Людмила Иванова
Коррекционно-развивающая программа по формированию и коррекции базовых сенсомоторных взаимодействий
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное областное бюджетное учреждение
«Новгородский областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
Филиал №6
Утверждаю:
заведующий филиалом №6
Ф. И. О___ Дата___ Рассмотрено на заседании минипедсовета Центра
Протокол №___
«___»___20 г.
Индивидуально-ориентированная
коррекционно-развивающая программа
«Ощущаю, взаимодействую»
Составитель:
педагог – психолог
Иванова Л. Л.
Чудово
2016г.
Пояснительная записка
Актуальность.
Публикация «Коррекционно-развивающая программа по формированию и коррекции базовых сенсомоторных взаимодействий» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Артем, 6 лет, занимается у логопеда Центра, в ходе занятий специалист заметил трудности у ребенка: автоматизация звуков, неусидчивость, проблемы внимания. Маме было рекомендовано проконсультироваться у психолога.
По результатам психологического обследования у Артема выявлены следующие особенности:
-темп деятельности, работоспособность снижены;
-вестибулярные ощущения сформированы недостаточно : есть трудности удержания баланса в положении стоя, испытывает трудности при прыжках на одной ноге, трудности в синхронизации движений и при переработке мышечно-суставных ощущений. Проксимальная стабильность недостаточная.
-динамический праксис снижен.
-межполушарное взаимодействие нарушено (признаки смешанности).
Ребенок в ходе обследования быстро истощается, на фоне истощения падает работоспособность, появляются трудности переключения внимания. Мальчик начинает застревать и стимулирует себя с помощью двигательной активности, отвлекается на малейшие звуки или иные сенсорные стимулы.
При выполнении заданий требуется оказание направляющей, организующей видов помощи.
В итоге всего вышеизложенного, необходимо активное участие родителей в занятиях и обучение их приемам и способам, направленных на развитие вестибулярных ощущений, межполушарного взаимодействия и активизации деятельности ребенка.
Научная обоснованность
Теоретической основой программы являются результаты научных исследований Семенович А. В., Ахутиной Т. В. И Семаго М. М.
В возрастной период от 3 до 7-8 лет формируется доминантность полушарий мозга по руке и речи, закрепляются и автоматизируются все основные межполушарные асимметрии, фиксируется право- и левополушарный центры контроля за когнитивными (вербальных и невербальных) и эмоциональными психологическими функциями.
В различных системах характер функциональной ассиметрии может быть неодинаков. Выделяют моторные, сенсорные и ассиметрии по психическим функциям, каждая из них подразделяется на множество видов. К моторной ассиметрии относятся: ручная, ножная, оральная, глазодвигательная и другие виды. К сенсорным ассиметриям относятся зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная и др. К «психическим» ассиметриям относятся мозговая организация речевых и других высших психических функций.
Работа с ребенком будет строится по методу замещающего онтогенеза, что подразумевает формирование и коррекцию базовых сенсомоторных (синергических и реципрокных) взаимодействий паттернов поведения, лежащих в основании онтогенеза межполушарных взаимодействий.
Конвергенция глаз, ползание, ходьба и т. д. — отражение на поведенческом уровне системно-динамической организации и пси — контралатеральных (то есть соответственно полушарных и межполушарных) мозговых структурно-функциональных взаимодействий.
Далее мишенями становятся те психические функции, которые надстраиваются в онтогенезе над сенсомоторным фундаментом. Это: соматогнозис, тактильный, зрительный и слуховой гнозис, моторная и речевая кинетика, память, пространственные представления и речь.
Таким образом, программа будет построена по нейропсихологическому подходу — метод замещающего онтогенеза, работа будет строится от простого к более сложному.
Цели и задачи
Цель программы — формирование и коррекция базовых сенсомоторных (синергических и реципрокных) взаимодействий. Развитие межполушарного взаимодействия.
Задачи:
1. Расширить сенсомоторный репертуар (чувствовать свое тело, расширить глазодвигательные функции, развитие устойчивости и раскрепощение суставов, а также ловкости).
2. Обучать способам расслабления (релаксация-визуализация, дыхательные упражнения).
Задачи работы с мамой:
1. формировать мотивацию мамы на активную работу с ребенком дома (разъяснение, показ упражнений и достижений ребенка, поддержка).
Адресность и продолжительность программы
Адресат: ребенок 6 лет с недостаточностью вестибулярных ощущений, межполушарного взаимодействия.
Продолжительность курса: 6 месяцев, 1 раз в неделю по 60 минут (40 минут — работа с ребенком, 20 минут — работа с мамой).
Форма занятий : индивидуальные занятия совместно с родителем.
Планируемые результаты и система оценки достижения.
К концу коррекционно — развивающей работы планируется достичь следующих результатов:
1. ребенок чувствует свое тело, может отслеживать двигающиеся предметы, без дополнительной стимуляции и удерживать баланс тела. Умеет расслаблять и напрягать мышцы. Умеет ловить и бросать мяч, попадать в мишень.
2. Умеет расслабляться и правильно дышать.
Система оценки реализации программы :
1. Нейрологические пробы по Ахутиной Т. А.
2. методика В. М. Когана
Организационный раздел:
1. Система условий реализации программы :
-игровая комната: коврики, спортивный инвентарь, наличие игрушек (машинки, муз. инструменты и т. д.)
-различные канцелярские принадлежности (карандаши, бумага, глина)
2. Структура занятия:
-организационный момент
-разминка, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, растяжки
-двигательные игры и упражнения
-завершающий этап (упражнения на расслабления, подведение итогов занятия)
-консультирование мамы по итогам занятия.
3. Содержательный раздел.
Работа с ребенком состоит из 5 этапов, которые представлены в структуре знятия. На первом этапе, организационном, мы устанавливаем с ребенком взаимодействие, через методы «Я высказывания», «Отражения» и т. д.
Второй этап — разминка, включает в себя различные дыхательные упражнения («Шарик», «Облако» и т. д., а также двигательные упражнения, растяжки под музыку, ритмитизацию, направленные на различные части тела ребенка. В этот этап включены различные глазодвигательные упражнения, которые направлены на межполушарное взаимодействие. Данный этап дает возможность фиксации на своих телесных ощущениях, вестибулярных (чувство устойчивости и ловкости).
На третьем этапе с ребенком проводятся различные двигательные игры и упражнения («Бревнышко», «Животные», различное ползанье, «Качалки», «Мишень» и т. д., которые развивают у мальчика способность чувствовать свое тело, отслеживать двигающиеся предметы и удерживать баланс тела, расслаблять и напрягать мышцы. Налаживать межполушарное взаимодействие.
На завершающем этапе ребенок учиться расслаблению своего тела, вместе со специалистом подводит итоги занятия, делится своими эмоциями.
Для эффективности работы мама присутствует на занятиях и с ней проводится последний этап, на котором объясняются принципы работы с ребенком, она научается тем двигательным упражнениям и играм, которые развивают у него сенсомоторные и межполушарные взаимодействия.
Все занятие проводится по принципу от простого к сложному и все этапы строго соблюдаются.
Литература:
1. Ахутина Т. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. Лекции.
2. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М. : АРКТИ, 2000.
3. Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста. Учебное пособие. – 2-е изд. –М. ,2008г.
4. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. Учебное пособие. - М. : Генезис, 2007
5. Хухлаева О. В. «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» М., «Генезис» 2006 г.
6. Чистякова М. И. Психогимнастика/Под ред. М. И. Буянова. - М. Просвещение,1990.