МААМ-картинки

Комплексная индивидуальная коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения по результатам ПМПК

Марина Валентиновна Рюгина-Семенова
Комплексная индивидуальная коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения по результатам ПМПК
▼ Скачать + Заказать документы

Комплексная индивидуальная

коррекционно-развивающая программа

Никулина Ивана Ивановича

Возраст: 25.07.2011 г.

на 2016 – 2017 учебный год

Заключение логопеда: ЗРР от 03.11.2016г.

Заключение психиатра : F 88 от 11.11.2016г.

Заключение ПМПК :___

Протокол № ___

Педагог-психолог : Рюгина-Семенова М. В.

Пояснительная записка

Публикация «Комплексная индивидуальная коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения по результатам ПМПК» размещена в разделах

Для устранения трудностей в обучении у детей необходимо использовать комплексную методику коррекции. Основными направлениями этой методики являются двигательные, когнитивные и игровые методы, которые применяются в комплексе с учетом их взаимодополняющего влияния.

В ходе коррекционной работы воздействие на сенсомоторный уровень вызывает активизацию в развитии всех ВПФ. Двигательные методы, используемые в ходе коррекционного процесса, создают некоторый потенциал для будущей работы, активизируют, восстанавливают и простраивают взаимодействие между различными уровнями и аспектами психической деятельности.

Основные проблемы развития:

- низкий уровень психических процессов : внимания, предметного и социального восприятия, представлений, памяти, мышления;

- несформированность мотивационно-потребностной сферы;

- недоразвитие и искажение эмоционально-волевой сферы;

- недостаточность моторного и психомоторного развития;

- снижение произвольности психических процессов, деятельности, поведения.

- низкая речевая активность, использование речи только в роли обиходно-коммуникативного средства.

Все эти факторы необходимо учитывать при организации индивидуальных коррекционно-развивающих занятий. В систему индивидуальной работы включены игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. Большое и разностороннее влияние игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребёнок во время игры чувствует себя более раскованно, свободно, естественно.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка

Ребенок адекватно реагирует на замечания, указания при выполнении предложенных заданий. Иногда бывает застенчив. В случае затруднений принимает помощь педагога.

Графическая деятельность (рисунок, письмо) слабо координирована за счет отсутствия тренировки. Ярко выражено двигательное беспокойство, недоразвитие движений в виде общей моторной неловкости, не может долго сидеть на месте, проявляется избыточность движений.

Неустойчивость функции восприятия (проявления по астеническому типу) : трудности переключения с одного воспринимаемого образа на другой связаны с неустойчивостью психических процессов, в результате наблюдается «соскальзывание», т. е. повышенная переключаемость.

Снижение устойчивости и объема и продуктивности внимания из-за отсутствия тренировки.

В общении со сверстниками не претендует на лидерство, по предложенным игровым сюжетам играет с удовольствием. Не агрессивен.

Задачи программы

- интенсивное накопление пассивного словаря, стимуляция активной речи, создание ситуаций, требующих речевой активности;

- расширение понимания смысла обращенной к ребенку речи;

- овладение различными навыками в процессе подражания;

- формирование адекватного взаимодействия с педагогами;

- становление представлений о себе;

- формирование системы сенсорных эталонов;

- формирование количественных представлений;

- развитие наглядно-образного мышления;

Содержание

Программа рассчитана на 6 месяцев (середина октября по май, 1 занятие в неделю, по 15-20 минут каждое в зависимости от состояния ребенка.

В организации занятий необходимо учитывать следующие виды педагогической поддержки:

- обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);

- одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;

- использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов, мнемокарт и др.);

- формулирование определений по установленному образцу, использование алгоритмов, инструкций;

- дополнительные упражнения;

- оптимальность темпа с позиции полного усвоения.

Занятия проводятся индивидуально. Каждое занятие состоит из нескольких заданий. На протяжении всего курса происходит постепенное усложнение материала.

Также на занятиях применяются:

- подвижные игры,

- продуктивные виды деятельности.

В планировании занятий использован принцип концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых лексических тем.

Практический материал для занятий распределяется так, что каждая тема пронизывает все этапы работы – от развития понимания речи до умения проговаривать, чувствовать и передавать интонацию, пользоваться движениями, мимикой, жестами, сенсорными эталонами и т. д.

Развитие эмоций, познавательной деятельности, с одной стороны, и решение задач коррекционного обучения (расширение знаний об окружающем мире, становление основных психических процессов, формирование сенсорных эталонов и количественных представлений, развитие речи) – с другой, тесно взаимосвязаны между собой в занятиях.

В занятиях часто используются театрализованные игры, которые помогают ребёнку имитировать движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движения в свою очередь повышают активность речедвигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения. Движения могут сопровождаться репликами, стихами, пением.

Театрализованные игры - занятия включают в себя все виды театра, доступные детям (настольный театр, театр на фланелеграфе, би-ба-бо, пальчиковый) и другие виды театров, в которых чётко фиксируются различные ситуации и разыгрываются сценки.

В игре нарастает активность ребёнка, они запоминают текст, «входят в образ». Педагог остаётся активным её участником. Своими пояснениями он направляет внимание воспитанника на те предметы и явления, которые надо уточнить, закрепить в их сознании.

№ Время проведения Программное содержание Краткое содержание занятия.

1 октябрь Развитие операции мышления: обобщения.

Развитие мелкой моторики.

Восприятия величины, наглядно-действенного мышления. подбери картинки: «домашние животные», «игрушки», «овощи», «фрукты», «цветы».

«раскрась кукле платье».

собери матрешку 4 части

разрезная картинка 5 частей.

2 октябрь Развитие восприятия формы и величины.

Развитие зрительной памяти.

Развитие наглядно-действенного мышления. ящик с формами.

пирамидка 5 колец

Запомни пару. Найди, кто с кем дружит.

кубики.

3 ноябрь Развитие логики.

Развитие внимания.

Развитие словаря и знаний об окружающем. 4-й лишний.

чего не хватает на рисунке.

назови животных и их детенышей.

кубики.

4 ноябрь мелкая моторика руки. Пластилиновая живопись.

5 декабрь Развитие зрительной памяти.

Развитие внимания.

Логического мышления.

Восприятия цвета. запомни игрушки.

найди одинаковых бабочек, жуков.

найди пару

разрезная картинка 4 части.

цветные коврики.

6 декабрь Развитие разговорной речи.

Развитие логики.

Зрительного восприятия беседа по картине «зимой».

эталоны.

7 декабрь Развитие операций мышления.

Творческого мышления.

Тактильного восприятия. кубики Никитина: «елочка», «дорожка», «квадрат», «лесенка».

сложи свою картинку.

чудесный мешочек.

8 Развитие логического мышления.

Развитие связной речи.

Развитие мелкой моторики. простые аналогии

рассказ по картине «дети в песочнице»

собери узор из палочек.

застегни пуговицы на домике.

9 январь Развитие внимания.

Зрительного восприятия.

Зрительной памяти.

Творческого мышления. найди двух одинаковых кошек.

найди отличие у кукол.

найди щенка, похожего на маму.

какие предметы пропали с полки магазина?

дорисуй предмет.

10 январь Развитие зрительной памяти.

Мышления.

Мелкой моторики. запомни, что везет каждая машина.

лабиринты

раскрась предметы, которые ты видел на картинке.

подбери карман к платью Маши.

11 февраль Развитие восприятия формы, величины.

Логического мышления, умения обобщать.

почта.

миски

разрезная картинка 6 частей

4-й лишний

назови предметы одним словом.

12 февраль Развитие словаря.

Развитие внимания, зрительного восприятия.

Логического мышления.

Мелкой моторики. о ком так говорят?

помоги зайцу добраться до морковки

найди контур автомобилей

раскрась кубики до конца

пуговицы

13 март Обогащение словаря, развитие знаний об окружающем.

Развитие мышления, операции обобщения.

Развитие умения рассуждать. назови профессии. Подбери предметы, нужные для работы.

разложи фрукты и овощи по корзинкам.

кто из зверей быстрее доберется до домика. Почему?

лабиринт.

14 март Развитие связной речи.

Развитие мышления.

Восприятия.

Мелкой моторики. закончи предложение.

аналогии.

собери гирлянду из флажков.

найди тень у каждой игрушки.

пальчиковая гимнастика.

15 апрель Развитие логического мышления.

Зрительного восприятия.

Мелкой моторики.

логические задачки.

найди фигуру такую же, как в рамочке.

что сначала, что потом.

раскрась узор на ковре по образцу.

16 апрель Развитие зрительного восприятия. Умения производить синтез.

Развитие мелкой моторики руки. Заплатки. Подбери недостающий фрагмент к картинке.

пальчиковая гимнастика

«зоопарк»

17 май Развитие мыслительных процессов. Кубики Никитина.

18 май Развитие воображения.

Развитие связной речи.

Мелкой моторики. что ты видишь на картинке?

закончи сказку.

дорисуй незаконченный рисунок.

Ожидаемые результаты

Ребенок, полностью усвоивший программу обучения :

- с интересом включается в спланированную педагогом деятельность, имеет хороший пассивный и активный словарь, проявляет активность в речевых ситуациях;

- основные ВПФ соответствуют возрастным показателям;

- правильно понимает смысл обращенной к нему речи;

- владеет различными навыками в процессе подражания;

- адекватно взаимодействует с педагогами и сверстниками;

- сформирована система сенсорных эталонов;

- сформированы навыки социального поведения;

- есть предпосылки к формированию основных понятий;

Литература:

1. Акименко В. М. Речевые нарушения у детей.

2. Закраквская О. В. Развивайся, малыш! Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста.

3. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии.

4. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучение.

Публикации по теме:

Программа психологического сопровождения адаптационного периода кандидатов в кадеты «Школа будущего моряка» Программа психологического сопровождения адаптационного периода кандидатов в кадеты к условиям обучения и проживания в ГБОУ кадетской школе-интернате.

Диагностика и коррекционно-развивающая программа психологической готовности детей с ОНР к школе Диагностика психологической готовности к школе. Субъекты исследования – дети подготовительной группы с ОНР. Задания, которые предлагаются.

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа. Развивающая речевое дыхание игра для ребёнка 4–5 лет с ОНР Цель: выработка длительного целенаправленного выдоха. Оборудование: кусочек ваты, картинка с изображением снегиря, мнемотаблица для заучивания.

Индивидуальная программа сопровождения ребенка-инвалида (с синдромом Дауна) Индивидуальная программа сопровождения ребенка-инвалида Наименование учреждения: Адрес:. 1. Сведения о ребенке • Ф. И. О … • Дата рождения.

Коррекционно-развивающая программа для детей 2 класса с умеренной умственной отсталостью Государственное бюджетное (областное) специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными.

Коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие внимания у слабовидящих детей младшего школьного возраста. Теоретический анализ показал, что на сегодняшний день существуют следующие программы, которые обеспечивают развитие внимания: Артюхиной.

Коррекционно-развивающая программа «Слагаемые здоровья» Актуальность проблемы В настоящее время проблема здоровья подрастающего поколения, вызывающая особую озабоченность в государстве и обществе,.

Коррекционно-развивающая программа «Телесно-ориентированные подходы в психокоррекционной и развивающей работе с детьми» ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ Цель: знакомство с группой; изучение психомоторного развития детей, диагностика дыхания; снятие эмоционального напряжения,.

Примерная индивидуальная коррекционно-развивающая деятельность в течение дня с ребенком (синдром Дауна, аутизм) Цель: поиск способов взаимодействия и преодоление трудностей общения Задачи: 1) наладить эмоциональный контакт, используя телесные прикосновения,.

Рабочая коррекционно-развивающая программа логопедического сопровождения детей 5–7 лет Программа предназначена для детей старшей и подготовительной группы. Срок освоения программы – 2 года. Пояснительная записка Актуальность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплексная индивидуальная коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения по результатам ПМПК
Опубликовано: 6 декабря 2016 в 06:07
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Комплексная индивидуальная коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения по результатам ПМПК» (включая файлы) размещена пользователем Марина Валентиновна Рюгина-Семенова (УИ 392935) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД