Ирина Верютина
Коррекционно-развивающая программа для первоклассников с целью адаптации к школьному обучению «Большое морское путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 13
Коррекционно-развивающая программа
по адаптации первоклассников к школьному обучению
«Большое морское путешествие»
Верютина Ирина Борисовна
педагог-психолог МБОУ СОШ № 13
г. Приморско - Ахтарск
Актуальность
Публикация «Коррекционно-развивающая программа для первоклассников с целью адаптации к школьному обучению „Большое морское путешествие“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация и дезадаптация школьников
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Первый класс школы – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. О сложности и значимости периода, связанного с адаптацией ребёнка в школе, сказано и написано в отечественной психологической и педагогической литературе достаточно (Дубровина И. В., Овчарова Р. В., Битянова М. Р. Микляева А. В., Румянцева П. В. и др.). Именно в эти первые месяцы начинают формироваться те системы отношений ребёнка с миром и самим собой, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, базовые учебные установки, которые в существенной мере определяют в дальнейшем успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности самореализации в школьной среде.
Наблюдения за школьниками первых классов показали, что психологическая адаптации детей к школе может проходить по-разному, Первая группа детей адаптируется к школе быстро. Эти дети быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей, у них хорошее настроение, они спокойны и добросовестно выполняют требования учителя.
Вторая группа имеет длительный период адаптации : дети не могут принять ситуацию обучения - они могут играть на уроках, не реагируют на замечания учителя и, как правило, эти дети испытывают трудности в усвоении учебной программы.
Третья группа — дети, у которых психологическая адаптация связана со значительными трудностями, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, на таких детей чаще всего жалуются учителя и дети: они «мешают работать в классе», «третируют детей»[3].
В программу работы по адаптации детей к школе входят :
- консультирование и просвещение педагогов по вопросам, касающимся организации психолого-педагогической поддержки детей в наиболее острый период первичной адаптации;
- консультирование и просвещение родителей;
- проведение психолого-педагогической диагностики школьных трудностей первоклассников;
- проведение кррекционно-развивающей работы с детьми, находящимися в состоянии средней и тяжёлой дезадаптации;
Какие-то аспекты новой социальной ситуации оказались чужими или недоступными для усвоения. Для многих «камнем преткновения» становится собственно учебная деятельность. Развивается комплекс неуспешности, который в свою очередь порождает неуверенность, разочарование, потерю интереса к учёбе, иногда познавательной деятельности вообще. Неуверенность у некоторых переходит в агрессию, озлобленность на тех, кто поставил в такую ситуацию, «погрузил» в море неуспеха и лишил поддержки. Другим не даются отношения со сверстниками, педагогом. Неуспешность в общении приводит к необходимости защищаться – уходить в себя, внутренне отворачиваться от других. Ухудшается здоровье, нормой становятся слёзы или температура по утрам и больной живот по вечерам, появляются странные неприятные «привычки» : тики, заикание, покусывание ногтей, волос.
Для первоклассников, имеющих трудности в адаптации к школьному обучению, была разработана коррекционно - развивающая программа «Большое морское путешествие».
Учебно - тематический план работы
№ занятия Тема Цель занятия Кол-во часов
1 Знакомство Знакомство с группой, снятие мышечного напряжения, осознание собственного тела и выразительности движений, умение действовать синхронно тексту. Развитие способности понимать эмоциональное состояние других людей, умение адекватно выражать свое эмоциональное состояние; развитие слухового восприятия и мелкой моторики.
1
2 Страна Эмоций Снижение уровня тревожности, развитие воображения, мелкой моторики, координации движений.
1
3 Страна Рисовандия Стимулирование общения; развитие памяти, внимания, логического мышления, воображения, мелкой моторики; развитие самоконтроля
1
4 Страна Точек Развитие познавательных способностей (памяти, внимания, логического мышления, воображения, усидчивости, мелкой моторики, общения.
1
5 Страна Математики развитие логического мышления, мелкой моторики, мыслительных способностей, концентрации внимания. 1
6 Страна Русского языка Развитие общей осведомлённости, внимания, мышления, быстроты реакции. 1
7 Страна Литературия
Формирование правильного представления о себе; развитие логического мышления, зрительной памяти, моторики и зрительно-моторной координации, умения ориентироваться в пространстве, концентрировать своё внимание, расслабляться.
1
8 Страна Литературия.
В гостях у Маленькой Бабы-Яги Развитие навыков совместной деятельности, чувства сопереживания, умения снимать психо-эмоциональное напряжение; развитие слуховой памяти, внимания, логического мышления.
1
9 Страна Вымышляндия Развитие логического мышления, зрительно-моторной координации, зрительной памяти, концентрации внимания, усидчивости, коммуникативных качеств, эмоциональной сферы (эмоция радости).
10
Страна Природоведия
Развитие коммуникативных навыков, эмоциональной сферы, развитие мышления, памяти, внимания, моторики и зрительно-моторной координации, умения владеть своим телом.
2
11 Развитие внимания, воображения, логического мышления, моторики и зрительно-моторной координации, умения снимать психоэмоциональное-напряжение.
12 Страна Физкультурия Развитие наблюдательности, концентрации внимания, зрительной памяти, логического мышления, умения владеть собственным телом, развитие моторики и зрительно-моторной координации; формирование позитивной самооценки.
1
13 Страна «Мыльных пузырей» Развитие умения различать и понимать эмоциональные состояния; развитие логического, образного мышления, воображения, внимания, зрительной памяти.
1
Перечень средств необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер (ноутбук) – основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащихся мультимедиа – возможности: видеоизображение, качественный аудиозвук.
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную психологом. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Не аппаратные средства
Функционально – ориентированные пособия (плоские и объёмные геометрические фигуры)
Спортивные пособия (мяч)
Арсенал для АРТ-терапии (сюжетные картинки, журналы, альбомные листы формата А1, А3, А4, краски, гуашь, кисти, баночка для воды, пластилин, клей, фурнитура, цветные карандаши, восковые мелки)
Рабочие тетради
Записи для релаксации и рисования: звуки природы, инструментальная музыка.
Литература:
1. Деннисон. П., Деннисон Г. Гимнастика ума. Простые упражнения для раскрытия умственных возможностей. - М. : Издательский отдел ЦВЛД, 1993.
2. Истратова О. Н. Практикум по детской психокоррекции : игры, упражнения, техники / О. Н. Истратова. – Изд. 5-е. – Ростов н/ Д: Феникс, 2011
3. Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность : диагностика, профилактика, коррекция. — СПб. : Речь, 2004.
4. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. – М. : Издательский центр «Академия», 2003.
5. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3 – 9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М. : Генезис, 2005.
6. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильцовой – М. : Мозаика- Синтез, 2010
7. Широкова Г. А. Практикум для детского психолога / Г. А. Широкова, Е. Г. Жадько. – Изд. 7-е. – Ростов н/ Д: Феникс, 2012. – 314, [1] с. : ил. (Психологический практикум).
8. Ясюкова Л. А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе : Метод. руководство. — СПб: Иматон, 1999
9. Лабиринт души: терапевтические сказки/ Под ред. Хухлаевой О. В., Хухлаева О. Е. – 3-е изд. – М. : Академический Проект: Трикста, 2004
10. Слюсарева Е. С., Козловская Г. Ю. Методы психологической коррекции. Учебно-методическое пособие. – Ставрополь, 2008.
Интернет – ресурсы
1. Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии» https://www.schoolpress.ru jornalissues/razvitie/index.php
2. Газета «Школьный психолог»
3. «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - https:// festival. I september.ru
4. «Педагогическая библиотека» - https://www.pedlih.rti
5. «Мир Психологии» - https://psychology.net.ru
6. МетодикаЛ. А. Ясюковой (часть 1). Определение готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Комплект для общеобразовательных школ https://www.imaton.com/