильное построение режима для ребенка;

- неправильные воспитательные приемы;

- отсутствие необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности;

- создание односторонней аффективной привязанности;

- отсутствие единого подхода к ребенку.  

Ниже мы приведем взаимосвязи заболеваний с психологическими проблемами. Но эта связь достаточно условна, и нужен индивидуальный подход в каждом случае.

 Психосоматические причины детских заболеваний

Часто ребенок болеет из-за недостатка внимания, гиперопеки или неблагоприятной атмосферы в семье – это основные психосоматические источники детских хворей. Детская психосоматика типична в своих проявлениях.

Ангина и другие заболевания горла = отсутствие свободы самовыражения

У ребенка болит горло – он либо сильно обижен, либо страдает от невозможности высказать свое мнение. Родители такого ребенка часто обрывают его инициативу, останавливая его просьбами помолчать, не вмешиваться, делают за него то, что он в состоянии сделать самостоятельно.

Кашель = непринятия себя, накопленная неприязнь

Кашель далеко не всегда может свидетельствовать о простуде. Многие родители наверняка замечали, что детки могут кашлять без видимых причин. По мнению специалистов по психосоматическим болезням, кашель – это выплескивание негатива, накопленного ребенком. Часто беспричинный кашель возникает у детей, родители которых часто ругают своих чад по мелочам – за разбитую посуду, перелитый чай, рассыпанную случайно еду. Взрослые не уделяют большого внимания подобным мелочам, а вот детки, напротив, запоминают такие моменты и часто «внутри» критикуют себя, пусть даже и непроизвольно. Когда подобный негатив накапливается, ребенок пытается прокашляться.

Судороги = панических страх

Судороги у детей могут быть связаны с сильнейшим чувством страха, Малышу хочется ухватиться за мамину руку, сжать ее покрепче и почувствовать опору.

Тошнота = стресс, испуг, большая обида

Ребенка тошнит – кишечная инфекция, ротавирусная инфекция или отравление! Именно так, не задумываясь, ответит большинство мамочек. На самом деле, тошнота и даже рвота ребенка может быть вызвана психологическими проблемами – сильнейшим стрессом, испугом и даже серьезной обидой.

Чаще всего, когда речь идет о психологическом факторе, причиной тошноты у ребенка становится сильный стресс и переживания, связанные с новыми ощущениями, ответственностью. Многие дети нервничают на первых занятиях в школе.

Запор = нежелание расставаться с чувствами и воспоминаниями

По мнению ученых, причиной запора у ребенка может стать нежелание расставаться с накопленными чувствами, воспоминаниями и эмоциями. Часто, подобны психологические запоры у ребенка связаны с нежеланием расставаться с садиком и, соответственно, боязнью неизведанного – школы.

Конъюнктивит = страх прошлого

Психологической причиной возникновения конъюнктивита может стать сильный страх ребенка вновь пережить какое-то неприятное событие из прошлого

Простуда = дискомфорт, смятение, беспокойство

Внезапная простуда. Кто из родителей не сталкивался с подобным? Ребенок чувствует себя отлично, не бывает на сквозняке, не ест мороженное, но внезапно заболевает простудой. С точки зрения психологии, психологической причиной простуды ребенка может стать общий дискомфорт в доме или беспокойство, преследующее малыша. Часто простуда подстерегает детей, которые становятся свидетелями напряженной обстановки в семье, во время ссор родителей, во время тяжелого финансового положения, когда родители удручены. Ребенок впитывает в себя негатив, витающий в воздухе и заболевает.

Проблемы с кожей = гиперопека

Проблемы с кожей – аллергические дерматиты, ветрянка, появление сыпи и прочие отражения внутреннего состояния говорят о том, что ребенок пытается установить дистанцию между взрослыми и собой. Все та же гиперопека, которая проявляется в регулярных прикосновениях, объятиях, поцелуях, приводит к тому, что малыш подсознательно ставит барьер – ему необходимо личное пространство.

Нарушения мочеиспускания и ночные недержания = Сверх контроль

Нарушения мочеиспускания и ночные недержания появляются у детей, которые склонны контролировать себя, опасаясь негативной реакции со стороны родителей.

Боли в животе= сильный испуг,

Жалобы на боли в животе должны насторожить родителей – ребенка что-то пугает.

Болезни ушей=негативное вербальное воздействие

Второй реакций на жизнь в коллективе становятся болезни ушей, которые также могут быть следствием ругани, скандалов и разговоров на повышенных тонах, которые слышит ребенок.

Как защитить ребенка от психологических болезней? Большинство психологов считает, что психологическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны также со стилем родительского воспитания, зависят от характера взаимоотношений родителей и детей.

Важнейший совет, который даст любой психолог – обеспечить позитивную атмосферу в доме, искоренить ссоры, скандалы, ругань в семье. Больше времени стоит уделять ребенку и, самое важное, прислушиваться к нему, к его желаниям, рвениям и проявлениям своего «Я». Ни в коем случае нельзя ограничивать ребенка в волеизъявлении, самовыражении. Даже если его рисунки или стихи не производят на вас впечатление – это его нынешнее увлечение, дарящее ему позитив, а значит запрещать ему заниматься любимым делом нельзя.

Сохранение психологического здоровья обеспечивается действиями по двум направлениям: профилактическом – развитие стрессоустойчивости (готовности к возможным изменениям, нарушающим равновесие); реабилитационном – восстановление равновесия, работоспособности или ресурсного потенциала.

Основой профилактики эмоционального благополучия является создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения, открытое доброжелательное общение.

Способствование становлению базовых свойств личности: самооценки и образа «Я», нравственных ценностей, смыслов и установок, социально-психологических ценностей в системе отношений с другими людьми.

Иными словами: помочь ребенку поверить в свои силы, научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции, понимать эмоциональное состояние других людей, обучать детей этическим ценным формам и способам поведения в отношениях со сверстниками и взрослыми, а также проводить консультативную, профилактическую, психодиагностическую и коррекционную работу с семьей.

Реализовать эти направления работы можно через :

-  индивидуальные (беседы, консультации);

- групповые (консультации, лекции, клубы, дискуссии, диспуты);

- фронтальные (родительские собрания)

Невербальные (наглядные) методы психологического просвещения (стендовая информация, подборка специальной психологической литерату ры для родителей, папки-раскладушки, альбомы, распечатки тематической информации и др.).

Вербальные методы работы с родителями (консультации, семинары, семинары-практикумы, лекции, родительские клубы, круглые столы, дни открытых дверей и пр.)

Заключение.

Таким образом, для сохранения психологического здоровья и социального благополучия детей необходимо выполнение следующих условий: включение в профилактическую работу всего коллектива ДОУ, активное участие родителей, отбор диагностических методов и развивающих упражнений, адекватных особенностям детей дошкольного возраста. Оценка показателей психологического здоровья проводится нами посредством диагностических методик, методов наблюдения за детьми в различных видах деятельности.

Ребенок же беспомощен в этих ситуациях, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основой такого развития является психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье в целом.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование первичных представлений о семье у детей 5–6 лет в деятельности педагога-психолога Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа.

Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда при создание комфортной среды в обучении детей с ОВЗ в ОУ Педагог-психолог: Радостева Т. А. Учитель-логопед: Галкина Н. В. МБДОУ «Детский сад №14 «Светлячок» г. Кудымкара (2016 г.) 1. Добрый день.

Готовность детей к детскому саду. Рекомендации педагога-психолога Часто дети тяжело привыкают к детскому саду. Это и понятно. И тут важно, как поведут себя родители. От их знаний во многом зависит готовность.

Конспект занятия педагога-психолога для детей средней группы с использованием сказкотерапии Цель: развитие умения распознавать, выражать основные эмоции, управлять ими, освобождение от негативных переживаний. Задачи: 1. Способствовать.

Конспект занятия педагога-психолога по психогимнастике для детей 5–6 лет «Цирк» Конспект занятия педагога – психолога по психогимнастике для детей 5-6 лет «ЦИРК» Цель: развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы.

Мастер-класс «Работа педагога психолога дошкольного учреждения с детьми с аутистическим спектром» В настоящее время слово «аутизм» часто можно слышать из уст родителей и учителей. Впервые в России об аутизме заговорили в конце 1980-х.

Работа педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями. РАБОТА ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Специфика развития детей - инвалидов заключается в негативном.

Совместная работа педагога-психолога и родителейСовместная работа педагога-психолога и родителей Занятие «УЧИМСЯ СЛУШАТЬ ДРУГ ДРУГА» Задачи: - сплочение группы, создание положительной эмоциональной обстановки; - развитие невербальных.

Структура работы педагога-психолога с воспитателями в период адаптации детей к детскому саду Раннее детство – период интенсивного развития. Опыт, приобретенный ребенком в это время, во многом определяет его будущую взрослую жизнь.

Советы педагога-психолога для родителей по подготовке детей к школе Уважаемые родители предлагаем вам советы по подготовке детей к школе от педагога-психолога Левченкова В. В. 1. Образовательную деятельность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа педагога-психолога с психосоматическими проявлениями у детей и взрослых
Опубликовано: 16 ноября 2016 в 14:37
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Работа педагога-психолога с психосоматическими проявлениями у детей и взрослых» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Маскина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД