Лилия Дамберг
Программа по профилактике и коррекции отклоняющего поведения
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное казенное образовательное учреждение Свердловской области,
«Алапаевская школа-интернат,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №
от «___» ___2016г.
Согласовано:
Зам. директора по УВР
___ С. М. Семенчук
«___» ___2016г.
Утверждаю:
Директор
___Н. В. Храмова
«___» ___2016г.
Программа по профилактике и коррекции отклоняющего поведения
на 2016 – 2017 учебный год
Педагог-психолог: Дамберг Л. С.
Публикация «Программа по профилактике и коррекции отклоняющего поведения» размещена в разделах
Содержание
I. Пояснительная записка
II. Общая характеристика курса «Профилактика и коррекция отклоняющего поведения»
III. Ожидаемые результаты прохождения курса «Профилактика и коррекция отклоняющего поведения»
IV. Содержание курса «Профилактика и коррекция отклоняющего поведения»
V. Учебно-тематическое планирование курса «Профилактика и коррекция отклоняющего поведения»
VI. Критерии оценивания «Профилактика и коррекция отклоняющего поведения»
VII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
I. Пояснительная записка
Профилактика отклоняющегося поведения - одно из важных направлений в деятельности школьного психолога. К отклоняющему поведению относят : преступность, алкоголизм, наркоманию, суицид, бродяжничество и различные виды правонарушений. В условиях кризиса современного общества и изменения морально-нравственных и ценностных установок вслед за взрослыми возросло и число детей, склонных к асоциальному поведению. Девиантный ребенок склонен к совершению правонарушений, к различным видам зависимостей, проявлению агрессии по отношению к окружающим. При девиациях изменяется вся система деятельности в целом, при этом происходит искажение ценностно-мотивационной, социальной, когнитивной сфер, нарушается адекватное ощущение и восприятие, как внутреннего мира подростка, так и внешнего. Противоречивость во внутреннем мире ребенка, в особенности между самооценкой и оценкой личности окружающими, в большинстве случаев приводит подростка к поиску социальных групп, принадлежность к которым способствует удовлетворению потребности в самоуважении. Чаще всего эти социальные группы деструктивно действуют на их не сформированную личностную сферу. В рамках программы дети будут обучаться взаимодействию с окружающими, с самим собой, учиться овладевать навыками самостоятельности и ответственности, получат общую осведомленность о правовых нормах поведения. Так же, психологом будет производиться коррекция ценностно-мотивационной сферы, которая в большинстве случаев у детей не сформирована или имеет патологическую направленность. Важно помочь увидеть детям свое будущее и как оно может меняться от их собственных решений.
Коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения со школьниками имеет свои особенности. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьёй. После диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности должна следовать индивидуальная психокоррекционная работа. Но основной акцент следует делать на индивидуальной работе с ребенком. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости «хорошо себя вести». Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов школьника также на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени школьника за счё т привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, и т. д.
Цель программы : развитие у подростка социально-приемлемых способов контакта с социумом, активация механизмов самопознания и коррекция нарушения поведения в контексте межличностного взаимодействия.
Основные задачи программы :
1. Открытие у подростка в себе тех качеств и навыков, которые дают чувство внутренней устойчивости и доверия к самому себе.
2. Формирование активной жизненной позиции участника и развитие у него способности производить значимые изменения в собственной жизни.
3. Формирование конструктивного контакта с социумом.
4. Получение подростком нового опыта, способствующего минимизации нарушений личностной и поведенческой сфер.
5. Обучение участника индивидуализированным приемам межличностного общения.
6. Формирование у участника новых жизненных целей.
Для разработки программы использовались следующие нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014.
3. Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 2013 года № 1015;
5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использования в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на учебный год;
6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
7. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»;
8. Локальные акты образовательного учреждения;
9. Устав государственного казенного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Алапаевская школа-интернат, реализующая адаптированные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.
10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья СанПиН 2.4.2.3286-15 от 10.07.2015 N 26.
Программа разработана для работы с ребенком «группы риска». Занятия проводятся 1 раз в месяц (всего 9 занятий) индивидуально
Характеристика особенностей учащегося 9 класса
Т. В.
Т. В. на занятиях проявляет интерес. На контакт идет легко, контакт стабильный на протяжении всего занятия. При выполнении задания работает в умеренном темпе, доводит начатое до конца, иногда просит задание сложнее. Поведение адекватно ситуации. Методика «Лесенка» : самооценка адекватная с тенденцией к заниженной. Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) : уровень тревожности низкий. В целом по методике склонности к отклоняющемуся поведению нет. Цветовой тест (М. Люшер) : нервно-психическое состояние свидетельствует о несколько повышенном уровне нервно-психического неблагополучия обследуемого – повышенной утомляемости, неуравновешенности, наличие негативных эмоциональных переживаний. К отклоняющему поведению не склонен.
II. Общая характеристика курса «Профилактика и коррекция отклоняющего поведения»
Этапы проведения коррекционной программы :
1 этап – цель: создать условия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем.
2 этап – цель: осознание моделей поведения в различных ситуациях, формирование представлений о сущности конфликтов и способах разрешения конфликтных ситуаций, отстаивание позиции, конструктивное решение конфликтов. Подросток в играх и упражнениях учится конструктивно решать конфликты, отстаивать свою позицию.
3 этап – цель: развитие толерантности к себе и другим, формирование положительного отношения к себе, принятия себя, проработка эмоциональных состояний, завершение курса.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Продолжительность занятий 30-40 минут. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося.
III. Ожидаемые результаты прохождения курса «Профилактика и коррекция отклоняющего поведения»
Входящая и итоговая диагностика обучающихся:
1. Методика «Лесенка». Изучение самооценки.
2. Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен). Исследование тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.
3. Цветовой тест (М. Люшер). Позволяет измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности.
4. Диагностика отклоняющего поведения.
Освоение рабочей программы обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты:
1. Сформируется адекватная самооценка.
2. Выработаются позитивные жизненные цели и мотивация к их достижению.
3. Повысятся правовая грамотность и ответственность за свое поведение.
4. Самоконтроль поведения, возможность воздерживаться в случае необходимости тех или иных действий, то есть управление собственным поведением.
5. Расширение знаний о себе, своих возможностях и особенностях.
Предметные результаты:
1. Овладение ценностными установками для осознанной мотивации к саморазвитию.
2. Готовность к сознательному самоограничению в поступках, поведении.
3. Осознание ценности человеческой жизни.
4. Развитие рефлексивных навыков.
IV. Содержание курса «Профилактика и коррекция отклоняющего поведения»
№
п/п Тема Количество часов
Обследование ребенка
1. Наши чувства и действия 1
2. Учимся честно говорить о проступке 1
3. Почему трудно признать свою вину? 1
4. Учимся справляться с чувством протеста 1
5. Учимся справляться с чувством обиды 1
6. Всегда ли мы поступаем правильно? 1
7. Можно ли справиться со злом? 1
8. Зачем человеку чувства стыда 1
9. Когда опасен гнев? 1
Обследование ребенка
Итого 9
V. Учебно-тематческое планирование курса «Профилактика и коррекция отклоняющего поведения»
Раздел Количество часов Тема урока Количество часов Дата Основное содержание
1. Обследование детей 1 Входящая диагностика 1 Обследование учащихся.
2. Активация механизмов самопознания 9 Наши чувства и действия 1 Проблемная ситуация «Девочка и пластилин», беседа «Когда мне бывает плохо.», Рисунок «Веселый клоун и нарядная кукла».
Учимся честно говорить о проступке 1 Проблемная ситуация, беседа «Как можно помочь себе честно признаться в проступке?»,
рисунок «Радость», приемы самопомощи.
Почему трудно признать свою вину? 1 Проблемная ситуация, беседа «Почему мы перекладываем вину на другого?», рисунок «Мое настроение», «Цветной дождь».
Учимся справляться с чувством протеста 1 Проблемная ситуация, беседа «Хорошо ли быть одному?».
Учимся справляться с чувством обиды 1 Проблемная ситуация, беседа «Что такое обида?», рисунок «Обида», «Воздушный шарик», «Небо».
Всегда ли мы поступаем правильно? 1 Проблемная ситуация «Кто всех глупее», беседа «Когда мы обижаем тех, кто слабее нас?», рисунок, «Выбивание пыли».
Можно ли справиться со злом? 1 Проблемная ситуация, рассказ «Не смей!», беседа «как побороть зло и стать добрее?», «Я могу защитить…», «Ястреб и птицы»
Зачем человеку чувства стыда 1 Проблемная ситуация, беседа «Когда нам бывает стыдно?», рисунок «Мой стыд», Когда человеку на душе плохо, то он может сам себе помочь.
Когда опасен гнев? 1 Проблемная ситуация, беседа «Почему человек злится?», «Сердитая старуха», рисунок «Гнев», «Дракон кусает свой хвост».
VI. Критерии оценивания курса «Профилактика и коррекция отклоняющего поведения»
В начале курса необходимо провести психологическую диагностику. Результаты обследования являются определяющими, исходя из выявленной зоны актуального уровня развития детей, строятся занятия.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг развития психической сферы, который отражает индивидуальные достижения обучающихся и позволяет делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы (см. Приложение 1).
Уровни оценки развития полученных знаний:
В – высокий - самостоятельно применяет свои знания в любой ситуации;
В/с – выше среднего - способен самостоятельно применять знания, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
С – средний - способен самостоятельно применить знание в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
Н/с – ниже среднего - преимущественно применяет знания по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен применить их самостоятельно;
Н – низкий - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи.
VII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Учебный материал: методики с необходимым стимульным материалом для диагностики познавательной и эмоциональной сфер, личности, поведения; методики с необходимым оснащением для проведения психокоррекционной работы по отдельным направлениям.
2. Мебель и оборудование: стол и стул для психолога; шкаф для пособий и техники; уголок мягкой мебели (4 мягких пуфика); рабочие места для детей.
3. Технические средства обучения (компьютер с программным обеспечением).
4. Экранно-звуковые пособия: презентации, музыкальное сопровождение, звуки природы и др.
5. Коррекционно-развивающая программа для подростков “Фарватер” / Под ред. Е. В. Емельяновой. – СПб. : Речь, 2010. – 384 с.
6. Макартычева Г. И. Тренинг для подростков. Профилактика асоциального поведения. - СПб. : Издательство “Речь”, 2008. – 192 с.
7. Семенака С. И. Социально-психологичексая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. – 7-3 изд. М. ; АРКТИ, 2015
8. https://festival.1september.ru/
Приложение 1
Мониторинг развития обучающегося на курсе «Профилактика и коррекция отклоняющего поведения»
Наименование разделов 2016-2017
октябрь май
Качества и навыки, которые дают чувство внутренней устойчивости и доверия к самому себе.
Уровень активной жизненной позиции участника и развитие у него способности производить значимые изменения в собственной жизни.
Умение конструктивного контакта с социумом.
Уровень полученного нового опыта, способствующего минимизации нарушений личностной и поведенческой сфер.
Овладение индивидуализированным приемам межличностного общения.
Уровень сформированности у участника новых жизненных целей.
В – высокий, В/с – выше среднего, С – средний, Н/с – ниже среднего, Н – низкий.